УРОК 31
Тема. Григор Тютюнник. Биография.
Цель. Ознакомить учащихся с биографией писателя и содержанием повести; совершенствовать умение выразительно читать отрывки из произведения, пересказывать прочитанное, находить правильные утверждения; воспитывать доброту, милосердие, гуманизм.
Оборудование: портрет Григора Тютюнника, двухтомное издание произведений.
Ход урока
И. Изложение нового материала.
1. Лекция.
- Введение произведений Григора Тютюнника к программе - акт справедливый, но запоздалый. Это надо было сделать еще при жизни писателя - одного из самых талантливых современных прозаиков, художника правдивого и смелого. Сохранить эти позиции во времена бездуховности было нелегко. Однако Тютюнник сумел остаться самим собой, хотя его постоянно обвиняли в «очернении светлого, радостного советской действительности ...» Некоторые произведения не печатали вовсе. Теперь мы признаем: он имел смелость говорить в те душные времена то, что нам разрешено последние годы.
(Обращаемся к портрету Григора Тютюнника и фотографий, помещенных в двухтомнике: писатель с братом Григорием, Олесем Гончаром, семьей, друзьями.)
Родился Григорий Тютюнник в селе Шиловка на Полтавщине. Отец, Михаил Васильевич, «напівмужик, напівінтелігент», как говорил о нем писатель, косил, плотничал и втихаря готовился к учительского вуза. Мать полола, вязала, поливала ...
Судьба приготовила Григору много испытаний, начиная с раннего детства. Голод тридцать третьего не обошел и Табачников, их семья чуть не вымерла с голоду. Старший родителей сын, тоже Григорий, втайне от своей матери приносил завтраки для папы и маленького братика. Из рассказов родных позднее Григор Тютюнник узнал о страшных события своего раннего детства: «В тридцать третьем семейство наше опухло от голода, а дед (родителей) умер - еще и не седой был ..., а я в это время - тогда мне было полтора года - перестал ходить, смеяться и болтать перестал».
Когда Григору было шесть лет, отца арестовали. Помнил он, как одного холодного осеннего дня бежал за телегой, в котором везли невинного папы. С тех пор Григор так его и не видел.
С мамой отношения у мальчика были непростые, поэтому после ареста отца его забрал к себе брат отца. Началась война. И снова голод, поэтому мальчик решил вернуться к своему селу. «Шел пешком (война кругом), имея за плечами одиннадцать лет, три класса образования и пустую котомку, в которой с начала путешествия было девять сухарей, лепешка и банка меда - земляки дали на дорогу. Затем продукты вышли.
Начал попрошайничать. Первый раз просить было невероятно трудно, стыдно, одбирало язык и в груди терпят, тогда немного привык. Шел ровно две недели ...» И беда и здесь его преследовало. Дом, в котором жили Табачники, разрушила бомба.
Затем была учеба в ремесленном училище. Григорий пошел туда учиться потому, что там давали семьсот граммов хлеба на день и одежду. Этот хлеб помог выжить им с мамой в сорок седьмом году. После окончания учебы нужно было отработать три года на заводе. Парень вернулся в родное село, потому что был болен туберкулезом легких. Но это его не спасло. Осудили Григора на четыре месяца. Когда юноша выходил из колонии, лагерный библиотекарь сожалел: «Тебя выпускают? Ох, жаль, хороший читатель был ...» Потом ему часто делали упреки, что не только отец у него враг народа, а он сам «заключенный». Не повезло с первой любовью, потому что родители девушки не разрешали ей просиживать вечера у могилы солдата с босым парнем.
Свои первые произведения Григор Тютюнник начинал писать по новой. Старший брат Григорий настаивал, чтобы в творчестве брат возвращался к родительской языка: «Вот ты пишешь по-русски ... Ну, что же, как оно уже так сложилось, пиши. Только знай, братец, язык - душа народа. Как же ты будешь писать об украинцах не на их языке, как виразиш их душу не через их язык, сиречь душу? И обязательно зайдешь в этот тупик и потупцюєш назад, жалея, что упустил столько времени».
Писательская кухня Григора Тютюнника довольно оригинальная. Писал ночами, часто не замечая вовсе, как бежит время. Догадывался выключить свет тогда, когда комнату заливал солнечный свет.
2. Работа с учебником. Проработка статьи Л. Мороз «Из любви и доброты» (с.98-401).
«Взаимные вопросы». Ученик читает первый абзац вслух, затем останавливается, и один из учеников задает вопрос другому по прочитанным отрывком. Тот отвечает. Далее читается следующий абзац, вопросы задает следующий ученик, а другой отвечает на них. В начале одним из партнеров может выступить учитель, показав пример того, как задавать вопросы и как на них отвечать.
Ориентировочные вопросы по статье:
- Какое литературное наследие оставил нам Григор Тютюнник?
- Что отметил Валерий Шевчук о великого мастера рассказов и новелл?
- От которого повествование можно вести отсчет творческого пути Григора Тютюнника?
- В каких произведениях писатель изобразил ребенка один на один с войной?
- Перескажите кратко сюжетную канву повести «Осада». Чью память достойно почтил художник этим произведением?
- Почему Климко (из повести «Климко») рано стал взрослым?
- Какой основной лейтмотив повести «Огонек далеко в степи»?
- Что является основой содержания произведения?
- Назовите основные книги художника.
- Что связывало Григора Тютюнника с Василием Шукшиным?
- Что было главным в жизни и творчестве Григора Тютюнника?
Большинство произведений, написанных Григорием Тютюнником - о детях и
для детей, которых он любил по-особенному. Родительской любви хватало и его сынам, и всем, для кого он писал.
«Он весь из жизни», - так лаконично, но точно сказал о Григора Тютюнника Олесь Гончар. Для настоящего писателя это самая высокая оценка.
II. Актуализация опорных знаний.
Говорят, Тютюнник был странным человеком: видел жизнь не таким, каким оно выдавалось другим людям. Умел писатель видеть такое, на что другие просто не обращали внимания. Умел слушать и слышал то, чего другие не слышали.
Как отметил М.слабошпицкий, Г.Тютюнник очень глубоко чувствовал природу, «имея удивительную, вынесенное еще из детства память и на свист ветра, и на птичьи переклички, и на краски звечорілого неба, и на плеск кроткой волны».
- Вспомните, из которых, изученных вами произведений эти отрывки:
а) «Млеет степь в малиновых лучах передвечірнього солнца. Млеет и восходит к небу степная мгла - тоже малиновая. А туманы уже давно исчезли и развеяли их синие и теплые ветры и ветерки. Дымится и Шалаш старый, зогрівшись за целый день против солнца. А тополеня малое на верху Корневом сладкие душистые в степь за ветром посылает: то пахнет его брость тополиным духами». («Степная сказка»),
б) «вот и лес. Он встречает Даниила, как папу, и ветви словно одхиляється с тропы, чтобы он время не вдряпнувся, пеньки словно одступають от нее, чтобы он не споткнулся. А солнышко сеется сквозь молодые листья и цвет диких яблонь на тропу, и она весело ряботить Кузьці в глазах». («Лесная сторожка»),
в) «Чудак».
- Обеднел бы художественное произведение, если бы изъять из него описания (портреты, пейзажи)?
- В чем особенность описаний природы в произведениях Тютюнника? (В исключительной точности, лаконичности, единства двух миров - природы и человека, помогают раскрыть внутренний мир главного героя).
III. Итог урока.
Особая судьба книг Гр. Тютюнника. Все они, впервые придя к читателю, завоевали его сердце той настоящей правдой и художественным совершенством. Они остались жить в литературе и после авторової смерти. И в них остался жить он. Такой закон бессмертия истинного, сердечно теплого и художественно сильного слова, которое, появившись на свет и вобрав в себя долю авторової души, уже не умирает, а живет для людей.
IV. Домашнее задание.
Прочитать I-III части повести «Климко» Гр. Тютюнника.