Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 56

 

Тема. В. Симоненко. «Эй, новые Колумбы и Магелланы». Призыв поэта открывать «духовные острова» в интеллектуальном море своего народа.

Цель. Раскрыть ведущие мотивы и идеи поэзии, романтический пафос произведения; учить выражать собственные размышления о романтический максимализм, чувство собственного достоинства; воспитывать осмысление необходимости активной жизненной позиции, самореализации.

Оборудование: таблица «Эрудиты», синие и зеленые флажки, цветные карандаши, бумага.

Ход урока

I. Опрос домашнего задания.

Выразительное чтение учащимися наизусть стихотворения «Ты знаешь, что ты - человек?».

II. Актуализация опорных знаний.

1. Слово учителя. Я предлагаю вам игру «Эрудиты». На доске - Таблица эрудитов». Белые (б) квадраты - вопросы по биографии поэта; желтые (ж) - из изученного ранее материала; синие (с) - из теории литературы; оранжевые (о) - самые сложные вопросы за поэзией «Ты знаешь, что ты - человек?» (оценивание: за правильный ответ на вопросы по биографии - 1 балл, с повторения - 2 балла, по теории литературы - С балла, за поэзию - 4 балла). Целесообразно выбрать жюри. В игре могут принимать участие шесть участников. Каждый из участников получает свой номер путем жеребьевки.

2. Игра «Эрудиты».

Вопросы по биографии (на обратной стороне квадратика).

1. Как называлась первая В сборник. Симоненко? В каком году она вышла в свет?

2. Как названа О. Гончар Симоненко?

3. Сколько сборников вышло при жизни поэта?

4. В чем заключалась гражданская мужество поэта?

5. Сколько лет прожил В. Симоненко?

6. Какие слова высечены на могиле поэта?

7. Кто из поэтов имел Симоненко найбільний влияние?

Повторение изученного материала

1. Какова основная идея произведения JI. Пономаренко «Гер побежденный«?

2. Назвать героев рассказа «Семья дикой утки».

3. Исторический период описан в новелле Л. Пономаренко «Гер побежденный»?

4. Что сказочное и реалистичное отражена в произведении Б. Харчука «Планетник»?

5. Какие названия имеет диптих Лины Костенко?

6. Какова главная мысль каждой из частей диптиха Л. Костенко?

Теория литературы.

1. Дайте определение композиции.

2. Сюжет состоит из таких элементов: ...

3. Позасюжетні элементы - это пейзажи, ...

4. Что объединяет музыку с лирикой?

5. Какие жанры лирики вы знаете?

6. Дайте определение понятия «лирический герой».

Вопрос за стихами «Лебеди материнства» и «Ты знаешь, что ты - человек?».

1. Какое название имеет песня за поэзией «Лебеди материнства»? Кто автор мелодии?

2. Что вам понравилось в этой песне? Почему?

3. Какие слова свидетельствуют о тревоге матери за судьбу сына?

4. Сформулируйте главную мысль стихотворения «Ты знаешь, что я - человек?».

5. На каких ценностях акцентирует внимание В. Симоненко в стихотворении «Лебеди материнства»?

6. Случай из жизни поэта стал толчком к написанию стихотворения «Ты знаешь, что ты - человек?»?

3. Итог игры. Определения победителя.

III. Работа над новым материалом.

1. Выразительное чтение стихотворения «Эй, новые Колумбы и Магелланы».

2. Выступления «географов».

Кристофор Колумб (1451-1506 гг.). Предполагают, что родился он в семье ткача в г. Генуи. Уже в подростковом возрасте ходил в море. Интересовался морскими путешествиями и мечтал достичь Индии. На родине ему отказывают, и он отправляется в Испанию. После заключения соглашения выходит в плавание на трех кораблях. 12 октября 1492 года увидели Новую землю (Индию, как думал Колумб). Это была Америка. Опасное плавание продолжалось 224 дня. Колумбу был пожалован титул адмирала моря-океана, герб, на котором герб Кастилии и лев Леона находились рядом с изображениями открытых Колумбом островов. В следующее путешествие мореплаватель отправился на 17 кораблях, потом на трех. Намеревался совершить кругосветное путешествие, но это ему не удалось. После тяжелых испытаний в 1504 г. вернулся на родину.

Фернан Магеллан (1470-1521 pp.). Магеллан-дворянин из обедневшего дворянского рода, участвовал в боях на суше и на море, после ранения разработал проект плавания к Островам Пряностей. В Португалии не находит понимания, поэтому перебирается в Испанию. Экспедиция состояла из пяти кораблей. Три корабля дошли до океана, в котором моряки ни разу не попали в шторм. Поэтому Магеллан назвал его Тихим. Флотилия приближалась к Марианских, а потом до Молуккских островов. Магеллан, вмешавшись в междоусобную войну туземцев, погиб в схватке 27 апреля 1521 года. С его именем связано большое достижение человечества - первое кругосветное плавание.

3. Словарная работа. Записать значение слов, используя словарь.

Бухта - небольшой глубокий залив.

Каравелла - старинный парусный корабль с 3-4 мачтами.

Тужаві - плотные, тугие, налитые, пругкі.

Корыто - деревянная продолговатая посудина для кормления или поения животных.

4. «Путешествие Украиной». Ученики на карте отмечают те места, где они побывали (зелеными флажками) и где хотят больше всего побывать (синими флажками), рассказывают кратко о наиболее интересных (по их мнению) исторические места, находят на карте местность, где жил В. Симоненко.

5. Повторное чтение стихотворения.

6. Проработка содержания и художественных средств.

- К кому, по вашему мнению, обращается В. Симоненко в поэзии, называя «новые Колумбы и Магелланы»?

p>- Каким настроением пронизана поэзия?

- Какие «духовные острова» призывает открывать поэт?

- Можно ли согласиться с мнением, что «все уже открыто»?

- Какими словами автор выражает свой призыв к друзьям? Зачитайте.

- Что символизирует каждое из понятий: бухта спокойствия, паруса желаний, океан родного народа, ржавые якоря?

Художественный средства при этом использует. Симоненко?

- Как поэт относится к такой человеческой черты характера, как равнодушие?

- А каково ваше отношение?

- Найдите обращения. С какой целью они использованы в произведении?

- Каким образом мы, украинцы, можем открывать для себя Украину?

- Какова главная мысль произведения?

Стихотворением «Эй, новые Колумбы и Магелланы». Симоненко утверждает идею движения, преодоления застоя. Как и Шевченко, поэт начал свой творческий путь с романтического отрицания существующих порядков, а его романтизм молодости питался реальными картинами тогдашней действительности. Из него он вышел в мир и с ним он не расставался никогда.

А если открою уже открытое... Был слишком требовательным к себе. Когда его товарищи в университете уже успели много написать, он долго молчал, почти никому не показывал своих стихов, не спешил печатать. И когда наконец состоялось первое обсуждение стихов В. Симоненко, все высказались одинаково - родился талантливый поэт. Итак, Симоненко имел право на доверительное обращение к друзьям, к романтическим идеалам юности, а вместе с тем и на острую сокрушительную критику:

Как нам поместить в корыто

Наши ожидания молодежи?

или

Прочь из ила ржавые якоря -

Скучает на якоре душа!..

 

Предчувствуя, что имеет слишком мало времени, спешил передать своему читателю то главное, что ему открылось.

IV. Итог урока.

1. Задача для «писателей».

«Узелки на нам'ять». Выпишите из текста слова, которые больше всего привлекли ваше внимание. Используйте их для написания сочинения-фантазии «Мой корабль выходит в странствия».

2. Задача для «художников».

Ученики рисуют иллюстрации к произведению.

V. Домашнее задание.

Анализ стихотворения «Эй, новые Колумбы и Магелланы», самостоятельно выбранного стихотворения В. Симоненко.