УРОК 41
Тема. Б. Лепкий. «Мышка (Сказка для детей: для маленьких и больших)». Истинные и фальшивые ценности на пути к счастью. Трагическая и комичная ситуации, их роль в раскрытии главной мысли, морали.
Цель. Ознакомить учащихся с произведением, раскрыть трагическую и комическую ситуации, их роль в воплощении главной мысли. Высказывать собственные размышления об истинных и фальшивых ценностях, о выборе собственной жизненной позиции. Воспитывать чувство милосердия.
Оборудование: иллюстрации к произведению.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- содержание сказки;
- особенности характеров персонажей;
- сведения по теории литературы о сказку, главную мысль произведения, антитезу.
Учащиеся должны уметь:
- раскрывать трагические и комические ситуации в произведении;
- находить важные фрагменты для понимания основной мысли произведения, антитезу;
- выражать свое отношение к героям и их выбора;
- высказывать свои размышления о счастье человека, проводить аналогии с современной жизнью;
- понимать истинную стоимость жизненных ценностей.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
- Подобрать к слову «цена» однокоренные (ценить, ценный, ценность, ценовой, ценный).
- Какие вы различаете материальные и духовные ценности?
- Почему, по вашему мнению, Б.Лепкий выбрал жанр сказки для раскрытия идеи произведения?
- Почему эта сказка адресована не только детям, но и взрослым?
II. Восприятие, усвоение и осмысление новых знаний.
1. Работа над содержанием произведения.
- Подтвердите цитатами, что события в произведении разворачиваются во время войны.
- Каким является жизнь людей в это сложное время?
2. Составление таблицы с использованием антитезы.
Добро | Зло |
1. «Люди не имеют, что есть» 2. «... умывается слезами». 3. «...большие ботинки на деревляних подошвах, а там ободранная юбка, а выше полатана рубашка...» 4. «лицо худое, худое, только шкура и кости...» 5. «одни из голода погибают...» | 1. «А мясо едят. Хорошо едят» 2. «Пахучим мылом умывается». 3. «Какие у нее рубашки, кружева...» 4. «... был толстый, как раскормленный боров...» 5. «... вторые бумагу в ящик прячут...» |
Война в человеческих судьбах
- Вспомните, что такое антитеза (художественное средство, которое строится на противопоставлении и служит для подчеркивание основной мысли произведения).
- С какой целью Бы. Лепкий использовал прием антитезы в произведении? (Акцентировать внимание на трагизме ситуации, используя иллюстрацию к произведению).
3. Характеристика образа мышки. Технология «Незаконченное предложение».
- «Жила-была мышка. Такая, как и вторые...»
- «Мышка боялась...»
- «Бежала на поле. Там..»
- «а на мне шкура немеет...»
- «Мышке сожалению...»
- «Как мышка тую разговор услышала, то так ей стыдно стало, не за себя, а за...»
- «И в маленькой мишачій голове родилась...»
- «Но мышка не ждала, что дальше будет...»
- Вы симпатизируете мышке?
- Как оцениваете ее желание «раздробить эту бумагу, что его несправедливостью человеческой слышать?
- Дайте ответ на вопрос мышки: «Разве же бумага важніший от жизни?»
4. Комическое в произведении.
- Какие события, поступки и поведение персонажей мы считаем комическими? (Комическое - то, что кажется нам не таким, каким, по нашему мнению, должно быть).
- Приведите примеры комического произведения «Мышка».
- Какими средствами комического использует автор? (Предоставление предмета изображения несвойственных ему рш; стремление действующего лица показать себя не тем, кем она является на самом деле; сочетание в предложении слов, которые обозначают разнородные понятия - «Я человек труда..», парадокс).
III. Обобщение изученного.
Технология «Горячий стул». (Ученики в роли Мышки, хозяина, хозяйки по очереди садятся на стул. им одноклассники задают вопросы. Те отвечают, проявляя понимание стоимости жизненных ценностей, присущих их героям).
IV. Итог урока.
Интерактивная технология «Визначись». Аргументировать выбранную позицию; «На чужом горе счастья не построишь», «Деньги не пахнут».
V. Домашнее задание.
Подготовиться к уроку литературы родного края. Выучить наизусть стихотворение «Видишь, брат мой...»