УРОК 16
Тема Т. Г. Шевченко. «Мне тринадцатый проходило». Мотив всепобеждающего жизнелюбия, доброты, любви. Изменение эмоционального состояния незащищенной детской души в большом и сложном мире.
Цель. Учить анализировать поэзию, раскрыть роль контраста и других художественных средств в произведении; совершенствовать умение выразительного чтения; воспитывать чувство сопереживания, способности мечтать.
Оборудование: репродукция картины И. С. Ижакевича «Шевченко-пастух».
Ход урока
И. Проверка домашнего задания.
1. Зачитывание учащимися выписанных из баллады «Тополь» эпитетов и сравнений.
2. Индивидуальная работа учащихся с карточками.
Карточка №1
1. Назовите особенности жанра баллады.
2. Охарактеризуйте петербургский период в жизни Т. Шевченко.
Карточка №2
1. Выпишите ласкательные слова из баллады «Тополь», раскройте их роль в произведении.
2. Что стало причиной заключения поэта?
II. Объявление темы и цели урока.
III. Изложение материала.
1. Слово учителя. На дальнем ссылке в воображении Т. Шевченко постоянно возникали картины родного края. Далеко были и широкий Днепр, и беленькие украинские хаты, вишневые сады. А вокруг виднелась только голая степь, грязные солдатские казармы. О чем же писал поэт в ссылке? Среди произведений разнообразной тематики выделяются автобиографические стихи.
2. Автобиографические мотивы в творчестве Шевченко. «Автобиографические произведения имеют ценность тогда, когда несут в себе не только воспоминания о прошлом их автора, но и художественное обобщение... Автобиографические произведения должны давать эпизоды из жизни автора и одновременно отображать жизнь определенной социальной группы людей», - утверждает в своей книге П. Недилько. В поэзии Т. Шевченко наблюдаем широкие обобщения. Детство поэта было типичным для крепостнической действительности. (Для учителя).
Давайте вспомним с вами названия стихотворений, отрывки из которых я буду читать. Какие автобиографические моменты в них отражены?
1. В лихую годину,
Как-то недавно довелось
Мне заїхать в Украину,
В то найкращеє село...
(Ученики могут продолжить декламацию произведения «И вырос я на чужбине».)
Поэт вспоминает свою первую поездку в Украину с того времени, как покинул ее подростком. С трепетом в сердце посетил тогда родную Кереливка. Увидел ужасную бедность крестьян и непомерную роскошь аристократов.
2. Я в доме мучился когда-то,
Мои там слезы пролилось,
Первые слезы. Я не знаю,
Или есть у Бога лютое зло,
Чтобы в том доме не жили?
А дом раем называют!
(«Если бы вы знали, панычи»)
В этом стихотворении Шевченко рассказывает про свои детские годы, вспоминает родительский дом, в котором жизнь для семьи было настоящим адом.
3. А иногда такая печаль
Оступить душу, аж заплачу.
А еще до того, как увижу
Маленького мальчика в деревне.
В стихотворении «И золотой, и дорогой» автор изображает судьбу детей-крепостных, так похожую на его собственную. Жалко ему было смотреть на ребенка-сиротину, потому что сам испытал этого горя.
4. Давно это было. Еще в школе, у учителя-дьячка, Хорошенько украду пятака - Потому что я было чуть не голое, Такое убогое - и куплю лист Бумаги.
И сделаю маленькую книжечку.
(Возможно, кто-то из учеников назовет поэзию «А. О. Козачковскому»),
Здесь вспоминаются годы учебы малого Тараса, его любовь к чтению, тяжелые условия жизни.
Вы, наверное, догадались, почему мы повторяем сегодня автобиографическую поэзию. Так, в стихотворении «Мне тринадцатый проходило» тоже присутствуют автобиографические мотивы. Поэзия написана Шевченко в 1847 году в Орской крепости. Пребывания в солдатах вызвало у поэта невыразимую боль по безвозвратно потерянными минутами радости свободы, далеким детством. Воспоминания о нем иногда пробуждающие светлые чувства, которые сменялись грустью, тоской по родному краю. В таком состоянии, видимо, он написал стихотворение «Мне тринадцатый проходило».
3. Прослушивание аудиозаписи стихов.
4. Работа над текстом.
В поэзии раскрыты изменения в настроении мальчика, вызванные единением с природой, осознанием сиротской судьбы и чувством благодарности к девушке, что обрадовало Тараса-подростка в горе.
Разделите стихотворение на три части. Дайте им названия.
Ориентировочный разделение:
1. Веселое, приподнятое настроение пастушка.
2. Жестокая действительность.
3. Искренняя подруга-розрадниця в горе.
Проследите за изменением настроений и чувств главного героя в каждой части.
В первой части показано восхищение подростка прекрасным окружающим миром. Приподнятое настроение лирического героя связан с яркой природой. У людей тоже радостное настроение («уже позвали в долю»). Но все это было мимолетное, будто сон.
Вторая часть контрастная по содержанию к первой, написанной в мажорном тоне. Осознание сиротской судьбы закрывает от пастушка озаренный солнцем мир. Тон стихотворения передает мрачное настроение поэта. Драматизм рассказа о судьбе обиженного сироты усиливается введением красного и черного цветов («солнце покраснело», «село почернело»). Плавная, благозвучный ритмика строк становится напряженной. Мальчик словно очнулся и мыслями перенесся в чужих ягнят, вспомнил, что и дома у него нет. И у ребенка хлынули слезы, «тяжелые слезы».
Мрачные размышления прервала девушка. Ее сострадание озарило душу незмірним приливом радости, озарил надеждой - и мир сразу стал лучше, дороже, ближе, чем раньше.
5. Словарная работа.
Пай - часть чего-либо, в основном продовольствия, в стихотворении употребляется в значении ужин.
Посконь - мужские растения конопли.
«И недолго солнце грело, недолго молилось... Отчаянно покраснел и рай зажгло» (Т. Шевченко так своеобразно нарисовал закат, сумерки).
6. Подготовка и выразительное чтение стихов. Первую часть стиха читаем в медленном темпе, стараясь передать восхищение пастушка природой, его трогательную нежность, безграничную теплоту чувств. Тон чтения второй части - драматический, гневный, страстный. А третья звучит мажорно.
7. Рассмотрение поэтики стихотворения. Чтобы образы поэзии были ощутимыми, зримішими, рассматривать их лучше во время повторного чтения. Комментируем их с участием детей.
Сравнение: «Мне так любо, любо стало, как будто в Бога» - стало очень радостно и тепло на душе.
Эпитеты: «Дружелюбно молилось» - искренне верилось, с большой надеждой; «Господнее небо и село» - очень хорошее и дорогое сердцу.
Метафоры: «Рай зажгло» - уничтожило спокойствие, радость, счастье; «Село почернело» - стало мрачным, неприветливым для сироты; «... Небо голубеє и то помарніло» - потеряло яркие краски.
IV. Закрепление изученного.
Творческая работа. Написать сочинение-миниатюру по картине И. С. Ижакевича «Шевченко-пастух» («Мені тринадцятий минало»).
Автор дал картине двойное название, потому что она не совсем повторяет смысл стиха. Здесь не показаны сцены встречи Тараса с девушкой, поскольку средства живописи неспособны воспроизвести во времени душевное состояние мальчика, который передан в стихотворении. Зато художник все внимание сосредоточивает на фигуре пастушка.
Любовно воссоздана каждая штрих внешности Тараса. Наклоненную над листом бумаги его головку ласкает солнечный луч. Умное личико выражает погруженность в занятия. Рубашка на локте порвана. У паренька большой широкополая шляпа, узелок с харчами. Совсем близко пасется отара овец. Левая часть картины - сочная зелень земли, синее небо вверху. Между ними едва виднеется село, темнеет синяя полоса леса. В жизнерадостный колорит гармонично вписывается далек ветряк на горе, светлая брама и темно-зеленые деревья при въезде в огороженный барский парк. И только этот парк и облако над ним настораживают своим мрачным тоном, напоминая о тяжелом настроение сироты (неслучайно и светлая фигура Тараса изображена на фоне темного парка).
V. Домашнее задание.
Выучить стихотворение «Мне тринадцатый проходило» наизусть, прочитать автобиографические поэзии «Мы вкупочці когда-то росли», «Не молись за меня».