УРОК 32
Тема. Гр. Тютюнник «Климко». Содержание повести.
Цель. Знать содержание повести, уметь пересказывать, проводить параллели между личной жизнью автора и сюжетом произведения. Воспитывать уважение к ветеранам Второй мировой войны, способность сопереживать.
Оборудование: выставка произведений Гр. Тютюнника: «Степная сказка», «Климко», «Огонек далеко в степи».
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа с учениками.
- Что вам известно из истории о Второй мировой войне?
- Как вы представляете тогдашние события?
- Что рассказывали вам родные о военном лихолетье?
- Какие события войны разворачивались в вашем краю? Расскажите об одном из услышанных впечатляющих эпизодов того времени.
- В каких произведениях, прочитанных вами, отражены события Второй мировой войны?
2. Слово учителя. Вам сейчас мало известна эта страница истории. Это была изнурительная четырехлетняя война, что принесла нашей стране большие людские потери - кровавую расплату за сталинскую антинародную политику и военную бездарность. Сталинский террор уничтожил всю плеяду талантливого высшего военного командования. Война хоть и была для нашего народа победной, но Сталин и его окружение, отобрав у народа его победу, стремились вытравить из памяти людей имена настоящих героев, на длинной дороге кровопролитной войны погибли в боях или стали калеками. Искалеченные судьбы ветеранов. Сколько их таких было после войны? А сколько немощных, одиноких есть еще и сейчас. Вспоминают о них раз в год - в День Победы. Мы же должны уважать их всегда, ведь, зная свое прошлое, мы прокладываем дорогу в будущее.
- Предлагаем ученикам почтить память погибших во Второй мировой войне минутой молчания.
II. Изучение нового материала. Из биографии писателя рождались биографии его героев. Лучше всего это видно из повестей «Климко» и «Огонек далеко в степи». В этих произведениях заговорила письменникова память о далеких днях детства его поколение, вышедшее из войны и возмужало в ней, еще раз подтвердив святой закон вечности доброты и любви. С какими правдивыми подробностями описал Гр. Тютюнник эту тяжелую путешествие юного героя. Писатель хорошо знал этот маршрут.
- Вспомните, где застала война Григора Тютюнника. (На Донбассе).
Все увиденное Григором тогда так поразило, что он не мог не рассказать об этом, когда стал писателем. И рассказал правдиво, художественно сильно о детях в войне.
1. Литературный диктант.
- Произведение «Климко» по жанру - это ... (повесть).
- Повесть автобиографическая, потому что ...
Автобиографичность не означает абсолютное воспроизведение хроники жизни Тютюнника. Герой повести «Климко» идет не на Полтавщину, а по соль, чтобы потом продать ее и спасти от голода любимую учительницу с младенцем и себя с другом. Однако в основе произведения - впечатления от того памятного похода мальчика тяжелыми дорогами войны.
- Главный герой произведения - ...
- Второстепенные действующие лица: ...
2. Работа над содержанием произведения. (Запись на доске).
а) «Цепочку событий» (за I-III разделам).
Климко за станцией, в степи. -> Жизнь с дядей Кириллом в железнодорожном бараке. -> Смерть дяди.-> Пакет от солдата-чеха. -> Станционный аптекарь дед Бочонок. -> «Спасительные» находки (боярышник, картофель, сухари, кавунчата). -> Климків убежище на шахтной весовой. -> Помощь Зульфата. -> Случай на базаре. ->Маленькие защитники и помощники Натальи Николаевны. -> Намерение заполучить соль.
б) Перевод с элементами повествования.
- Расскажите об отношениях Климку с другими персонажами произведения (за I-III част.)
в) Выразительное чтение.
- Зачитайте отрывки о трудностях, которые испытывает Климко во время путешествия по соль.
г) «Ассоциативный куст».
СХЕМА
г) «Устное рисование» (ассоциации с понятием войны)
- символы: вороны, вороны, стервятники, шакалы;
- цвета: черный, красный, багряный, серый, стальной, темно-коричневый.
III. Итог урока.
Таким было военное детство главного героя повести - Климка. Его поколение вынуждено было нести на уровне со взрослыми бремя всенародного горя, проявляя особое внимание к тем, кому становится невероятно трудно, изо всех сил стараясь им помочь.
IV. Домашнее задание.
Прочитать IV, V, VII части произведения.