УРОК 54
Тема. В. Симоненко - «рыцарь на белом коне» в украинской литературе. «Лебеди материнства». Гражданские, патриотические мотивы, романтический пафос его лирики.
Цель. Подать дополнительные сведения о поэте, совершенствовать умение выразительно читать поэзию; прокомментировать художественные средства; выяснить символический смысл образа лебедей; воспитывать чувство патриотизма, любви к матери, Отчизне.
Оборудование: сборник стихов «Лебеди материнства», текст песни «Вырастешь ты, сын».
Ход урока
И. Мотивация учебной деятельности.
Ученица 1. Не ищу к тебе
Ни тропинки, ни брода, -
Ты в груди моей,
В главе и в руках.
Упаду я зарей,
Мой вечный народ,
На трагический и длинный
Млечный путь твой.
Ученица 2. Я живу тобой и для тебя,
Вышел из тебя, у тебя перейду,
Под твоим высоколобым небом
Закалял я душу молодую.
Учитель. Василий Симоненко... Имя этого поэта навсегда вписано в историю родной литературы, и вместе с тем всегда есть и будет ее злободневной современностью, ее исповедуемой прийдешністю. Один из самых талантливых выразителей дум и чаяний родного народа, он своим словом и жизнью утвердил общечеловеческие духовные идеалы, обогатил сокровищницу мировой культуры.
Родился Василий Андреевич Симоненко 8 января 193-5 года в селе Биивцы на Полтавщине. Его биография - это судьба людей военного и послевоенного поколения. Вот как об этом времени пишет поэт М. Винграновский: «Когда вдовы, еще не придя в себя после недавних с войны похоронок, уже слышали, как удосвітла, потемки бьет бригадир кнутовищем по стеклах холодной избы и выгоняет на работу, и когда эти самые женщины в клееных чунях или на деревянной подошве ботинках, прихватив с собой и детей, шли с лопатами по темной осенней грязи в поле, - а каждому надо было выкопать по гектарові свеклы, ... а после всего людям давали на трудодень грамма, а то и вовсе не давали ничего, - вот та среда, где рос и формировался будущий поэт Василий Симоненко».
Советчиком в жизни мальчика были мать, дед и дядя Федор. Об этом он писал в стихотворении «моя родословная» и других стихах.
Ученица. В доме солнечной луч косо
На дом лягались из окна...
Твои черные шелковые косы
Припорошила уже седина.
Легкие морщины лицо покрыли -
Это жизнь трудового плод.
Но в каждом движении - сила,
В глазах юности виден след.
Я такую тебя всегда вижу.
Образ в сердце такой несу -
Материнскую любовь горячую
И твоей души красоту.
Я хотел бы, как ты, прожить,
Чтобы не тлеть, а всегда горіть,
Чтобы уметь, как ты любить.
Ненавидіть, как ты, уміть.
Учитель. В школьные годы Василий был активным участником художественной самодеятельности, а в старших классах - членом редколлегии школьной газеты. «На уроках он был серьезный - даже слишком. Никогда не смеялся, не слонялся по школьному двору. В классе парень выделялся среди учеников, во-первых, своим бедным одеждой, во-вторых, своим умом. Даже учителя не читали столько книг, как наш лучший ученик... Часто он писал стихи к школьной и классной газеты.»
Быстро пролетело детство, студенческие годы в Киевском университете, работа в черкасской газете - такие вехи недолгой, но насыщенной жизни поэта. Внезапная смерть скосила Василия Симоненко в двадцативосьмилетнему возрасте, будто совершая его юношеское пророчество, что «в тридцать - смерти в глаза посмотрю». Гораздо позже были опубликованы материалы, в которых говорилось о том, что «Василия Симоненко по-зверски «обработали», а точнее - прибили охранники общественного порядка в милицейских мундирах». Его не убили, но здоровье подорвали окончательно. С Тех Пор В. Симоненко уже не жил, а мучился, потому что ни на минуту не утихали невыносимые боли, которые невозможно было унять никакими лекарствами.
Похоронили поэта в Черкассах. На его надгробии высечены слова:
«Можно все на свете выбирать, сынок, -
Выбрать нельзя только Родину».
(Звучит запись песни «Вырастешь ты, сын»),
II. Изучение нового материала.
Своеобразным завещанием В. Симоненко стали его знаменитые «Лебеди материнства» как гимн сыновней любви, патриотизма. Часть этого произведения, прослушанная вами, впоследствии стала песней, музыку к которой написал А. Пашкевич.
1. Выразительное чтение поэзии «Лебеди материнства» лучшими учениками.
- Сравнить текст стихотворения и песни. Почему именно слова из второй части поэзии, по вашему мнению, стали песней?
- На чем акцентируется внимание в песне? (Преданность Отчизне). А в поэзии? (Забота матери о судьбе родного ребенка и наставление ей быть верной своему Отечеству).
2. Повторное выразительное чтение поэзии (чтение по строфах) с комментарием.
3. Устный пересказ содержания стихотворения.
Например. Наступила ночь. В лимане сверкают сургучные зари. Склонившись над колыбелью, мать рассказывает сыну сказку. Где-то в темноте кричат петухи, а в доме на стене танцуют лебеди. Мать уверена, что сын вырастет и отправится в далекую дорогу, где он встретит и красивых девушек, и друзей, и жену. Где бы он не был, всегда с ним будут ее глаза и родной дом. Если же придется полечь на поле боя, его не забудут. И он должен всегда помнить, что Родина у него одна, ее изменять нельзя.
4. Работа над композицией стихотворения.
- Разделить поэзию на отдельные части. Дать им название. О чем идет речь в каждой из частей? Записать в тетради.
И - Волшебная сказка счастливого детства. (Добрая и ласковая мамочка стремится все сделать для своего ребенка, отдать ему всю любовь своего сердца, уберечь от жизненных невзгод.
II - Фантазии матери о будущем сына. (Мать думает о судьбе своего сына в этом тревожном мире, о его возмужание, юношеские встречи и первой любви).
III - Размышления матери о возмужания сына. (Мать хочет видеть своего ребенка свободным в выборе жизненных дорог, но она убеждена, что такие понятия, как «мать», «родина», всегда должны быть главными в жизни, и человек ни при каких обстоятельствах не имеет права их отвергать).
5. Проблемный вопрос. Благодаря чему достигается образность в произведении? (Символический образ лебедей, эпитеты, метафоры, обращения, сравнения.)
«Лебеди материнства» написаны в жанре колыбельной. Поэтому главная мысль - материнская тревога за судьбу сына. Поэт обращается к бессмертным вечных ценностей нашего народа - символа матери (Матери Божьей); символического образа лебедей, которые ассоциируются с верностью. Розовые лебеди выплывают из тумана детства лирического героя, которое было наполнено теплом материнской любви, красотой сказки, таинственных берегов. Национальные символы всегда являются надежными оберегами украинцев.
Национальным колоритом отличаются эпитеты: «белокурая хата», «серыми глазами», «нимфы чорноброві», «сады зеленые», «усыпленные тревоги». Метафоры в поэзии помогают раскрыть особенности образов произведения: заглядывает в окно сказка; танцевали лебеди; щекотали марево; будут странствовать глаза материнские и белокурая дом; придут из Украины ивы и тополя.
III. Обобщение изученного.
Мать и Родина всегда с человеком рядом всю жизнь и в час смерти, в родной стороне и на чужбине, в горе и радости. Особенно волнующей поэзия «Лебеди материнства» в наше время, когда открыты пути в любой уголок мира, когда маняще зовут близкие и дальние путешествия. Очень хорошо, что мы имеем возможность много ездить, познавать мир и людей, но вместе с тем надо всегда помнить слова В. Симоненко:
Можно все на свете выбирать, сынок, -
Выбрать нельзя только Родину.
- Итак, сформулируйте главную мысль произведения. (Воспевание общечеловеческих ценностей: материнства, любви к ребенку, знание и сохранение обычаев и традиций родного края).
IV. Итог урока.
Для поэзии В. Симоненко характерное влияние лучших традиций украинской поэзии. Сам поэт писал: «что-То у меня было от деда Тараса и от прадеда Сковороды». В поэзии В. Симоненко отразились шевченковские традиции: искренность интонаций и задушевная сыновняя разговор в стихах; нежность и благоговейная любовь к матери, к; романтизм молодости. Поэт любил родную землю, свой народ, поэтому патриотическая лирика занимает важное место в его творчестве.
V. Домашнее задание.
Выучить стихотворение «Лебеди материнства» наизусть.