Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОКИ 43-44

 

Тема. Лина Костенко. Коротко о писательнице. «Чайка на льдине». Развернутая притчева метафора о духовности человека, его неповторимую «крилатість».

Цель. Углубить знания учащихся о жизни и творчестве писательницы; выразительно читать диптих, определять ведущую мысль каждой части, комментировать метафорический подтекст образов, воспитывать любовь к поэтическому слову, прививать высокие моральные качества.

Оборудование: сборники стихов, портрет писательницы.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

- Что вы помните из изученного ранее о жизненном пути Лины Костенко?

- Вспомните названия произведений, которые изучали. К какому литературному жанру они относятся?

- Из каких произведений эти строки?

а) «Дождь полил, и день такой полывяный. Все блестит, и люди, как новые».

б) «космический Аппарат загромыхает, проплывет изумрудный кортеж...»

(«Песенка о космического гостя»).

в) «Был серый день,

И серый был сосед,

И серый стол,

И серые были двери».

(«Цветные мыши»),

- Каковы основные мотивы этих стихотворений? (Дружба, дух любознательности, жажда открытия, доброжелательность, любовь к природе, индивидуальная неповторимость человека).

- Какова же основная мысль всего творчества Лины Костенко? (Любой человек - это неповторимая индивидуальность, личность).

II. Восприятие и усвоение нового материала.

1. Материал для учителя. Лина Костенко - символ непокоренной Украины, аристократ духа. На судьбу поэтессы выпали как громкая слава, так и не менее громкое молчание. Голос Лины Костенко выделялся среди всех, и не изменили его ни годы репрессий, ни цензурные запреты, ни горькие разочарования. Она осталась сама собой - бескомпромиссной, последовательной, мужественной и острой на слово. «Альтернативой баррикад» выбрала поэтесса слово и писала его в лункій тишине уединения, стремилась, чтобы когда литература достигла европейского уровня и завоевала всемирное признание.

В новое тысячелетие украинская литература вошла с женским именем на устах. Имя это - Лина Костенко. И за то высокое небо Лины Костенко становится выше и для нас.

2. Материал для детей.

Детство

Мой первый стих, написанный в окопе,

На той сыпучей от взрывов стене.

Когда погубило звезды в гороскопе

Мое детство, убитое на войне.

Казалось бы, откуда у нее этот бунтарский дух? Зачем это ей, девочке из интеллигентной учительской семьи?

Лина Костенко родилась 19 марта 1930 года в городке Ржищеве на Киевщине в семье учителей. Родители были людьми высокообразованными. Когда девочке минуло шесть лет, семья переехала в Киев. Пришлось отведать горечи. Отец Василий, знавший 12 языков и преподавал в школе все предметы, получил 10 лет Гулага перед войной. Маленькая Лина тогда еще не представляла, что такое быть дочерью «врага народа». А потом была война. Эвакуация. Страшные, грустные «біженські мандри». Казалось, что могло запомниться одиннадцатилетний ребенку? Однако пережитые тяжелые времена позже вылились в стихи о «балетную школу» заминированного поля и «первый стих, написанный в окопе». Закончила школу, посещала литературную студию, затем - Киевский педагогический институт.

Творчество

Поэзия - это всегда неповторимость, какой бессмертный прикосновение к душе.

А дальше - учеба в Московском литературном институте имени Горького. Там она встретила первую любовь и отца дочери Оксаны - Ежи-Яна Пахльовського. Знакомство с незаурядными творческими личностями. На это время приходится расцвет творчества молодой поэтессы. Одна за другой выходят ее сборники стихов «Лучи Земли» (1957 p.), «Паруса» (1958 г.), «Путешествие сердца» (1961), которые показали: в украинской литературе зажглась звезда первой величины.

На своем литературном пути пришлось Лине Костенко пережить почти шістнадцятилітнє непризнание ее как художника. Это был печальный период в жизни писательницы, в частности в истории украинской литературы вообще. Но и тогда она писала. Писала и складывала в ящик. Не сломалась, не отчаялась, не падала духом, а шлифовала свое поэтическое слово.

Возвращением Лины Костенко была книжка стихов «Над берегами вечной реки», а затем появилась и «Маруся Чурай». Она моментально исчезла из магазина, хоть и вышла стотысячным тиражом.

Награды

Художнику не надо наград, Его судьба наградила. Когда у человека есть народ, Тогда он уже человек.

За исторический роман в стихах «Маруся Чурай» и сборник «Неповторимость» писательнице была присуждена Государственная премия им. Т.г.шевченко. А в 1994 г. поэтесса была удостоена Международной литературной премии им. Ф.Петрарки за книгу «Инкрустации», изданную на итальянском языке.

Весной 2000 года художница стала лауреатом Международной литературно-художественной премии им. Елены Телиги - за «истинное рыцарство в жизни, подвижническую деятельность во имя Украины, высокохудожественные произведения в области литературы».

3. Выразительное чтение поэмы «Чайка на льдине».

(Поэма состоит из пяти частей: «Надбережжя», «Крылья на Одре», «Крылья», «Почва», «Улыбка». Произведение написано во время пребывания поэтессы в Польше, в порту г. Щецина в марте 1958 года).

4. Беседа по содержанию произведения.

- Где находилась героиня произведения?

- Как описано порт г. Щецина? Найдите строки, зачитайте.

- Какие изменения произошли в порту с приходом весны?

- Что привлекло внимание героини?

- Какой диалог состоялся между героиней и чайкой?

Ответ дает чайке героиня, а какую дали бы вы?

- В каких строках описано отношение поэтессы к Польше? Зачитайте.

- Как Л. Костенко описывает корабли, стоящие на причале?

- С чем ассоциируется для героини корабль?

- Почему поэтесса не считает себя иностранкой на чужой земле?

- Какие чувства наполняют душу поэтессы, когда она наблюдает за кораблем, отплывающим?

5. Теория литературы.

Запись в тетрадях. Диптих - два произведения искусства, связанные одним замыслом.

- Повторное чтение каждой части произведения.

- Как по смыслу связаны эти две части?

Их главная мысль? (У каждого человека есть свой берег - родина. Где бы человек не был, но край родной для нее самым милым, самым дорогим. Каждый должен стремиться к самореализации, духовного роста, совершенствования).

6. Литературная лаборатория (работа в группах с диптихом):

а) образы произведения, их притчева метафоричность;

б) символическое значение человеческих крыльев;

в) образы: зима, весна, чайка.

- Исследование образов.

Зима: «не надела белой свиты», «примеряла», «поискала, поплакала», «бедствовала в старой (свите) с прошлогодних увядших трав», «свирепствовала, стелила одеяло ожеледиць», «спорила с морем» - «все собиралась на силе».

Весна: «проснулись деревья»; «лед потемнел», «лед буйно ломилась», «лед крошился, ударяясь о камни береговое...» (Разновидностью метафоры является олицетворение - уподобление живому существу.)

Предметы и явления наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать. В произведении олицетворение использовано для того, чтобы изобразить времена года (зиму и весну) выразительно, живо, поэтично).

- Рассказ одинокой чайки.

Например. Зима постепенно теряла свою силу. Лед что снимался, лед крошился, ударяясь о береговые камни. Река была темная, широкая и я плыла одиноко на последней льдине. Чайки держаться группы, а я уплывала одна. Льдина подо мной была тонкая и почти прозрачная. Я не боялась, что ее размоет весенняя вода, что она не вдержить меня, затрещит и отломается. Мне было безразлично, что вода пойдет кругами. Я же имею крылья. Возможно, до самого моря лежит мой путь.

- Почему героиня поэмы обратила внимание на одинокую чайку?

- Какие мысли возникли у нее по этому поводу?

- Есть ли нечто общее между этим морским птицей и героиней произведения?

г) информационное гроно.

- Что нужно в жизни для птицы, для человека?

 

Птица

Человек

 

 

небо

земля

 

 

воля

поле

 

 

облака

пара

 

-Какие крылья имеет человек?

Человеческие крылья - правда, честность, доверие, верность в любви, щедрость на заботу, щедрость к работе, вечное стремление, песни, надежды, поэзии, мечты.

(Человеческие крылья в поэзии Лины Костенко имеют символическое значение. Крылья, по мнению поэтессы, имеет духовно богатый человек. Они сделаны не из пуха, как у птиц, а из правды, честности, доверия, из песни, из надежды, из поэзии и мечты. В этом смысл жизни человека. Крылья для каждого является глубоким духовным наполнением, что проявляется индивидуально. Человек должен стремиться к самоутверждению, преодолению жизненных испытаний, совершенствования.

- Что означает выражение «выросли крылья за плечами»?

- Почему, по мнению поэтессы, «крылатым грунта не надо»? Я чувствовала себя крылатой, когда... (продолжить мысль).

III. Итог урока.

Технология. «Создание ситуации успеха». (Учитель подытоживает работу учащихся на уроке, используя следующие высказывания:

- Это очень важно, и у тебя получилось...

- Именно ты смог сделать такое сложное дело, потому что...

- Это совсем не сложно. Даже если не получилось - ничего страшного.

- Я уверена, что ты будешь помнить о...

- Ты очень хорошо сделал...

- Вот эта часть (элемент) вышла у тебя очень удачно.

- Я доволен твоей работой.

IV. Домашнее задание.

Выучить наизусть одно стихотворение (на выбор).