Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 14

Тема. Рассказ о жизни и творчестве Т. Шевченко.

Цель. Повторить известные факты из биографии писателя, расширив новыми сведениями; раскрыть значение наследия Кобзаря; учить учащихся задавать перекрестные вопросы и отвечать На них; воспитывать у школьников глубокое уважение к Шевченко, желание постичь его гениальность и важную роль в истории Украины.

Оборудование: портрет Т. Шевченко, сборник «Кобзарь», Г. Метельский «ранняя Весна над Вилией», репродукции рисунков Т. Шевченко периода ссылки.

Ход урока

I. Вступительная часть.

(Звучит песня «Ревет и стонет Днепр широкий ...»)

Слово учителя.

- Тарас Шевченко родился на украинской земле, под украинским небом, однако он принадлежит к числу тех людей-светочей, которые становятся дорогими для всего человечества и что в чести всего человечества обретают бессмертие.

«Он был поэтом, которого мы до того не имели: поэтом для всех, народным поэтом, поэтом угнетаемым, но не покоренных ... Его боялись цари. Его ужасались и смертельно ненавидели крепостники. ... Когда перед ним легла несходима ночь муштры и солдатчины, видимо, те венценосные палачи считали, что отправили его в такую безвестность, откуда не будет возврата ему.

А он вернулся.

Огненной песней, вещим незборканим словом поэт вернулся к своей родной Украины», - именно такими прекрасными словами Олеся Гончара начинаем сегодня разговор про нашего Великого Кобзаря, гениального Тараса Шевченко.

Он открыл миру красоту и силу украинского слова, поднял нашу литературу на высоту, достойную народа с богатым историческим прошлым. Под влиянием гениального Кобзаря развивалось поэтическое творчество многих писателей.

II. Актуализация опорных знаний. (Проводим в форме блиц-интервью «Детство Шевченко».)

Ученикам предлагаем поставить перекрестные вопросы: «ученик - ученик(В)», «учитель (В) - ученик», «ученик - учитель».

Вероятные вопросы и ответы

- О детстве Тараса, его семью вы уже немало узнали в предыдущих классах, в частности из повести Степана Васильченко «Широкий путь», произведения О. Иваненко «Тарасу пути». А сейчас вспомним и углубим эти сведения, сосредоточившись на главном, причем попробуем задавать перекрестные вопросы.

Ученик. Когда и где родился Тарас Шевченко?

Ученик. Т. Шевченко родился 9 марта 1814 г. в с. Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии (ныне Черкасская область).

Учитель. Что вы знаете о Звенигородщину - край, который дал Украине гениального Кобзаря?

Ученик. Эта местность чрезвычайно живописна: плодородные черноземные поля, высокие тополя, деревни с белыми домами, теряются в роскошных садах, холмы, могилы, буераки.

Ученик. В близлежащих селах было много мастеров - ткачей, гончаров, художников, стельмахов. Дома, даже повозки украшались узорами.

Дополнения учителя с использованием карты (возможно).

- Звенигородщина лежит в центральной части Украины. Здесь ревностно сохранялись обычаи и обряды, царила отборная украинский язык. Это - исконный казачий край, в котором бушевали восстания против польских поработителей, освободительная война под предводительством Б. Хмельницкого, гайдамацкая вольница первой половины XVIII ст. По некоторым свидетельствам, в Ольшане (городок рядом с Моринцами) родился черкасский полковник, герой Хмельницкого Максим Кривонос, в Будищах (тоже рядом) родился и вырос генерал-хорунжий армии УНР Юрко Тютюнник.

Ученик. Что вы знаете о родителях малого Тараса?

Ученик. Отец Тараса - Григорий Иванович Шевченко - происходил из свободных низовых казаков, знал грамоту, чумаковал, стельмахував. Простудившись в млечном походе, через три года по смерти жене и умер.

Ученик. Мать - Екатерина Акимовна (в девичестве Бойко) - из свободных крестьян, умерла рано, имея только сорок лет.

Ученик. Оба из соседних сел: отец - с Кереловку, мать - из Моринцев, но были уже крепостными помещика Энгельгардта.

(Дополнение учителя.) Семья Шевченко была не из бедных, но все день и ночь работали, чтобы и ненавистную барщину одбути, и себя прокормить.

Ученик. Сколько детей было в семье и кто был ближайший Тарасу?

Ученик. Имели Шевченки шестеро детей: Екатерину, Мишу, Тараса, Ярину, Маруся, Иосифа. Ближайшей Тарасу была Екатерина, которая заменила ему мать.

Учитель (дополнение). Не удивительно, что первую большую поэму поэт назвал именем сестры «Екатерина».

Ученик. Талант к чему проявился у парня в детстве?

Ученик. Очень рано у Тараса оказался талант к рисованию. С детства мел или вуглина были для него большой радостью. Все ими обмальовував, охотно изображал птиц, зверей, людей.

Ученик. Каким рос Тарас?

Ученик. Шаловливым, любознательным, мечтательным, білоголовим мальчишкой, имел феноменальную память, любил природу, песни, рассказы о прошлом.

Ученик. С кем в детстве дружил Тарас Шевченко?

Ученик. С Оксаной Коваленко. Она была немного младше него. Дети вместе пасли стадо.

Учитель. Какой вы представляете детскую дружбу Тараса и Оксаны? Какие произведения вы читали?

Ученик. «Мы вкупочці когда-то росли», «Мені тринадцятий минало».

Ученик. Как сложилась судьба Тараса после смерти отца?

Учитель. Тарас остался без какого-либо имущества и поддержки. И первое, о чем думал в таком положении, - была школа и наука. Два года служил у дьяка П. Богорского, терпел унижения, голод и перечитывал книги из его библиотеки. Стремясь стать художником, Тарас пошел искать учителя по соседним селам. Но маляры или не обращали внимания на его способности, или требовали разрешения от господина.

Учитель. Дал управляющий пана Энгельгардта парню разрешение?

Ученик. Нет. Он сделал его кухарчуком, а-впоследствии - казачком молодого господина в Ольшаной.

Ученик. Долго новонабраний слуга находился в Ольшаной?

Учитель. Нет. Осенью 1829 г. Тарас вместе с другими слугами отправился в дальнюю дорогу вплоть до Вильно (теперь Вильнюс - столица Литвы). Долгих 14 лет не будет видеть он Украины, а заветная мечта снова поселиться в родном крае так и останется для него невыполнимой. В Свободные

Тарас сначала служил казачком, а потом господин отдал его в науку к профессиональному художнику.

III. Основная часть урока.

Слово учителя.

- За два года пребывания Тараса в г. Свободно в его жизни произошло много изменений. Он возмужал, из подростка стал юношей. Несмотря на унизительное положение казачка успевал много рисовать, читать, познакомился с интересными людьми, у него появились друзья. Когда в Свободно разразилось польское восстание против русского царизма, напуганный Энгельгардт решил бежать в Петербург. Челядь должна была идти всю дорогу пешком.

2. Чтение отрывка из повести Т. Метельского «ранняя Весна над Вилией».

«Тарасу хотелось плакать. Он опустил голову на грудь и бездумно шагал, держась за край повозки. Ветер насквозь продувал его легкую, не по сезону, одежду. Через плохонький сапог сразу набралась вода. Впереди было восемьсот верст тяжелой дороги».

- Как вы представляете себе эту дорогу? Опишите. (Подсказываем, что это был конец февраля - начало марта.)

- Семнадцатилетний Шевченко прибыл в столицу царской России Петербурга, имея за плечами безрадостное детство, обучение в деспотических дьяков, тяжелый труд и любовь к рисованию. Желая иметь собственного художника, господин отдал его на 4 года в науку известного мастера Ширяева. Летом, в белые ночи, Шевченко приходил в Летний сад перерисовывать скульптуры. Именно здесь он познакомился с Иваном Сошенко, который учился в Академии художеств. Художник по-настоящему оценил художественный талант Т. Шевченко, познакомил будущего поэта с художниками К. Брюлловым, О. Венециановым, поэтом В. Жуковским и другими выдающимися деятелями культуры.

В кругу передовых деятелей русской и украинской культур зарождается мысль о выкупе Шевченко из крепостничества. В апреле 1837 г. К. Брюллов написал портрет В. Жуковского, который был разыгран в лотерею. За полученные 2500 руб Тараса выкупили из неволи. В отпускной отмечалось, что Шевченко свободный, что к нему не имеют больше никакого права ни господин Энгельгардт, ни его наследники.

- Почему, по вашему мнению, господин Энгельгардт определил такую большую сумму за волю Шевченко?

- Дальше Шевченко официально зачисляют в Академию искусств. Юноша увлеченно учится и достигает значительных успехов - получает 3 серебряные медали за малярные работы. Много читает, посещает театр, начинает писать стихи. Первым, кто заметил у Шевченко поэтический талант, был украинский поэт Есть. Гребенка. Именно он принял активное участие в издании «Кобзаря», который увидел свет в 1840 году.

- Как вы думаете, почему именно такое название получила первая сборка Шевченко?

... И зазвучало украинское слово. Зазвучало с неслыханной доселе силой.

Далее Шевченко становится членом Кирилло-Мефодиевского братства, мечтает преподавать рисование в университете, переиздать «Кобзарь», побывать в Италии. И вместо университета он оказывается в каземате III отдела, вместо издания «Кобзаря» ему запрещают писать и рисовать, вместо поездки в живописной Италии его ссылают в далекие казахские пустынные степи.

- Что для поэта означала запрет писать и рисовать?

- Начались долгие годы ссылки... «Вот она, та знаменитая Орска крепость, почти вслух произнес я, и мне стало грустно, невыносимо грустно, как будто меня бог знает какое бедствие «могло постигнуть в этой крепости, а страшная пустыня, ее окружающая, казалась мне раскрытой могилой, что готова живым меня поглотить ...» Разместили Шевченко в казарме крепости 22 июня 1847 года, записав рядовым в 5-й линейный батальон под номером 191.

Украдкой записаны произведения поэт прятал за голенищами сапог, отсюда и название - «захалявные». Особенно тяжелыми были первые годы ссылки: ежедневная муштра, пристальный надзор ротного командира и специально приставлен солдат, который даже проверял карманы поэта, ища карандаши или бумагу. (Просмотр рисунков Т. Шевченко периода ссылки.) Десятилетняя каторга забрала чрезвычайно много здоровья, энергии, душевных сил, но не сломила поэта. В его дневнике находим слова: «Все это невыразимое горе, все проявления унижения и поругания прошли, как будто и не касаясь меня. Малейшего следа не оставили по себе... Мне кажется, что я тот же, каким был десять лет назад. Ни одна черта в моем внутреннем образе не изменилась».

- Как вы поняли слова поэта?

- Вернувшись из ссылки в 1857 году, Т. Шевченко начал активно работать, будто чувствуя, что жить осталось недолго. Так

и не пришлось поэту поселиться в Украине, купить дом, жениться. Умер в холодной столице царской империи. Только впоследствии, стараниями друзей, вернулся на родную землю, чтобы отдохнуть здесь навеки. Был май 1861 года ...

IV. Закрепление изученного. Составление хронологической таблицы «Жизненный и творческий путь Шевченко».

V. Домашнее задание. Прочитайте балладу «Тополь».