УРОК 53
Тема. Контроль учебных достижений (тестовые задания).
Цель. Выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся по изученным темам, закрепить их; развивать память, логическое мышление, умение применять знания на практике; воспитывать уважение к творческой деятельности.
Оборудование: вопросы для контроля по теме (разноуровневые). Тип урока: контроль знаний, умений навыков.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объявление темы, цели урока.
III. Объяснение учителем вопросов, касающихся выполнения задач тематической контрольной работы.
IV. Задание для проведения тематической контрольной работы.
I и II варианты
Начальный уровень
1. На вопрос ребенка «Что такое счастье?» мать ответила, что это:
а) радость и удовольствие;
б) гармония с окружающим тебя миром;
в) судьба.
2. На какое народный праздник решило парубоцтво искать клад?
а) Пасха;
б) Зеленые праздники;
в) Ивана Купала.
3. Отправляясь на поиски клада, ребята запели:
а) казацкой;
б) стрелковой;
в) чумацкой.
4. Какой поговоркой заканчивается произведение «Клад» О.Стороженка?
а) «Кто много желает, тот счастливым не будет»;
б) «Не родись богат и красив, а родись при судьбе и счастливым»;
в) «Хвалит трактирщик пьяницу, а дочери своей за его не отдаст!»
5. Хозяина дома, где жила мышка, она характеризовала так:
а) «Такая добросовестный и порядочный человек»;
б) «О, мой хозяин очень страшный»;
в) «Я его очень уважаю и ценю».
6. Что, по мнению хозяина, хорошо пахнет?
а) деньги;
б) цветы возле дома;
в) блюда из мяса.
7. «Хорошо, что дети спят, а то еще бы научились... как люди»:
а) врать;
б) клеветать;
в) завидовать.
8. «Зачем крылатым под ногами...»:
а) льдина;
б) грунт;
в) вода.
9. По жанру «Чайка на льдине»:
а) стихотворение;
б) поэма;
в) поэзия в прозе.
10. Из чего, по мнению поэтессы, сделаны крылья у человека?
а) со смелости;
б) с честности;
в) из пуха.
11. Говоря о плате за жилье, бабушка говорила:
а) «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи»;
б) «Зачем нам деньги, когда мы и сами хороши!».
в) «За гроши не купить мака, а за гривну правды».
12. Планетник - это...
а) дедушка-волшебник;
б) исследователь-агроном;
в) сельский парень.
13. Юра в своей небрежной рыбалки обвинил:
а) Тосю;
б) сельских ребят;
в) диких утят.
14. Дикие утята простилались на воде и напоминали цветки:
а) розы;
б) мальвы;
в) одуванчика.
15. Перед отъездом домой Юрко бегал к:
а) Тоси и просил у нее прощения;
б) парней, чтобы пригласить в город;
в) реки, чтобы увидеть семью дикой утки.
16. Как пленные немцы относились к возведению домов?
а) кое-как;
б) с любовью и отчаянием;
в) с большой ответственностью.
17. Какие цветы посадил Фридрих на грядке?
а) бархатцы;
б) календула;
в) ромашки.
18. Что Фридрих из кирпича производил?
а) украшения;
б) посуда;
в) цветы.
Средний уровень
1. Почему, по вашему мнению, Павлуся считали счастливым? Действительно ли он является таким? Ответ вмотивуйте.
2. В фразе «сам сокровище найдет» А.стороженко использовал такой художественный прием, как... (метафора).
3. Что имеет в виду врач, говоря о болезни мальчика? (Б.Лепкий «Цвет счастья»).
4. Цветок счастья вы подарили мальчику, герою произведения Б.Лепкого «Цвет счастья»? Почему именно ее?
5. Какой край является лучшим для поэтессы? (Тот, где «выросли у нее крылья»).
6. Почему, на ваш взгляд, Л.Костенко отмечает, что человек имеет крылья?
7. Чем объяснить безразличное отношение Елены Булыги к деньгам? (Б.Харчук «Планетник»),
8. За что, по вашему мнению, крестьянские дети не дружили с парнем? (Б.Харчук «Планетник»),
9. Какие черты характера высоко оценил дед Капуш у мальчика? (Правдивость и верность).
10. Через что семья дикой утки не испытала счастья? (Е.гуцало «Семья дикой утки»).
11. Можно ли считать Тосю союзницей жестокого обращения парня? (Е.гуцало «Семья дикой утки»).
12. Что чувствовал Юра, уезжая домой?
13. Почему одинокие женщины сочувствовали пленным немцам?
14. Чем был взволнован Фридрих, когда общался с украинскими детьми?
15. Охарактеризуйте Фридриха - героя произведения «Гер побежденный».
16. Расскажите об отношении детей к Фридриху, их поведение.
Достаточный уровень
1. Прокомментируйте мнение О. Стороженко Не тот только счастлив, что сам натріскається и выспится, а то, что и второго накормит...» Сделайте обоснованный вывод («Сокровище»).
2. Выскажите собственное отношение к тому, в каких условиях растет Павлуша. Что бы вы посоветовали родителям героя относительно его воспитания? (А.стороженко «Сокровище»).
3. Почему мальчик хотел найти цветок-счастье, даже жертвуя своим здоровьем? Вмотивуйте желание героя? (Б.Лепкий «Цвет счастья»),
4. Как ведет себя одинокая чайка? Есть нечто общее между этим морским птицей и героиней произведения? (Л. костенко «Чайка на льдине»).
5. Какое символическое значение имеют крылья для людей?
6. Почему Б.Харчук произведение о Планетника называет легендой, «окутанной волшебством древних времен...»?
7. Добро и зло в повести «Планетник» Б.Харчука.
8. С какой целью Е.гуцало в произведении противопоставляет человеческую доброту и жестокость?
9. Художественное произведение называется повествованием? Приведите примеры.
10. Художественное произведение называется новеллой? Приведите примеры.
11. Что такое гуманизм? Стоит ли быть гуманным? (Л.Пономаренко «Гер побежденный»),
12. Какие символические образы используются в новелле «Гер побежденный»? (Нагідка, крест, смерть Фридриха).
13. Вмотивуйте, почему пленный немец пытался найти общий язык с детьми.
Высокий уровень (развернутый ответ на вопрос)
1. Какие бы вы советы дали Павлусю относительно того, чтобы изменить его пассивный образ жизни? Каким образом это было бы введено? (Стороженко «Сокровище»).
2. Является постоянным ощущением счастья? С чем это связано? Отвечая, ссылайтесь на содержание произведения О.Стороженка «Сокровище».
3. Сравните понимание счастья героями произведения О.Стороженка «Сокровище» и Б.Лепкого «Цвет счастья». Ответ обоснуйте.
4. Для чего Л.Костенко написала поэму «Чайка на льдине»? Над чем поэтесса заставляет нас задуматься?
5. Чем объяснить то, что у людей крылья сделаны из разного материала? (Л. костенко «Чайка на льдине»).
6. Докажите, что «красоты человека без земли и красоты земли без людей нет». Собственные мысли объясните (Б.Харчук «Планетник»).
7. О чем свидетельствует окончание произведения? Как, на ваш взгляд, сложилась дальнейшая судьба Планетника?
8. Исследовать взаимосвязь Тоси с природой. Чье-то общее у героини и Планетника?
9. Какие черты характера пытается воспитывать Е.гуцало у читателя на примере произведения «Семья дикой утки»?
10. Докажите, что произведение Л.Пономаренко «Гер побежденный» - новелла.
11. Над чем заставляет задуматься произведение «Гер побежденный»?
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
Подготовить информацию о интересные эпизоды из жизни и творчества В. Симоненко.