УРОК 45
Тема. Борис Харчук. «Планетник». Сказочное и реалистическое в повести-притче, время настоящее и прошедшее в произведении.
Цель. Ознакомить учеников с жизненным и творческим путем писателя, с содержанием произведения; уметь находить сказочное и реальное в повести, повторить термин «притча»; развивать творческое воображение, воспитывать любовь к природе, к окружающему миру.
Оборудование: портрет писателя, выставка произведений, книга «Украинская литература в таблицах для учащихся и схемах», иллюстрации к произведению в кн. «Гороховое чудо».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть поэзии Лины Костенко (на выбор).
II. Определение эмоционального настроя.
Ученики рисуют на карточках ассоциативное изображение тревоги, неуверенности, страха и тут же уничтожают его. У кого нет таких негативных эмоций - не рисуют ничего.
III. Изложение основных положений темы.
1. Слово учителя (интрига). «На далеком хуторе, одиноко стоявший среди полей, вместе с телятами, цыплятами и котятами рос мальчик. Его мама и папа имели много хлопот по хозяйству, поэтому малый основном был сам. Казалось сам, а на самом деле - со всем окружающим. Все было живое. Все имело свой язык. Тот хутор был целой страной: обкопаний рвом, где собиралась весенняя вода, у ворот дежурила стража - старые липы, возле дома - добрый дух: раскидистая яблоня». (Роксолана Харчук об отце).
Сегодня у нас опять интересная встреча. На этот раз с Бы. Харчуком. Как и перед каждой такой встречей с новым для нас человеком, мы чего-то ожидаем. Попробуем сформулировать свои ожидания (обращение к портрету писателя).
2. «Микрофон» (Ученики устно высказывают свои мнения о том, что нового они ожидают узнать о Б. Харчука).
3. Материал для создания портрета художника. Борис Никитович Харчук родился 13 сентября 1931 года в селе Лозах Збаражского района на Тернопольщине. Воспитывался в бедной крестьянской семье. Быстро проходить летние босоногие дни, медленно проходили зимние - часто в доме при окне, потому что не всегда имел во что обуться. И, конечно, были книги, которые открыли целый мир, обострили его внимание к Слову. В 1951 году поступил в креме нецкого педучилища, позже окончил Полтавский педагогический институт. Учился на Высших литературных курсах в Москве. Член Союза писателей Украины с 1958 года. В двадцятип'ятилітньому возрасте издал автобиографическую повесть «Осип с гроша сдачи», в которой воссоздал свое детство. Этим произведением начиналась в литературе Борис Харчук. Он автор и «взрослых»и «детских» произведений. Ему дано было одинаково хорошо понимать и юную, и взрослого человека. «Очень важно, если человек, став взрослым, не забыла и не потеряла из души своего детства ... Чтобы постоянно чувствовала в себе его отголоски и имела все права повторить слова Маленького принца Антуана де Сент-Экзюпери: «Я из своего детства. Я пришел из детства, как из страны ...» В характере писателя было нечто такое, что позволило дочери писателя сказать: «Был взрослым, а в душе оставался ребенком. Много терял в жизни, и не потерял главного - способности удивляться. Мир оставался таинственным и непостижимым. Может, поэтому так любил детей. С ними ему было легко и убегал сумм; позволял себя дергать за длинного носа, уха, играть в собаку, ... в коня. Заканчивалась игра и начиналась сказка о том, что видел глаз и слышало ухо». Произведения Б. Харчука надо читать. В книге «Гороховое чудо» перед вашими глазами зримо предстанет збідована и изможденная старуха Морозиха со своим сыном Морозенко, и городская девочка, подружилась с собакой по имени Диана, и хороший Планетник, что хочет поселить в реальной жизни сказку.
4. Работа над содержанием И части произведения. (До встречи Планетника с Капушем):
а) выразительное чтение вступительной части произведения: от начала до слов: «Дом Елены Булыги стояла под горой»;
б) беседа по содержанию прочитанного.
- Что мы узнаем о рассказчика? (Агроном, которого направили работать под Славуту, ищет квартиру, поселяется у Елены Булыги).
- Какую характеристику можно дать Елене Булизі? («Безсрібненни эта - о деньгах не хотела и слышать»; старая женщина - ей было, может, все сто лет», «неугомонная, трудолюбивая юности, она оставалась взбалмошной, чепурною и опрятной на старость», «старая до поздней поры ... возилась в огороде», «Вставала еще до сигнала «самосвала»).
- С какой целью автор дает детальное описание природы в начале произведения? Как автор сумел с настоящего времени перейти в минувший?
- Каким вы себе представили маленького мальчика Планетника?
- О чем он мечтал? («Самому что-то посеять и чтобы оно взошло»),
- Рассмотрите иллюстрацию к произведению с подписью «Его это увлекло: весна снилась ему из ночи в ночь ..!» Устно опишите картину от имени героя.
- Почему мальчик так бредил весной?
- В каких отрывках мы видим фантастическую картину? (Планетник у нарцисса, что распускался, круг колокольчика, «прилетел из теплых краев сказки на свой берег», остановил облако).
Какие обязанности были у малого по хозяйству? (Следил и ухаживал цыплят; утят; гусят; пас гусей).
- Найдите и зачитайте строки, из которых видно, что природу мальчик воспринимал как живое существо.
- После какого случая малый заболел?
- Дайте характеристику знахарке. Как ей удалось вылечить Планетника?
- Почему, по вашему мнению, она не взяла за работу платы?
- Что стало причиной, что парень «шастал по селу приблудою»?
5. Обучающая игра «Ищу друзей». (Это проблемно-ролевая игра. Один ученик - консультант, выполняет роль стороннего наблюдателя; второй - одинокий литературный герой (Планетник) делится собственной проблемой. Консультант пытается выяснить детали, факты, поддержать, посоветовать, предложить варианты решения.
Задача литературного героя - осмыслить суть проблемы, войти в роль, убедить «зрителей» в подлинности мыслей, чувств.
Задача консультанта - поддержать нить разговора, проявить заинтересованность внутренним миром героя.
Оцениваются понимание сути проблемы, глубина вхождения в образ, в воображаемую ситуацию обоих игроков.
6. Наблюдения над жанром произведения. Б. Харчук называет свое произведение повесть-легенда, а литературоведы определяют по жанру, что это повесть-притча.
- Докажите, что это произведение по жанру является повестью. (Прозаическое произведение, по объему больше, чем рассказ, в нем шире изображается человеческая жизнь, охвачен ряд его эпизодов, которые составляют период жизни главного персонажа. Больше событий и действующих лиц).
- Мини-исследования. Вспомните определение легенды и притчи, сверьте с записями в таблице. В каких моментах повесть «Планетник» близка к легенде и что в ней есть от притчи?
Легенда - один из жанров неказкової народной прозы, народное предание о выдающемся событии или поступке какого-либо человека, в основе которого - чудо, фантастический образ или представление, которое воспринимается рассказчиком как достоверное.
(... Елена Булыга сосредоточенно и умеренно повествовала мне легенду о Планетника ...» фантастические образы - Планетник, Капуш; чудо - Планетник накликал дождь, разгонял тучи; с помощью нарцисса иметь освобождает сына с холодной).
Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в іносказальній, аллегорической форме, которая является родственной с басней. Но смысл притчи более значимый: она иллюстрирует важную идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов. Притча является одним из средств выражения морально-философских рассуждений автора и используется с целью прямого наставления читателю в вопросах человеческого и общественного поведения.
(Капуш раскрывает перед Планетником основные принципы человеческой морали; автор стремится дать наставления читателям в вопросах человеческого и общественного поведения).
IV. Закрепление изученного.
Проблемный вопрос. Согласны ли вы с мнением, что красота спасет мир? Выскажите свои соображения.
V. Домашнее задание.
Прочитать повесть до конца, проследить и прокомментировать встречи Планетника с Капушем.