УРОК 57
Тема. В. Симоненко. Поэзия «Прохожий». Проблема индивидуальности и толпы.
Цель. Раскрыть аллегорический смысл стихотворения, характеризовать образ лирического героя; учить учащихся дискутировать на тему индивидуальности и толпы; воспитывать чувство собственного достоинства.
Оборудование: фото разных лет В. Симоненко.
Ход урока
I. Опрос домашнего задания.
Ученики выразительно читают и анализируют самостоятельно подготовленные поэзии В. Симоненко.
II. Мотивация учебной деятельности.
Технология «Интервью наоборот». Интервью у детей берет Лина Костенко (ученица заранее готовит вопросы на урок). Ориентировочные вопросы:
- Вспомните, пожалуйста, где и когда я родилась? (19 марта 1930 г. в г. Ржищеве на Киевщине).
- Кем по профессии были мои родители? (Учителя).
- За что меня назвали дочерью «врага народа»? (Отец получил незаслуженно 10 лет заключения).
- Какие стихотворения, написанные мной, вы изучали на уроках?
- Из какого стихотворения эти строки:
И наконец по Одре -
темной, широкой -
на последней льдине одинокая чайка плывет.
(«Чайка на льдине»)
- Помните, за что подал в суд сосед на девочку Анну? (За то, что она делала цветные мыши.)
- Любите ли вы читать стихи?
- Кто из вас пробовал писать стихи? Прочитайте.
- Спасибо за интервью. До новых встреч.
III. Проработки нового материала.
1. Слово учителя.
Дети, возможно, вас удивило, что сегодня к нам на урок пожаловала Лина Костенко, ведь мы продолжаем изучать творчество В. Симоненко. Дело в том, что сегодня мы познакомимся с поэзией В. Симоненко «Прохожий», которую он посвятил Лине Костенко.
На судьбу Лины Костенко выпали и громкая слава, и не менее громкое мовчання. ей суждено стать предтечей целой когорты шестидесятников, которые пытались разорвать идеологические цепи, вернуть украинской литературе добрую славу. Голос Лины Костенко выделялся среди всех: не изменили его ни годы репрессий, ни цензурные запреты, ни горькие разочарования. Она осталась сама собой - мужественной, бескомпромиссной и острой на слово. Говорить о ее поэзию - значит говорить о святости души человека, его достоинство, об идеалах добра, истины и красоты, о непромокаемости правды и необходимость борьбы за нее.
2. Выразительное чтение стихотворения учителем.
3. Материал для учителя.
Стихотворение «Прохожий» впервые был напечатан с посвящением в газете «Литературная Украина» от 26 февраля 1963 года. В отличие от предыдущих стихов, стихотворение от начала до конца - інакомовний. Он воспринимается, как развернутая метафора, где в образе «прохожего» уособлено именно тот положительный идеал человека, который целенаправленно идет к цели, вызывая восхищение, а порой и зависть и ехидство, особенно когда «споткнется» на глазах у обывателя.
Как он шел!
Струилась дорога,
Даль в жадные глаза текла
. Не просто шли -
Пели ноги,
А тишина музыку берегла.
Совсем другая манера письма. Пластическое, так сказать, графически-движущееся изображение.
- С помощью какого художественного средства создается впечатление текучести движения? (С помощью динамических метафор: «стуменіла дорога», «даль текла»),
- Какими звуковыми образами дополняется картина движения? (Метафоры: «пели ноги», «тишина музыку берегла»).
- Расскажите, какой образ возникает перед вашими глазами после прочтения первых строк? (Образ счастливого человека, что находится в полной слаженности с окружающим миром).
- Чем дополняется этот образ в следующих строках? (Космическим видением, увлечением безграничности мира).
- Почему, по вашему мнению, только лирический герой видел красоту и величие окружающего мира? (Потому что в первую очередь поэтическим натурам дано замечать в привычных для других вещах гармонию, а потом описывать в своих произведениях).
- Почему же тогда прохожие увидели, как «спіткнувсь человек»? (Они скорее увидят, как кто-то споткнется, чем подведут глаза, чтобы увидеть прекрасное вокруг себя).
- Как вы объясните фразу: «Одни сочувствовали ему убого»?
- Какими словами автор показывает равнодушие окружающих?
- Почему такой досадный случай не расстроил «прохожего»?
- Выпишите из текста слова, которые бы дали четкую характеристику главному герою.
4. Устное рисование.
Представьте себя на месте «прохожего» и на месте человека, который идет навстречу лирическому герою. Каким будет ваше поведение?
5. Проблемный вопрос.
- Симоненко обрисовал бытовую картину о досадный случай на дороге. Так или нет? Обоснуйте свой ответ.
Понятное дело, что перед нами вовсе не бытовая картинка. Автор, используя аллегорию, показывает творческий прогресс человека, вхождение в литературу молодого поколения шестидесятников, выходит на общечеловеческие проблемы. Это тот вечный мотив отваги и осторожности, Дедала и Икара. Этот мифологический сюжет трактуется по-разному: одни отдают должное предусмотрительности отца, который предупреждал сына, что не стоит слишком приближаться к солнцу. И в основном симпатии отдаются юном Икару, который стремился познать непознанное, вырваться на волю (ведь они с отцом были в плену).
У Лины Костенко есть стихотворение «Брейгель. Падение икара», в котором падение Икара воспринимается окружающими привычно и просто. Подвиг лирического героя не оценили, так как не оценили морально-этического подвига «шестидесятников».
Симоненков Икар - земной, он ходит между людьми и, несмотря на то, что его «вдохновенной ходы» никто не видит (замечают только тогда, когда он споткнулся), он и дальше творит ее во имя будущего, во имя движения и прогресса.
IV. Итог урока.
Составить и записать синкан о В. Симоненко
Василий Симоненко.
Искренний талантливый
Творит, горит, идет
«Витязь молодой украинской поэзии»
Патриот
Искренность, талант, патриотизм, мужество - вот тот духовный грунт, на котором Симоненко стал собой. Это поэт, который всю жизнь шел - к храму настоящей литературе, к себе, к Украине, к истине. Не случайно через все творчество художника сквозит образ дороги. Энергичный, вдохновенный, улыбающийся, влюбленный в жизнь юноша. Таким он был и таким останется навсегда. Его певучая, твердая походка помогала и помогает многим распрямлять спины, «смотреть прямо», становиться собой - достойными людьми, достойными украинцами.
V. Домашнее задание.
Прочитать по учебнику биографию А. Малышко.