Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОКИ 2-3

Тема. Из песенных сокровищ. Общественно-бытовые песни «Ой на горе да женці жнуть», «Стоит явор над водой», «гомон, Гомон по дубраве», «Ой у степу криниченька». Высказывания известных людей о украинские народные песни, их идейно-художественное богатство. Жанрово-тематическое разнообразие песен. Трагический и героический пафос казацких и чумацких песен.

Цель. Углубить знания учащихся о украинские народные песни; раскрыть их жанрово-тематическое разнообразие; учить анализировать содержание песен, их образы; выяснять роль художественных средств; воспитывать любовь к родной песне, желание возрождать и изучать.

Оборудование: записи народных песен, репродукции картин А. Мурашко «Похороны кошевого», И. Айвазовского «Чумацька валка».

Ход урока

И. Организация опорных знаний.

Технология «Незаконченные предложения»

- Народная песня - ...

- Народные песни делятся на ... (обрядовые, торгово-лирические, эпические).

- Основные виды календарно-обрядовых песен: ... (весеннего, летнего, осеннего, зимнего цикла).

1. Вступительное слово учителя.

Народная песня звездно, неугасимо

Горит в моем сердце всегда

Не пломенистим призывом, лозунгом

А лучиком, что будит сеятеля.

 

Она меня выводит на дорогу,

Она мне просвещает века,

Где радость и печаль моего народа

Врослися в вечного древа ветви.

 

Такого всплеска в музыке и слове,

Огня такого не передашь.

Ничем, кроме песни, сестры любви,

Колодца неисчерпаемой красоты.

 

Какое же это диво дивное - народная песня! И какую властную силу таит она в себе! Проходят века, меняются общественные уклады, одни поколения приходят на смену другим, а народная песня остается, через различные испытания проносит она свой первоначальный вид, свою неувядающую молодость.

Зарождалась она в труде и в забавах, в календарных обрядах наших предков. Была она с казаками и в победоносных походах, и в турецком плену, ночевала у чумацких очагов под высокими зорями, плакала кровавыми слезами при тяжелой крепостной труда, доносился зовом отчего дома к эмигрантам в заокеанской чужбине. Словно мать-берегиня, стояла она на страже тех заповедных источников, что сейчас питают наше национальное возрождение.

 

У меня моментально забьется в груди сердце,

Когда до боли родная и очаровательная

Где-украинская песня разольется

И жайвором над нами залуна.

Так писал о украинскую народную песню Игорь Муратов. В народных песнях правдиво отражено всю жизнь украинского народа, богатство его духовного мира, найзаповітні мечты и стремления. Большой знаток украинского фольклора М. Стельмах отмечал: «Широка и разнообразна тематика лирической песни... Нет такого значительного события в жизни народа, нет такого человеческого чувства, которое бы не обізвалося или рокотом грома, нежной струной в украинской лирике, которую по праву можно назвать нашим национальным сокровищем и жемчужиной мировой народного творчества». Выдающийся русский композитор Петр Чайковский утверждал: «Бывают счастливо одаренные натуры и бывают так же счастливо одаренные народы. Я видел такой народ, народ-музыкант - это украинцы». В XVII в. арабский ученый и путешественник Павел Халепський записал: «Пение казаков радуют душу и исцеляют от печали, ибо идут они от сердца и исполняется как бы из одних уст». Польский поэт Ю. Словацкий предсказывал, что «украинские песни будут положены в основу литературы будущего». Очень интересно высказалась о украинскую песню американская писательница Тальви: «Кажется, каждая ветка дерева в Украине имеет своего поэта и каждый стебелек травы на этих бескрайних цветущих равнинах відлунюється песней». Высокую оценку нашей песенном творчестве дали сотни деятелей культуры. «Ни один народ не проявил себя в песнях так ярко и красиво, как украинский народ», - писал О. Толстой. Похожее мнение высказала украинская писательница Марко Вовчок: «Как искренне и не боясь сказать, то, пожалуй, лучше от украинских песен нет во всем мире большом». Высокая гордость переполняла О. Довженко, когда он писал: «Вряд ли где-то в других странах поют так красиво и громко, как у нас в Украине».

Когда до выдающегося русского писателя Льва Толстого посетили украинские гости, он им сказал: «Счастливы вы, что родились среди народа с богатой душой... Кто имеет такую песню, поэтому ничего бояться за свою будущность, его время не за горами. Верите или нет, ни одного народа простых песен я не люблю так, как вашего... Сколько в них красоты и грации, сколько сильного, молодого чувства и силы!»

Известный художник Л. Жемчужников, вернувшись с Украины, писал: «Народная песня в своих словах и музыке, взятых вместе, преисполненная чувства, мысли и при этом необычайной простоты. Нет в ней лишнего слова, нет лишней ноты. Это самородки, из которых всегда может черпать талант...» И действительно, украинская литература и музыка XIX в. выросли на фунте народной песенности, дав таких великанов, как Т. Шевченко - в поэзии М. Лысенко - в музыке. Все поэты, композиторы, писатели и драматурги Украины от времен И. Котляревского и до наших дней так или иначе питались народной пісенністю, восхищаясь ее исключительной искренностью и простотой высказывания. Как полноводный Днепр, плывет величественным потоком в будущее виспівана веками украинская песня.

- Прокомментируйте высказывания известных людей о украинскую песню.

- Что общего есть в этих высказываниях?

- Какие характерные особенности народных песен можно выделить?

Запишите в тетради. Добавьте самостоятельно подобранные эпитеты в понятие «народная песня». Например. Народная песня: яркая; красивая; лучшая; простая; полна сильного, молодого чувства и силы; без лишнего слова и ноты; мелодичная...

II. Изучение нового материала.

1. Выступления учащихся с заранее подготовленными докладами о жанрах общественно-бытовых песен.

а) Казацкие песни. Возникновение и развитие казацких песен связаны с историей казачества, которое сформировалось в XV-XVI вв. в борьбе украинского народа против феодального гнета и иноземных захватчиков и прославился своим мужеством, героизмом, преданностью отечеству.

Казачьи песни охватывают длительный период жизни нашего народа. К древнейшим из них относятся произведения о полевую сторожу, постой казаков и пожар в степи, о буре на море и потопление турецкого корабля, о стычках с турецко-татарскими захватчиками, о смерти казака на поле боя. Основной герой этих песен - отважный воин, охранник родного края, готов отдать за него жизнь. С любовью воспел народ своих защитников, показав их жизнь, полная тревог и опасностей. В казацких песнях ярко проявляются патриотические чувства народа. Их герой осознает, что он - защитник отечества. Попав в плен к врагу, козак просит перед смертью вывести его на высокую могилу - «пусть же я стану, посмотрю и на свою Украину!»

Песня была в кровавых сечах, в походах, во всех дорогах ратной славы. Взлетая с кобзаревих уст под гомон кобзы, поведала она о народных героев.

Прослушивание записи казацкой песни «Ой на горе да жнецы жнут».

б) Чумацкие песни. Своим происхождением чумацкие песни уходят в далекие времена. Они отличаются неповторимым колоритом. Чумацкий промысел известен с XV в., хотя расцвет его приходится на XVII-XIX вв. Чумаки торговали в основном рыбой и солью, по которые ездили на телегах до берегов Черного и Азовского морей и на Дон. На юг они переправляли на своих телегах хлеб, мед, воск, табак, солонину. Чумакуванням занимались разные слои населения, но больше всего оно было распространено среди казаков и крестьян.

Некоторыми своими мотивами чумацкие песни перекликаются с казацкими, потому чумаки, как и казаки, вели путешествующую жизнь, были оторваны от родного дома, их жизнь была полна разных приключений и опасностей. К тому же чумаки имели тесные связи с запорожскими и донскими казаками, которые проводили валки через опасные места, защищая от татар и разбойников.

Спокойная песенная рассказ о сборе чумаков в дорогу, о путешествии сочетается с драматизмом событий, в которые они попадают: нападение врагов, непогода, различные несчастные случаи, болезни и смерть в дороге.

С любовью в песнях описывается млечный атаман, который выступает мужественным воином, добрым советчиком, защитником своих товарищей.

Несмотря на трудности и тяготы дальних дорог, чумакування привлекало многих ощущением свободы, независимости. Среди чумаков были бедные и богатые, работники и владельцы. Несчастье в дороге, падеж скота становились причиной разорения. За буйным весельем чумацких песен часто скрывалось горе. Потеряв все, чумак вынужден идти в батраки к богача.

Из песен встает образ чумака как человека мужественного, витривалої, верной обществу, жизнелюбивой.

в) Крепостные песни. Тяжкий труд, издевательства помещика и его прихвостней, бесправие и обнищание крестьян, протест против порабощения - основные темы этих песен, проникнутых ненавистью к угнетателям. У них с такой беспощадностью разоблачалось крепостничество, что сам собой напрашивался вывод о необходимости его уничтожения. В крепостных песнях начале XVIII в. отразилось усиление феодального гнета. Помещики отбирали у крестьян даже воскресенье - праздничный день, работать в который считалось за грех.

 

Ой в воскресенье ранехонько к церкви колокола звонят,

А нашего великого господина десятчики на барщину гонят.

 

Почти в каждой песне говорится о подневольность, бесправие крепостных, унижение их человеческого достоинства, об издевательствах.

Протест против крепостничества проявлялся в различных формах, в частности в побеге на Запорожье, на свободные южные степи, в Бессарабию. Воспел народ и вооруженные выступления против поработителей.

г) Рекрутские и солдатские песни. Рекрутские и солдатские песни тесно связаны с казацкими. Иногда в песне менялось только слово «казак» на «рекрут», «солдат», «солдат». Но складывалось и много новых. Принудительный набор в войска ввели в Украине со второй половины XVIII ст. Служба в царской армии сначала была пожизненной, с конца XVIII в. двадцятип'ятилітньою, позже - двадцатилетней (только с середины XIX в. этот срок сократился до десяти лет). Надежды вернуться домой, увидеться с родными у солдата почти не было. Поэтому, провожая в рекруты, прощались навечно, оплакивали в причитаниях, как умершего. Отсюда и песенный образ «вечной службы», «вечной разлуки». Жизнь жовнира-солдата австрийской армии ничем не отличалось от жизни солдата царской армии. Рекрутчина выступает в песнях как социальное зло, от которого прежде всего страдали бедные. Помещик сдавал в солдаты даже того, кто не был годен к службе. Отдавали в рекруты сироту, у которого «ни матери, ни вітця», или вдовиного сына-одиночки. Народное воображение создало образ тяжелой, голодной, кровавой, «царской дороги», которой погоняют новобранцев. Рекрутские и солдатские песни в подавляющем большинстве глубоко трагичны по содержанию. Каждое их слово порожденное болью и отчаянием, облитое горькими слезами. Немало песен сложено о смерти солдата. Основная их мысль - жестокость войны, тщетности смерти солдата во имя чужих интересов, часто на чужой земле. Народ осуждает и проклинает войну и тех, кто ее затевает.

д) Бурлацькі песни. Бурлацькі песни неоднородны по происхождению. Бурлаками называли людей, которые не имели собственного убежища или скитались на чужбине, вдали от родного дома. Основную группу бурлацких песен составляют произведения о лишениях крестьян от крепостничества. Гнев против поработителей, протест против социальной несправедливости выливалось в стихийные выступления: «Будем убивать богатых, а бедных награждати». Большинство бурлацких песен проникнута печальными настроениями, что их порождало бездомное жизнь на чужбине, тревожные мысли о осиротевшую семью, жаль за зря молодыми годами.

г) Батрацкие песни. Батрацкие песни возникли в процессе пролетаризации крестьянства. Обезземеливания, обнищание вынуждали крестьянина искать заработков в помещичьих экономиях, на заводах, шахтах, часто далеко от дома. В гастарбайтерских песнях не только открываются нечеловеческие условия труда, но и отзывается гневный процесс против издевательств и эксплуатации. К заробитчанских принадлежат также песни об эмиграции крестьян Буковины, Галичины, Закарпатья в конце XIX - начале XX в. в Америку. Замученные нуждой крестьяне в отчаянии бросали родную землю и отправились за океан в поисках счастья. Но там их ожидали лишения, тяжкий труд. Песни полны тоски по родному краю, где «солнышко так красиво сияет». Постоянным местом подработки во второй половине XIX в. были Таврия, Бессарабия, куда шли тысячи обездоленных. Надежды на хорошие заработки часто оказывались бесполезными. Новая волна эмиграции порождает возникновение новых заробитчанских песен.

2. Технология «Горячий стул». Ученик отвечает на вопросы, касающиеся темы «Общественно-бытовые песни», поставленные другими

учениками класса. Если ученик не знает ответа, отвечает тот, кто задавал этот вопрос.

3. Идейно-художественный анализ казацких и чумацких песен.

а) Выразительное чтение или прослушивание записи песен.

- Какая песня больше всего понравилась? Почему?

- К какой группе относится каждая из прослушанных песен? Подтвердите сказанное цитатами из произведения.

- Какие из песен знаете наизусть, слышали ранее, а которые для вас неизвестны? О чем это говорит?

- Почему народная песня пользуется большой популярностью в наше время?

б) Работа в группах. Идейно-художественный анализ песни (класс делится на четыре группы, каждая из групп анализирует одну из песен, после завершения работы выступает один представитель от группы).

Например:

ПЕРВАЯ ГРУППА.

«Ой на горе да женці жнуть»

Тема - проявление любви и уважения к защитникам отечества - запорожских казаков, прославление смелости, мужества их главарей.

Художественные средства: обращения («Эй, вернись, Сагайдачный...», «Эй, кто в лесу, отзовись!»), диалог, постоянные эпитеты (кониченько вороненький, под горой зеленой, широкой долиной), ласкательные слова (хорошенько, кониченько, вороненький), образы-символы (лошадь, табак и люлька), междометия (ой, эй).

 

ВТОРАЯ ГРУППА.

«Стоит явор над водой»

Тема - проявление народного уважения к защитникам родной земли, уславляння героического подвига казаков.

Художественные средства: ласкательные язык (незгодонька, явороньку, козаченьку, молоденький, сіделечко, вороненький, калиноньку), обращение (явороньку, козаченьку), постоянные эпитеты (явороньку зелененький, козаченьку молоденький, конь вороненький, высокую могилу), образы-символы (лошадь, явор, птички, калина), психологический параллелизм (явор наклонился - казак огорчился).

В песне рассказывается о казацкой славе. Ее постоянным символом выступает красная калина, высокая могила как памятник воинской доблести.

 

ТРЕТЬЯ ГРУППА

«Гомон, гомон по дубраве»

Тема - переживания родных за судьбу молодого казака, показ его решимости, отваги.

Художественные средства: диалог между казаком и родными (передает переживания матери и сестры за судьбу парня, его уверенность в правильности своих решений), метафоричность («Пусть тебя турки возьмут», «турки знают - меня лошадьми наделяют», «орда знает - серебром, золотом наделяет!»), повторение (гомон, Гомон по дубраве, туман поле покрывает), образы-символы (туман - закрывает казака от врагов; конь - верный товарищ; оружие - жена), ласкательные слова (сынок, зіроньками, слізоньками, додомоньку, головушку), эпитеты (густые тернии, буйные ветры), гиперболизация («Когда, сестра, песок взойдет - тогда твой брат из армии придет»).

Жизнь казака - это постоянные походы, полные опасностей, битвы с врагом, героическая смерть на поле боя.

 

ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА.

«Ой у степу криниченька»

Тема - описание полного опасностей жизнь чумаков.

Художественные средства: слова-междометия (ой, эй), риторическое обращение («Ой подай, чумак, и подай, голубчик, да хоть правую руку!», «Ой рад бы я, моя милая, хоть обе подать» - придают песни сильнейшего эмоционального окраса), постоянные эпитеты («седые волы», «зеленой мураве», «сырой земли»), сравнения (чумак голуб, девушка - кукушечка).

Тонкий художественный такт народа не может оставить чумака умирать одиноким в степи, и вокруг него появляется в образе кукушки любимая девушка, чтобы попрощаться с ним. их разговор вызывает приток новых переживаний у слушателей.

III. Обобщение изученного.

«Открытое письмо современникам» (учитель зачитывает «письмо», дети должны на него дать устный ответ).

Образец письма

«Уважаемые потомки казацкого рода! Обращается к вам человек, которому небезразлична судьба украинской народной песни. Скажите, почему сегодня, в начале третьего тысячелетия, не слышать наших украинских песен, которые давно снискали мировую славу? Почему не поют в городах и все меньше - в селах? В вечерний час отдыха, в кругу друзей или в одиночестве? Почему не зовем на утешение народную песню, когда на сердце грустно или радостно?

Почему нынешнее эстрадное визг, как и серная кислота губит юные души? Сегодня модно петь песни? Почему молчат народные песенника? Кто и как защитит народную песню?

С уважением к вам неравнодушен современник.»

 

(Конечно, есть в нашем народе и сегодня создатели песен. Но они, видимо, не видят у своего современника потребности в их песенном творчестве, потому эстрадный приметил звучит на всех каналах радио и телевидения. Непритязательная музыка действует на полную силу. И придет время, когда чей-то сильный голос спасет наши песни, выведет их из небытия. И зазвучат они сильно и страстно, нежно и волшебно на всю Украину, на весь мир широкий).

IV. Домашнее задание.

Выучить наизусть две песни (на выбор), записать от родных или знакомых текст неизвестной вам народной песни.