УРОК 49
Тема. Евгений Гуцало. Коротко о писателе. «Семья дикой утки». Произведение о человеке и мире сквозь призму морально-этических проблем.
Цель. Углубить знания учащихся о писателе, познакомить с содержанием произведения, совершенствовать умение пересказывать сюжет, выделять кульминацию; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: репродукции картин (утренний лес, река, дети в деревне, по дороге к реке).
Ход урока
I. Подготовка к восприятию нового материала.
Психологический тренинг. Ученики молча читают текст, розданный на каждую парту.
Я - ученик. Я - личность настойчивая. Даже творческая. Имею собственный взгляд на мир, умею его отстаивать. Не боюсь ошибок. Признаю их, исправляю. Ищу истину.
- Какие фразы вы бы выделили?
- Почему?
- Определите главную мысль прочитанного.
II. Объявление темы и цели урока.
1. Слово учителя.
- Мы пришли к выводу, что главное для человека - быть личностью. Очень метко об этом сказал В.Симоненко в своей поэзии:
Ты знаешь, что ты - человек,
Ты знаешь об этом или нет?
Улыбка твоя - единственная,
Мука твоя - единственная,
Глаза твои - одни.
Таким человеком был и Евгений Гуцало с неординарным, собственным взглядом на мир.
- Вспомните, настойчивым был писатель в детстве.
- Легкой была дорога к признанию?
- «Крылья крепнут в полете». Как вы понимаете эту украинскую народную поговорку? Можно ли ее использовать, говоря о творчестве Есть. Гуцало?
Стремительная летящая фигура, задумчивые каро-зеленые глаза, в руках дипломат и газета или журнал. Таким запомнили современники писателя.
Когда Жене исполнилось четыре года, началась война. Поэтому не удивительно, что эта тема присутствует во многих произведениях писателя. Парень с детства тянулся к слову. Хоть ни один журнал не печатал его первые произведения, он твердо решил стать журналистом. Читал очень много. Все, что попадало в руки. «Кобзаря» Шевченко, Библию, произведения В.Скотта, Джека Лондона. Став студентом Нежинского пединститута, продолжал писать. Упорно искал себя, свою тему. Таки нашел и стал в один ряд с классиками мировой литературы. Из-под его пера вышло в свет более 100 книг. Друзья в шутку рассказывали, что когда Евгений Филиппович проходил утренними улицами Киева, то птицы переставали петь и спурхували ему на плечо - природа тонко чувствовала настоящего художника.
Человек и природа. Именно этой теме посвящен рассказ «Семья дикой утки», с которым мы ознакомимся.
2. Проработка содержания произведения.
а) Воспроизведение событий с помощью технологии «Цепочка». (Записать на доске).
Поход Юрка до реки утренним лесом -> Юрко и Тося на рыбалке ->Разговор между детьми по дороге домой -> Встреча с утиным выводком -> Утята в ящике возле дома -> Тося с утятами у реки ->Помощь ребят ->Отъезд Юры в город.
(Эта технология раскрывает возможность наглядно увидеть архитектонику повествования в простейшем ее виде. Умение составить «Цепочку» свидетельствует, что ученик прочитал произведение, усвоил его содержание, проследил за развертыванием событий).
б) Работа над описанием природы (использование репродукций картин). Выразительное чтение описания утра в дубовом лесу. Рассмотрение художественных средств.
(Важно доказать ученикам, почему использован тот или иной образ и как он помогает глубже воспринять содержание и эстетически-художественный колорит произведения, а описываемую картину делает ярче, зримішою).
Например, сравнение (с абзаца) Юрыной удочки с длинным солнечным лучом: «Удочка, как большой луч, лежала на его плече...» (Следует пробудить воображение детей. Действительно, мальчик идет утренним лесом. Солнце только-только встало. Растительность окутанная легкой дымкой тумана - понемногу испаряется роса. Длинные наклонные лучи пробиваются между стволами деревьев и ложатся на плечи Юрка так же, как лежит на них удочка. Форма тесно увязывается с содержанием высказывания. Сравнение: «...и голос, как будто взрыв, порскнув вверх и по сторонам...», «... и все его мысли разлетелись, как солнечные зайчики».)
Метафоры. «Дубы сочувственно поглядывали на нее, будто хотели помочь». «Сегодня почему береза скрывалась от нее, не желала поведать своих мыслей». «Лес на волну заслушался, а потом сразу и охладел». «В зеркало реки смотрелось и не могла на себя наглядеться небо».
Эпитеты: даль кристально чистая, кристально звонка; «тремкими каплями», испуганная и дрожащая тишина.
в) Составление вопросного плана, запись в тетради. (Вопросительный план направлен больше на раскрытие поступков персонажей, чем рассказы писателей. Это последовательная запись вопросительных предложений о действие или состояние и причины поведения персонажей. Пересказ по этому плану дает возможность показать собственное отношение к событиям произведения и поступков героев).
Образец вопросного плана
1. Почему Юре было легко и весело в утреннем лесу?
2. Откуда приехал Юра и к кому?
3. Как ответил Юрий на попытки Тоси часто быть в его обществе?
4. О чем хотела узнать Тося от Юрка?
5. Какие поступки характеризуют Юрка как хвастливого парня?
6. Зачем Юра забрал утят и принес домой?
7. Или предполагала Тося, что дикие утята умрут в неволе?
8. Чем объяснить слабую силу протеста Тоси против неволи утят?
9. Почему Тося не могла успокоиться, когда Юра закрыл утят в ящике и поехал к ребятам?
10. Что сделала Тося, оставшись одна?
11. Как переживала Тося, когда обезсилені утята не могли плавать?
12. Кто помог девочке?
13. Как сложились взаимоотношения Юрка с ребятами и Тосей?
14. Понял Юра свою вину?
3. Работа над композицией произведения.
а) Беседа.
- К какому роду литературы относится это произведение? (Эпос).
- На какие виды делятся эпические произведения? (Малые эпические формы (басня, рассказ, стихи, литературная сказка), средние (повесть), большие (роман).
- Докажите, что это произведение по жанру рассказ? (Рассказы и описание - краткое, непродолжительное время действия, несколько действующих лиц, прозаическая форма).
- Вспомните, что называется композицией. (Упорядоченное размещение логически связанных составных частей художественного произведения называется композицией).
- Чем отличается, по вашему мнению, композиция от сюжета? (Сюжет - это развитие событий и характеров. Он является составной частью композиции, как и позасюжетні компоненты).
б) Мини-исследования в группах. (Каждая группа получает задание исследовать элементы сюжета в произведении. Представители группы выступают с сообщениями о результатах работы. Группа экспертов дает оценку работе групп).
Сюжет рассказа «Семья дикой утки»
Экспозиция. Действие происходит утром в лесу и на реке. Юра встречается с Тосей, которая пришла сюда за ним.
Завязка. Главный герой не доволен приходом девочки, поэтому между ними возникает спор.
Развитие действия. Дети по дороге домой наталкиваются на выводок утят. Парень ловит его. Тося просит отпустить диких утят. Юра дома помещает их в большой ящик, пытается заставить пить воду. Тося выпускает утят, желая спасти их, на реку.
Кульминация. В поисках утят Юрко приводит на реку парней, угрожая расправиться с Тосей. Те, несмотря на Юру, бросились спасать утят.
Развязка. После этого события Юра не дружил с ребятами и Тосей. Парень понял свою ошибку, но стеснялся признать ее.
III. Домашнее задание.
Подготовить пересказ вопросительным планом.