Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 64

 

Тема. А. Димаров. «Голубой ребенок». Развитие связной речи. Пересказ интересных отрывков произведения.

Цель. Учить выделять и пересказывать интересную приключение героя, аргументировать свой интерес; развивать творческое мышление учащихся; воспитывать чувство уважения к людям.

Оборудование. Текст произведения.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Наши предки стреляли из лука,

умели точно попадать в цель.

Поэтому и образ идет отсюда:

меткое слово в отделке звука.

Процветай, русский язык,

поощряй красотой нас:

чем богаче твой запас слов, -

Легче выбрать точное слово.

(Д. Белоус)

Как не вспомнить здесь слова Вольтера, который говорил, что прекрасная мысль теряет свою ценность, если она дурно выражена.

- Каких правил следует придерживаться, выражая собственные мысли, чтобы их можно было назвать прекрасными? (Последовательность изложения, логичность, использование разнообразной лексики, различных предложений по цели высказывания, образных слов ... и т. д.).

На сегодняшнем уроке мы с вами будем исследовать роль описаний природы в произведении, художественные средства в изображении, будем составлять собственные описания, используя художественное богатство языка.

II. Восприятие и изучение нового материала.

1. Выразительное чтение (со сменой интонаций, темную) двух отрывков - описаний реки.

- Как чувствовали бы вы себя возле спокойной и бурной реки? Представьте и опишите свое состояние.

- С каким подобным описанием реки вы уже ознакомились в шестом классе? (Описание Десны В. Довженко).

- Что в этих описаниях общего, а что отличного?

- Найдите художественные средства, которые использует автор для создания образа реки. Обоснуйте их роль в тексте.

2. «Обогащайте свою речь».

а) Подобрать текстуальные и собственные эпитеты к слову «река» («река»).

Река - чистая, веселая, прозрачная, разъяренная; бесконечная, полноводная, голубая, мутная, неглубокая, студеная, холодная, быстрая, бурная, великолепная, шумная, игривая, зеркальная, злая, ласковая, могучая, беспокойная, коварная, приветливая, взбудоражена, тихая, горная, родниковая, молочная, медовая.

б) Продолжите текст, дополнив собственным описанием реки.

«Наша река - чистая и веселая, выстланной белым, мытыми-перемитим песком. В ней такая прозрачная вода, что когда стать на высоком берегу и посмотреть вниз, то видно всю рыбу ...» А как приятно опуститься в эту чистую небесную лазурь, захватить ладонями солнце, отражающееся в воде, и выпустить его на волю. Игривые волны щекочут твои ноги, смеются над твоим бессилием и убегают от тебя так же легко, как солнце.

3. Работа творческих групп.

Методические рекомендации: в процессе подготовки к уроку учитель разделяет класс на творческие группы, каждая из которых получает задание:

1-е задание - пересказ самого интересного эпизода из произведения;

2-е задание - изображение того, чего нет в тексте;

3-е задание - обучающая игра «Кинолента».

Например: «Печерування раков».

2-е задание. «У меня, видимо, был очень испуганный вид, потому что Сережа бросил ведро и - наутек!» Хоть он мчался сломя голову, но при этом ухитрился так высоко подпрыгивать, что был похож на здоровенного зайца и малого кенгуру одновременно. При этом Сережа так размахивал руками, будто на него собирался сесть рой пчел дяди Матвея. Весь словарный запас брата выветрился начисто с головы до конечного маршрута (маминой юбки). Только на финише он начал вспоминать алфавит, да и то чего-то с буквы «в».

3-е задание. Составляется краткий текст (из коротких предложений, желательно називних) учащимися группы. Выигрывают те, чей сюжет самый длинный и самый оригинальный.

Например: Брать на реке. Подолбленные норы дня. Колючий рак вцепился в пальцы Толи. Швыряние раков на берег. У Толи зуб на зуб не попадает. Сергійкове визг. У страха глаза велики. Раки «разбежались». Какое там купание! Где ведро? Ни ведра, ни раков, один Сергіїще.

III. Итог урока.

 

Кроссворд «Ангелятко»

 

 

1. Название тетралогии А. Димарова.

2. Автор произведения «Тореадоры из Васюковки».

3. Настоящая фамилия А. Димарова.

4. Произведение, состоящее из четырех частей.

5. Родина А. Дмарова.

6. Притворство, скрытая насмешка.

7. Имя главного героя в повести А. Димарова «На коне и под конем».

8. Кличка собаки из произведения «Голубой ребенок».

9. Фамилия одноклассницы главного героя произведения.

Ответы: 1. «На коне и под конем». 2. Нестайко. 3. Гарасюта. 4. Тетралогия. 5.Полтавщина. 6. Ирония. 7. Толя. 8. Полкан. 9. Чровжова.

IV. Домашнее задание.

Прочитать по учебнику биографию В. Голобородько. Составить хронологическую таблицу.