УРОК 15
Тема. «Тополь» - одна из ранних баллад Т. Шевченко. Отражение глубоких переживаний девушки, разлученной с любимым. Народная символика и мифологические метаморфозы.
Цель. Ознакомить учащихся с одной из ранних баллад поэта, выяснить ее фольклорную основу, значение символов; совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений; воспитывать уважение к обычаям и традициям родного края.
Оборудование: запись песни «По дубраве ветер воет ...» на слова Т. Шевченко.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
- Какого года Т. Шевченко издал свою первую сборку? (1840 г.)
- Как она называлась?
- Кто из украинских писателей помог в издании «Кобзаря»? (Есть. Гребенка.)
II. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.
1. Слово учителя. До издания «Кобзаря», которое появилось в Петербурге, вошли несколько произведений: «Думы мои, думы мои ...», «Перебендя», «Катерина», «Тополь», «Зачем мне черные брови ...», «К Основьяненко», «Иван Подкова», «Тарасова ночь».
Первым произведением Шевченко, что дошел до нас, является баллада «Причинная», созданная автором тогда, когда он еще был крепостным (1837 г.), а баллада «Тополь» появилась двумя годами позже. В раннем творчестве Шевченко ярко выраженная фольклорная традиция - это «жале Шевченко на сиротство, чужбину, злую судьбу». Поэт думал и чувствовал так, как думал и чувствовал народ. Большинство своих баллад Шевченко создал на основе фольклорных: толчком к написанию «Тополя» послужила народная баллада «Ой чиє ж то жито, чиї ж то покоси», которую с сестрой Екатериной пели в детстве. Описывая в балладе превращение девушки на тополь, Шевченко подчеркивает неразрывную связь человека с природой.
Звучит запись песни «По дубраве ветер воет».
- Одинокая тополь, широкое поле, что синеет в дали, могила... Все это заставляет задуматься, почему среди широкого поля растет одинокое дерево. Откуда взялась здесь тополь? Кто выпестовал тонкую, гибкую в степи погибати? Одиночество и величие степи невольно будят в душе тот настрой, который был источником для составления сказок, мифов, легенд. Человек, увидев одинокое дерево, скажет: «Вот сиротина!» Чувство одиночества усиливается и тем, что наряду с тополем нет даже былины, которая тоже является символом одиночества, горькой сиротской судьбы.
2. Чтение баллады в ролях (ведущий, старая мать, девушка, гадалка).
3. Післятекстова беседа.
- Почему произведение названо «Тополь»?
- Почему именно с тополем сравнивается девушка?
- Какую еще народную символику использовано в этой балладе? (Лебедонька, третьи петухи, месяц, калина, соловей, полотенца.)
- Вспомните легенду о тополь, которую мы читали, изучая народную балладу «Ой чиє ж то жито, чиї ж то покоси ...»
- Символом чего выступает тополь?
- Чем народная баллада «Ой чиє ж то жито, чиї ж то покоси ...» подобная произведения «Тополь» Т. Шевченко?
(Это - небольшие стихотворные лиро-эпические произведения, в содержании которых сочетаются реалистическое и фантастическое; им присущи также сочувственно-печальное звучание; драматически напряженный сюжет, небольшое количество персонажей, трагичность решения конфликта.)
- Что отличия в этих двух произведениях? (Народная баллада является плодом коллективного творчества, а литературная имеет конкретного автора (Т. Шевченко); народная баллада бытует в устной форме, а литературная - в письменной и создается на основе перевода; в произведении Т. Шевченко есть лирические отступления, размышления автора.)
4. Работа над содержанием и художественными средствами произведения (за вопросами в учебнике).
- Какую роль играют в балладе пейзажи? (Ученики зачитывают отдельные из них и делают вывод, что они всесторонне раскрывают образы героинь. Эти пейзажи музыкальные, яркие, воспринимаются при чтении как отдельные произведения, поэтому и стали народными песнями.)
- Благодаря чему мы «слышим» внутренний голос героини? (Ученики читают отрывки из баллад («Такова ее судьба ...» - «Причинная»; «И то беда - впереди знать ...» - «Тополь») и делают вывод, что в каждой из баллад есть отдельные лирические отступления философского характера, после прочтения которых складывается впечатление, что в произведении присутствует сам автор, который сочувствует своим героиням.)
5. Составление таблицы «Реалистическое и фантастическое в балладе».
- Что общего и отличного в ритме коломыек и в віршовому ритме баллады? (Учащиеся, используя тексты баллады и коломыек, находят общее и отличное.)
Песню спою, как мы веселенько, (14 складов)
Песню спою, как болит сердечко. (14 складов)
(В коломийцы правильное чередование ударных и безударных слогов.)
По дубраве ветер воет, (8 слогов)
Гуляет по полю, (6 складов) 14 складов
Край дороги гнет тополь (8 складов)
До самого пола. (6 складов) 14 складов
Фантастическое: превращение девушки в тополь; девушка с помощью зелья вызывает милого, которого нет; героиня, пользуясь помощью волшебства, не смеет оглядываться. | Реалистичное: разлука влюбленных, переживания девушки, обращение к гадалке; желания матери выдать дочь замуж за старого богача (социальное неравенство). |
(В балладе «Тополь» нет правильного чередования ударных и безударных слогов; поэт изменил коломийковий стихотворный размер, разбив 14-составной строку на два - по 8 и 6 складов.)
III. Итог урока.
- Поэзия в душе Т. Шевченко рождалась, прежде всего, как мелодия в детстве услышанной народной песни, а уже затем выливалась словам. Так создавалась фольклорная манера Шевченкового письма. Ему были доступны различные художественные стихии: поэзия, живопись, музыка. Всех, кто слышал пение Кобзаря, неизменно поражала сила и артистичность его выполнения. Шевченкова близость к национальному сокровищу помогала ему изнутри раскрыть народный характер, преподнести свои образы до высокого уровня.
IV. Домашнее задание.
Выпишите из текста баллады эпитеты и сравнения.