Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 40

 

Тема. Богдан Лепкий. «Цвет счастья». Стремление каждого человека быть счастливым, истинные и фальшивые ценности на пути к счастью.

Цель. Совершенствовать умение выразительно читать и пересказывать произведение, выделять главную мысль; характеризовать образ главного героя; высказывать собственные размышления о счастье человека; развивать творческое воображение учащихся.

Оборудование: книга Б.Лепкого «Цвет воспоминаний», иллюстрации к новелле «Цвет счастья».

Эпиграф урока. «Счастье ребенка - единственное истинное счастье на земле»

(Я. Чепига).

Ход урока

И. Биография Богдана Лепкого.

Материал для учителя.

1. С детских лет (Кривое - Крегулець-Жуков). Родился Богдан Лепкий 4/9 ноября 1872 года в селе Кривенькому нынешнего Чертковского района, а крещен был в Крегульці Тернопольской области, куда переехал его отец о.Сильвестр, который писал под псевдонимом «Марко Мурава» и был необычным человеком, представителем украинского духовенства, аристократом духа. Знал хорошо английский и немецкий языки, отличался тонкой поэтической натуре.

Был и Богдан действительно необычным ребенком. В пять лет сам читал «Кобзаря». Мать, Дарья Глибовицкая, передала ему любовь к песне и рассказов, слепой музыкант с Поручина раскрыл перед малым красоту украинского фольклора и песни, а помощницы матери передали дух поэзии родного села.

Первое образование будущий писатель получил дома. За одну зиму научился читать, писать и считать; от деда по матери Михаила Глибовицкого любознательный паренек узнал про древние времена и исторические события на Украине. Домашний учитель Дмитрий Бакгаловський ознакомил мальчика не только с основами школьной науки, но и с произведениями литературы. Позже Лепкий напишет о своем детстве такие строки:

Не от школьных скамеек

Я набрался ...

О прошлом родного народа,

А из мыслей-песен

Парней и девок

В чистом поле, в жатву, среди труду.

 

Свои каникулы Богдан проводил в родном Жуку, где впервые встретил. Франко. Именно здесь 20 июля 1991 года был торжественно открыт первый памятник Богдану Лепкому (архитектор Г. Билык и скульптор О. Маляр), а также работает музей семьи Лепких.

Детские годы Богдана были безоблачными, но смерть от дифтерии двух младших сестер и брата больно поразила тонкую душу пятилетнего мальчика. Малый Богдан тоже заболел. Мать, взяв сына на руки, пошла к Зарванице, где горячей молитвой молился выздоровления сына. Б. Лепкий в «Сказке моей жизни» вторую часть произведения посвящает Зарванице, описывая это путешествие и свое выздоровление. В «Молитве» поэт обнаруживает глубину своей любви к Божией Матери:

Вижу Тебя, о всепітая Мать,

В золотой короне,

Из солнца лучей имеешь тканые одеяния,

Языков лелії ладони.

И к Тебе сейчас с дальнего края,

Сквозь грохот пушек, сквозь битву

С шумом сильного ветра посылаю

Эту свою молитву.

 

2. «В Бережанской тихой стороне». (Бережаны.)

В бережанской тихой стороне стояла на холме дом. Старая, столетняя хата, заслушана в шепот елей, укрытая гулом церковных колоколов, задивлена на село, что вокруг нее расселись. А в комнатах - образы святых, а на полках - книги. Как только солнце зайдет, засвічувалась в доме лампа. Семья садилась вокруг стола: отец с книгой, иметь с шитьем, а синеглазый юноша с белыми листами бумаги. «Бережаны, - писал Б. Лепкий в книге «Сказка моей жизни», - город моих детских и мальчишеских лет, лучшее для меня город в мире. Здесь я ходил три года до народной школы и восемь лет в гимназии ...»

Между Бережанами и Поручином проходило жизни Богдана-гимназиста, город и село формировали его характер и мировоззрение. Еще во втором классе гимназии под влиянием бабушкиных рассказов написал поэму о русалках, но текст произведения не сохранился. Писал и на клочках бумаги, на полях книг, серьезно готовился стать художником.

В это время появились рассказы «Цвет счастья», «Лента», «Для брата», «Чудак», «В лесу», стихотворение «У світ за очі». Это были первые шаги, сделанные великим талантом на бережанской земли до плодотворного литературного труда, а следовательно - к признанию, славе и нетленной памяти.

Окончив в 1895 году Львовский университет, Богдан Лепкий вернулся в родной ему Бережанской гимназии. Преподавал русский и немецкий языки и литературы, продолжал писать стихи, рассказы, переводил. Его лекции захватывали не только учеников, но и инспектора, который выразил похвалу молодому преподавателю. Среди родной, милой природы, среди родных, близких людей поэту работалось легче.

На здании бывшей гимназии, где учился Б. Лепкий, открыта мемориальная доска, на которой написано: «Здесь учился и учил Богдан Лепкий». На рельефной таблице - лицо поэта, что смотрит за ключом журавлей. Галицкая земля, особенно бережанская, принялась с большим усердием и большими успехами за дело реабилитации имени Богдана Лэп - кого. Писатель вернулся к нам. В Бережанах 19 октября 1997 года перед музеем торжественно открыли памятник поэту. И самая память о поэте - издание его произведений, которых за последние годы вышло довольно много.

3. Дорога к знаниям. (Вена, Львов.)

Богдан писал хорошие произведения не только для себя, но и для старших учеников, и отец предпочел его малярном умения и отправил в Вену, в Академии искусств. Однако обучение там не давало ему морального удовлетворения - парень почувствовал, что разминулся со своим призванием.

Выбрать другой путь помогло знакомство с Кириллом Студинським - уроженец Тернопольщины, студентом философского факультета Венского университета. Под его влиянием Богдан Лепкий начал посещать лекции профессора этого заведения. Здесь он стал участником общества «Сич», принимал участие в дискуссиях на литературные и общественно - политические темы.

Позже Б. Лепкий продолжил учебу во Львовском университете. Тогда он уже активно занимался литературной деятельностью: писал стихи, рассказы, делал доклады. «Первый сборник моих стихов появилась в Львове. Это «Ленты», изданные в 1901 г. западом проф. Студинского, моего старшего товарища. В год позже выдал я, тоже в Львове, сборник лирических стихов «Листья падают» ...»

4. Военное лихолетье. (Яремная-Вена-Германия.)

Началась Первая мировая война. Она застала семью Лепких в с. Яремча. Австрийцы выискивали «шпионов», а российские войска - «мазепинцев». Оставаться здесь было опасно. Через Карпаты Лепки пробрались в Венгрии, потом - в Вену. Осенью 1915 года поэта мобилизовали. Друзья добились того, чтобы немолодого уже писателя не отправили на фронт. Его оставили для культурно-просветительной работы в лагере для военнопленных. Дальше Бы. Лепкий оказался в Германии. Работа в лагере была нелегкой. «Пленные со всей Украины, школы, выложи, веча и такое второе. Не было времени на писание. А все же я не бросал пера и написал в течение этих 5 лет немало. Или оно стоит-не мое дело говорить. Я знаю одно: хотел работать, хотел сказать, что хорошего носил в голове и сердце, не хотел, никак не хотел гнилой колодой валяться по миру».

И у меня был свой родной край,

Цвели там цветы в дубраве,

Шумов тайную песню гай,

Хлеб стелились замечательные

На пасху и на каравай ...

И у меня был свой родной край.

А сейчас там земля изрыта,

У рова стрелковый ров,

Цветки вытоптали копыта,

Лес поторощений зчорнів,

Пшеница, будто градом побитая,

Щаслив, кто видел и не сдурел!

О край мой! Праздники руїно,

Новейшая Трое в попелах!

Перед тобой колено гну

И зову: Боже в небесах,

За кровь, за муки, за руину

Верни, верни нам Украину!

 

5. Краковский амбассадор. (Краков.)

В начале 1899 года в Кракове в Ягеллонском университете, был открыт лекторат украинского языка и литературы. Преподавать эти предметы пригласили Бы. Лепкого. Осенью 1899 г. он приехал сюда с молодой женой Олесей. Ежегодно выдавал новые произведения.

После окончания войны, в 1925 году, Лепкий снова вернулся в Краков и начал работать профессором Ягеллонского университета. На это время приходится напряженная работа над произведениями «Крутіж», «Т. Шевченко. Поэзия», «Под тихий вечер», «Сказка моей жизни» и переводами. После оккупации Польши фашистской Германией положение писателя стало тяжелым - его уволили с должности. После этого он очень бедствовал, болел. Тернопольский поэт Георгий Петрук-Попик в стихотворении «Завещание Богдана Лепкого» так передал его настроения того периода жизни:

Черный Краков ... Черные вороны ...

Еще минута - и умру.

... Одвезіть меня в Жуков ...

Как надежду - не печаль.

Умер неожиданно, в чужом доме в июле 1941 года. Сбудется его журавлиное пророчество «В чужбине умру ...»

«На Раковицькому кладбище в Кракове - тихий уголок. А в том закутке стоит от года молчаливая могила. Круг нее струнчиться чужая смерека, склоняется над ней чужая береза. Только время от времени налетает туда ветер от востока. Тогда и ель, и береза играют на своих струнах мелодии далекой бережанской тихой стороны ...» (Г. Купчинский).

Пусть никогда больше на судьбу нашего народа не выпадают времена забвения или замалчивания собственной истории. Богдан Лепкий вернулся в произведениях на Украину, которой посвятил весь талант художника, ученого и педагога. Он заслужил глубокое уважение и искреннюю признательность современников и последующих поколений.

II. Вступительная часть. Учитель зачитывает легенду о счастье.

- Какими путями шли люди к счастью?

- Почему никто не мог его достать?

- Почему, по вашему мнению, бедная женщина также не видела никогда цветка счастья?

- Каким образом это удалось ее сыну?

- Что полезного для себя вы узнали из этой легенды?

Напишите пересказ предложенного текста.

Легенда о счастье

Вы слышали легенду о счастье? Утверждают, что оно находилось в золотистом, плотно стуленому пуп'янку тюльпана. Никто не мог добраться до него, хотя и пытались: кто - силой, кто - хитростью, кто - заклинаниями. И шли к той цветки и старые, и молодые, здоровые и калеки, шли цари с благородным свитой и нищие с сумками, шли богатые транжиры и бедняки без гроша за душой. Толпа возле цветка собирался и впоследствии расходился ни с чем. Счастье никому не давалось в руки.

И вот однажды по лугу, где рос этот цветок, шла, утомленная тяжким трудом, бедная женщина, которая вела за руку своего маленького сына, ей хотелось хотя бы посмотреть на бутон волшебного цветка счастья, которого она так и не увидела за всю свою жизнь, лишь тяжело вздыхала, вспоминая о нем.

Женщина тихонько, с замиранием сердца приблизилась к цветку... Вдруг ее мальчик, увидев бутон волшебного цветка, звонко и громко, как может только ребенок, рассмеялся.

(М. Золотницкий).

III. Актуализация опорных знаний.

Технология «Микрофон». Дети по очереди отвечают на вопросы: в чем вы видите свое счастье? Один из учеников записывает ответы товарищей на доске.

(Запись можно сделать на листах бумаги в виде лепестков).

1. Слово учителя. Обращение к эпиграфа урока. В древнеславянской мифологии судьба олицетворяла счастье. Счастливая судьба -- хорошая, нарядная, а бедствия - запухла, заспанная. С распространением христианства укреплялась вера в то, что судьба дана каждому Богом и избежать ее невозможно. В народе существовало правило: счастливую судьбу нужно воспринимать с благодарностью, а не с пренебрежением, потому что можно потерять ее.

Сначала само слово «Бог» имело значение «судьба». Причем древнейшие представления о ней основывались на вере в независимость судьбы от самого человека. По древним представлениям, судьба имела сверхъестественную силу и заранее определяла жизнь человека.

- Вспомните народные пословицы, в которых идет речь о человеческой судьбе. («Свою судьбу и конем не объедешь», «Злой судьбы не угадаешь», «Не родись богат и красив, а родись при судьбе и счастлив», «Как не было таланта, не будет и судьбы»).

- Итак, с какими словами отождествляли в древности слово «счастье»? (Со словами «Бог», «судьба»).

Б.Лепкий много сделал для развития детской литературы. К сожалению, до сих пор все написанное писателем еще не собранное и не переизданное. Произведения для детей вышли в свет под названием «Цвет воспоминаний». Основу настоящего издания составили следующие книги: «Сказки», «Под Пасху», «Под Рождество», «Под елку», «Рассказы».

В 7 классе мы изучаем «Цвет счастья» и «Мышка (Сказка для детей: для малый и больших)», вошедшие в книгу «Под елку», изданную в Нью-Йорке в 1958 году. Произведения Б.Лепкого для детей в первую очередь привлекают ясностью, исключительной простотой, искренним разговором с меньшими читателями, как с равными. Они несут особое настроение, некую невыразимую ностальгию, что улавливается на уровне души. Это потому, что

писатель жил на чужбине и болезненно переживал разлуку с родным краем, тосковал по ним. Мысленно возвращался на родину, и это было одновременным возвращением в мир детства, пропахлим чабрецом и мятой, цілушкою свежеиспеченного хлеба, пасхальным куличом и рождественской кутьей. Но в произведениях для детей Б.Лепкого чувствуем не только тоску и боль, но и тихую просветленную радость, сияющее счастье, потому что детство - это еще и море солнца, материнского тепла и любви, волнующего открытия мира и его неисчерпаемых чудес.

2. Работа над текстом произведения.

а) Комментируемое чтение.

Процитировать соответствующие строки из новеллы, прокомментировать их.

- Как по-народному мать объясняет ребенку, что такое счастье и судьба?

- Каким изображает иметь цвет счастья? Прокомментировать предложение «Как смотреть на его, то глаза радуются, а сердце делается весело и мило».

- Какие мысли и переживания вызвала у мальчика рассказ матери?

- Зачитать предложение, в котором идет речь о принятом решение мальчиком.

- Расскажите о помощь природы, оживленный воображением главного героя, в поисках цветка счастья.

- Исчезло у парня желание искать цветок счастья после неудачной попытки? А в взрослом возрасте?

б) Гипотетический прогноз. Или отыщет, по вашему мнению, главный герой когда-цветок счастья?

в) Післятекстова работа.

Найти в тексте новеллы «Цвет счастья»:

Картины природы

 

Настроение, что им соответствует

«Звезды бледнели, бледнело небо. Соловьи притихли»

 

Парень взволнован, смущен

 

Записать в тетради.

г) Работа в группах. Класс делится на три группы.

- Задание для группы. Найти художественные средства в описании вечера, выписать их, добавив свои примеры. Подготовить творческий пересказ от первого лица, используя сделанные записи.

Художественные средства: «месяц, словно лодка круглый и серебряный», «по вечерним, тихім лазури», «по дрімливій воде», «синевой цветом», «лунный свет лился и поливало», «катилась она (вода) дрібонькими, как морщини на старечім лице, волнами».

Дополнения учащихся: молодой месяц, словно дымка, выглянул из-за тучи; ставок спит; лунное сияние розсипало перламутровые блестки, мелкие волны, словно малые щепки, резвились, перепрыгивая одна через одну.

- Задания для II группы. Найти и выписать художественные средства в описании утра, добавив свои примеры. Творчески пересказать, использовав записи.

- Задание для III группы. Выписать художественные средства, придумать свои примеры. Подготовить творческий пересказ от III лица, используя записи в тетрадях.

д) Исследования-поиск метафоричности образов иллюстрацией к новелле «Цвет счастья».

Вы обратили внимание на метафорическое язык произведения. Какую роль в ней играют тропы? (Эти тропы способствуют образности, делают картины зримыми, а ощущения острее). С помощью чего художник достигает метафоричности изображенных образов? (Глаза, волны).

- Если бы вы были художниками, какую картину нарисовали бы?

3. Определение жанра произведения. Новелла (от лат. «новый») - прозаический жанр, близкий к рассказу. Новелла - это небольшой повествовательный произведение преимущественно одну какую-то необычное событие, что стала поворотной в судьбе персонажей, с неожиданным финалом. Действие в новелле напряженная, драматичная, с острыми конфликтами. В новелле основном внимание сосредотачивается не на показе внешних событий, а на раскрытии настроений и переживаний персонажей. Для новеллы характерны точность и выразительность деталей, экономность в использовании художественных средств, краткость во всем.

IV. Итог и обобщение изученного.

Творческий проект «Какими путями люди пытаются стать счастливыми».

(Ученики с помощью учителя записывают на доске различные пути, с помощью которых люди стремятся стать счастливыми).

Например: познание себя, прощение, высокое положение в обществе, богатство, деньги, добрые дела, помощь ближним, сила, хитрость, ложь, предательство, коварство, самопожертвование).

- Предлагаем ученикам зачеркнуть ценности, которые, по их мнению, являются фальшивыми.

Каждый человек в своей жизни стремится быть счастливой. И каждый ищет свою дорогу к счастью. Какой бы вы не выбрали путь, помните: нельзя свое счастье строить на горе другого. Счастлив тот человек, в сердце которого горит жертвенный огонь любви. Господь оставил человечеству две главные заповеди любви. По примеру Иисуса Христа мы должны делать добрые поступки, помогать нуждающимся, добросовестно выполнять свои обязанности перед близкими, государством, обществом и Господом.

Любить тех, кто нас любит и кто нас обижает. Любить так, как возлюбил нас Всевышний Отец. Это истинное счастье на земле.

В. Домашнее задание.

Составить устное сочинение на тему «самый Счастливый случай в моей жизни». Прочитать произведение «Мышка (Сказка для детей: для маленьких и больших)».