Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОКИ 5-6

Тема. Кобзари - создатели и исполнители дум. Особенности выразительного чтения народных дум.

Цель. Ознакомить учащихся с кобзарской искусством, его историей и известными кобзарями; развивать связную речь учащихся; воспитывать интерес к историческому прошлому Украины.

Оборудование: фото народных инструментов (кобзы, лиры, бандуры); репродукция рисунка Л. Жемчужникова «Кобзарь Остап Вересай»; портреты кобзарей, издание украинских народных дум, фонозаписи дум, репродукция картины М. Дерегуса «Маленький Тарас слушает кобзаря».

Устный журнал

Слово учителя.

Вы пели, потому что знали:

Без свободы нет Украины

И нет без песен - народа, -

так о наших украинских кобзарей и бандуристов говорил поэт Николай Луков.

Кто же они, эти талантливые певцы-музыки, что донесли до нас бессмертные жемчужины устного народного творчества?

История кобзарства в Украине - длинная и сложная и до сих пор полностью еще не изучена. Названия народных певцов-музыкантов происходят от названий музыкальных инструментов, на которых они играли: кобзы, бандуры и лиры.

Любимым инструментом украинского народа была кобза, на которой изначально играли слепые люди. Древнейшая кобза имела только 3 струны. Постепенно увеличивалось количество струн. Во второй половине XIX века их было даже 45. Понятно, что увеличение количества струн требовало особого умения, специальной профессиональной подготовки.

Возвращаясь из турецкой неволи, одаренные слепцы учились играть на кобзе-бандуре. Одни из них путешествовали по селам, зарабатывая игрой и пением на жизнь, другие приставали к казакам и сопровождали их в походах. Кобзарей на Запорожье ценили, потому что они своим пением призывали народ к борьбе за национальное и социальное освобождение, воспевали героические подвиги казаков, пробуждали свободолюбивый дух нашего народа. Подвижническая деятельность кобзарей - феноменальное, сугубо украинское явление, порожденное безграничной любовью этих людей к родному краю. Кобзари творили, боролись и умирали, как и сотни тысяч безымянных казаков и крестьян-повстанцев. Кобзари не были беспристрастными летописцами. Они воспевали то, что их волновало, поэтому и сегодня, спустя столько веков, нельзя спокойно слушать их пение.

И страница (выступление ученика).

Из истории кобзарства

- В сокровищнице мирового героического эпоса украинский - один из самых молодых. Нет в нем ни мифических фигур, ни сверхъестественных сил; есть живые люди, реальные события. От давних времен шли они в паре - история и кобзарская песня. Разногласий между документальными источниками и народным песенным летописанием почти нет, потому что историю кобзари и видели, и творили сами. Еще «Слово о полку Игореве» оставил нам образ вещего Бояна, который «пел славу» старому князю Ярославу, храброму Мстиславу, красному Роману. Киевская летопись 1137 года вспоминает «певца гараздого» Мануйла, а Волынский летопись 1241 г. - Митусу. Кобзари первыми узнавали о предстоящих восстания и отправлялись из Сечи, чтобы своим словом и пением разбудить народ. Шли от села к селу, от церкви к церкви и извещали потом главарям о готовности к выступлениям. Вместе с собратьями они были в походах, вместе с ними погибали. На Сечь променял сытую жизнь при дворе киевского губернатора кобзарь Рихліївський, на фамилия Бандурка. А славный фастовский полковник Семен Палий, которого Петр i сослал в Сибирь, и в неволе не расставался с кобзой.

Послом от запорожцев до Екатерины II был кобзарь Антон Головатый, автор известной песни «Ой, Боже наш. Боже милостивый».

Остап Вересай, Иван Крюковский, Андрей Шут, Иван Лента, Федор Холодный, Михаил Кравченко - народные певцы XIX века, которые сохранили, донесли до писателей думы и исторические песни времен расцвета кобзарства.

Исследователи-фольклористы бросились, чтобы выловить, записать поэтические сокровища, хотя многое уже и згубилося. Как удалось им выяснить, думы возникли в XV-XVI веках, в нелегкий для украинского народа время, когда турецко-татарские орды нападали на его земли, грабили и уводили в плен тысячи людей, чтобы продать их в неволю. В ходе этой борьбы появились народные певцы-кобзари, которые своим пением прославляли героические подвиги., Были те певцы и авторами многих дум и песен, которые потом распространялись по всей Украине.

II страница (выступление ученика).

Гомер с Украины

(демонстрация репродукции рисунка JI. Жемчужникова «Кобзарь Остап Вересай»)

Самой яркой личностью среди украинских кобзарей был певец из Прилукского Остап Вересай. Родился он в с. Калюжинцы Полтавской губернии в семье слепого скрипача-крепостного. В четырехлетнем возрасте потерял зрение. Для незрячего подростка стать кобзарем был единственно правильный выбор. Достигнув пятнадцатилетнего возраста и имея большой талант и желание учиться музыке, начал науку. Кобзарському искусству, обычно, учились 3 года и 3 месяца, отдавая заработок мастеру. После посвящения «на мастера», получив кобзу и немного денег «на счастье», кобзарь Лобза (как стали звать Вересая) ушел в народ.

Открыл для исследователей гениального кобзаря друг Т. Шевченко, российский художник Л. Жемчужников, который мастерски исполнил портреты Вересая. С того времени внимание фольклористов, композиторов и художников до «последнего кобзаря Украины» не угасала. В 1873 г. творчестве А. Вересая было посвящено внеочередное публичное заседание, на которое пригласили самого кобзаря. Выдающийся украинский композитор М. Лысенко высоко оценил его мастерство. Очень много выступал Вересай, путешествуя от города к городу. Успех был впечатляющий. «Слепой малороссийский бандурист Вересай, старик - 68 лет, среднего роста, на голове ни одного седого волоса, только борода казалась поседевшей, ...бывший крепостной, одетый в малороссийский кафтан, подпоясанный красным поясом, бандура на вірьовочці через спину...» - таким увидела публика в помещении «Благородного собрания» О. Вересая 1875 г. О «Гомера с Украины» - именно так назвали кобзаря журналисты - с восторгом сообщили все петербургские газеты и журналы. Выступал кобзарь и в царском дворце, после чего от потрясенного пением царской семьи получил табакерку с дарственной надписью. За исполнение песни «Нет в мире правды» в Прилуках певец попал в тюрьму, но спасла табакерка. С тех пор кобзарь называл ее своим «пачпортом». (Показ репродукции картины М. Дерегуса «Маленький Тарас слушает кобзаря».)

Была в жизни кобзаря незабываемая встреча с Т. Шевченко. Поэт посетил старого Вересая и подарил ему свой «Кобзарь», собственноручно написав: «Брату Остапу от Т. Г. Шевченко». Только на склоне лет согласился старый кобзарь взять к себе учеников: кобзарское искусство не исчезло, традиция не прервалась.

Умер народный певец в апреле 1890 года. Провожали в последний путь всем селом, укрыв могилу живыми цветами. «Последний певец казацкой минувшості Украины», став легендой при жизни, остался навеки на родной земле.

В с. Сокиринцы основано комнату-музей Остапа Вересая, а в 1978 г. установлен памятник.

Еще при жизни кобзаря слава о нем облетела весь мир. Во многих европейских странах, в Америке начали появляться статьи и отдельные издания о уникального певца, своеобразие песенного богатства украинского народа. Фигура Остапа Вересая ярко выделяется в духовной жизни нашего народа, а его имя стало символом украинского кобзарства.

III страница (выступление ученика).

Народные певцы

(фонозапис дум)

Конкретные сведения о народных певцов-музыкантов Украины дошли до нас из XVIII века. Есть данные о том, что мастерство украинских кобзарей была известна далеко за пределами Украины. их приглашали, а то и забирали силой в Польше, России, где заставляли играть и петь царям и вельможам.

Интересна судьба Григория Михайловича Любистока. Он был бандуристом удочки Петра И, цісарівни Елизаветы. Не нравилось ему в царских палатах, поэтому 1730 года сбежал в Украину. Свободолюбивого бандуриста поймали аж в Киево-Печерской лавре и вернули обратно в Петербург. Там он играл много лет. Царица Елизавета благосклонно относилась к нему и тогда, когда он ослеп. Его заслуги были щедро отмечены, 1742 года состоялась свадьба слепого кобзаря, которое произвели не где-нибудь, а в царском дворце. В следующем году ему было присвоено военный чин полковника и получил потомственное дворянство.

Одновременно с О. Вересаєм на Полтавщине жил талантливый кобзарь Иван Григорьевич Кравченко-Крюковский. Сам О. Вересай ставил его выше себя. Родился Кравченко в семье крепостного дворян Крюковських, от них получил прозвище - Крюковский.

Тяжелым было детство будущего кобзаря. Панич очень издевался над сверстниками-крепостного. Где-то в десятилетнем возрасте парень начал слепнуть. Не помогло никакое лечение, все было напрасно. Тогда старый господин отпустил его на волю, не дав ни дома, ни поля. «Ты слеп, - сказал ему, - зачем тебе хата? Ты у людей где-нибудь проживешь». В три года мальчика отдали в науку к кобзарю.

Кравченко-Крюковский пользовался необычайным авторитетом у кобзарей и лирников: во-первых, как человек високообізнана; во-вторых, как «панмайстер», то есть президент довольно сложной кобзарско-лирницкой организации; в-третьих, как человек чрезвычайно справедливая. В 1882 г. было напечатано думы и краткую биографию, записанные от бандуриста. Так случилось, что искусство этого «великого кобзаря», как называли его современники, осталось недостаточно изученным, неизвестный даже весь его репертуар.

Такая же судьба постигла еще одного очень талантливого кобзаря XIX века - Федора Гриценко-Холодного. Это на его бандуре было аж 45 струн. О жизни певца известно очень мало. Ослеп будущий кобзарь

в тринадцать лет. Обучению посвятил аж 5 лет. Несмотря на незаурядный талант, Ф. Гриценко-Холодный не любил своего искусства. «Мне бы место случилось тихое, - говорил он, - то я и грать бы не играл. Пусть ей бедствия час».

Именно у него впоследствии учился кобзарь М. Кравченко. Он известен не только как исполнитель дум и песен, но и как автор дум о событиях 1905 г. в родном селе Большие Сорочинцы. Здесь в 1905 г. произошло восстание крестьян, которое было подавлено. Жестокая расправа над людьми оставила глубокий след в сердце Г. Кравченко. Он составил две думы: «Черное воскресенье в Сорочинцах» и «О сорочинские события 1905 года». Несмотря на трагический конец восстания, кобзарь верил в то, что придет расплата, и воплотил эту веру в думе.(Подготовить стихи о кобзарей или их произведения.)Судьбу не одного кобзаря воспевает дума:Лошадь у егоПостріляний, порубленный,Древко поломавшегося,Ножны без сабли булатной,В ладівниці нетоднісенького патрона.Только и осталасьЕму бандура пустая...

(«Смерть козака-бандуриста»).

Кобзарю! Кобзарю! Старый и дорогой мой брат!

Научи меня, друг, как думу казачью начать.

Лежишь ты в могиле, тяжелой землей покрыт,

И слышу я духом твой голос могучий, злой.

Как клекот орлиный под небом он звенит и льется,

И с гневом из могилы на Днепр великий несется.

IV страница

Обучение кобзарей, их инструменты

Кобзарская деятельность и жизнь украинских Бояном были тяжелыми. Чтобы защитить себя, они начали образовывать братства, которые сыграли значительную роль в жизни, деятельности и быту народных певцов-кобзарей. Собирались кобзари в церкви. В престольные праздники решали на собрании неотложные дела братства, придерживались одинаковых обычаев и правил.

- Как учились кобзарской деле?

Ученики перечисляют с помощью учителя:

- овладевали игрой на кобзе или лире;

- изучали несколько дум, религиозных и других песен, псалмов, молитв;

- осваивали «лебийский» язык (состояла из искаженных слов украинской, греческой и цыганского языков, была одним из средств выживания, помогала сохранить духовную свободу). Например: слепые старцы - невлі, поводырь - потир, дед - лебій;

- получали «визвілку» (право на самостоятельное кобзарювання);

- придерживались всех обычаев;

- вступали в группы.

После двух-трех лет обучения у отца (учителя), собрав пять рублей, шел ученик к кобзарской братии на один из многолюдных ярмарок просить благословения и разрешения начать свои «обходы» (самостоятельное кобзарювання).

- Инсценировка обряда посвящения в кобзари.

- Рассказ с иллюстрациями о кобзу и бандуру.

Выступление ученика

Кобза и бандура - музыкальные инструменты, изготовленные из цельного куска ивы или клена. Количество струн в кобзах может быть разной. Старые имели только 12 струн (кобза Остапа Вересая). Впоследствии появились инструменты на 20-30-35 и более струн. В древности струны изготавливали из кишок животных, позже их заменили металлическими (демонстрируем изображения инструментов).

Кобза - старинный струнно-щипковый инструмент. В конце XVIII - начале XIX в. у нее появились дополнительные струны. Так возник более сложный и совершенный инструмент - бандура. Лира - старинный народный струнно-смычковый музыкальный клавишный инструмент, на котором играли странствующие лирники-слепцы. Лирой также называют древнегреческий струнный щипковый инструмент в виде изогнутой рамы с натягненими внутри струнами. Схематическое ее изображение стало эмблемой музыкального искусства.

V страница (выступления учащихся).

Слава украинского кобзарства

Думы, которые выполняли кобзари, - одно из интереснейших духовных достояний украинского народа. Кобзари своим творчеством утверждали

наивысшие человеческие ценности: верность Богу, Родине, уважение к старшим, мужество, веру и честность. Народные певцы были настоящими патриотами, современниками не только воспетых в думе исторических событий, но и казацких походов и героических сражений с врагами. Гетман Б. Хмельницкий посылал кобзарей по городам и весям призывать народ к борьбе с врагами. Создатели дум принимали участие в восстании под названием «Колиивщина». Трем кобзарям - Прокопу Скрязі, Василию Варченку и Николаю Соковом - в городке Кодня на Житомирщине отрубили головы за то, что они «гайдамакам играли на бандуре». В страшные дни Второй мировой войны бандуристы будили ненависть к врагам, способствовали подъему боевого духа народа. Они выступали в окопах на передовой, в госпиталях, нередко провожали в последний путь погибших воинов.

Кобзари утверждали в людях высокую нравственность, пробуждали сознание, стремление к свободе. В 1934 г. до Харькова, как будто на взлет народных певцов, собрали около 225 кобзарей и лирников, а потом всех их расстреляли за городом.

Кобзарская дело в современной Украине

Кобзарство стало самобытным явлением мировой культуры. Западная Европа знала об украинских кобзарей и лирников еще в XVI ст. Прославились наши бандуристы Войташек, Веселовский, Білоградський. А имя народного певца Остапа Вересая попало на страницы периодических изданий Франции, Англии, Германии, Австрии, Польши, Чехословакии. Образ этого кобзаря описал в своем рассказе «Песня о правде» известный австрийский писатель Райнер-Мария Рильке.

В венок мировой славы вплетаем выполнения дум известным кобзарем Егором Мовчаном. Некоторые делегаты IV Международного съезда ученых-славистов сравнивали мелодии дум в исполнении народного певца с музыкой Бетховена, подчеркивая самобытность его творческой манеры.

В сентябре 1989 г. в селе Стрітівці, что на Киевщине, открыта школа кобзарского искусства. Кобзарский цех действует в Ирпени. Там изготавливают народные инструменты и учат на них играть. Квалифицированное преподавание по профилю обучения обеспечивают известный кобзарь, заслуженный артист республики В. Литвин и другие мастера кобзарской дела.

Широко известны современному слушателю стали имена народных певцов-кобзарей Федора Кушнерика, Егора Мовчана, Павла Мовчана, Григория Ельченко. Это - настоящие спикеры души украинского народа, его веры в счастливое будущее.

Приумножила мировую славу украинского кобзарства и Государственная заслуженная капелла бандуристов Украины. Гастролируя в Японии, она очаровала жителей этой страны, посетила 18 городов и дала 22 концерта. Далеко от Украины, в американском городе Детройт, уже не одно десятилетие действует капелла бандуристов имени Тараса Шевченко. Капеллисты гордо несут славу украинского кобзарства по всему миру. Известны украинской диаспоре бандуристы Юрий Угловатый, Зиновий Мирослава, а также кобзарская школа, организованная Виктором Мишаловим.

Устами кобзарей, бандуристов и лирников сегодня говорит к нам история. их произведения не потускнели и не потускнеют во времени, ибо несут в себе высокий заряд духовности и красоты.