Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ТЕМА 6. МИР УКРАИНСКОЙ ПОЭЗИИ Тарас Шевченко. "Думы мои, думы мои..."; "Ой три пути широкой...", "Мне одинаково, буду ли..." (из цикла "В каземате"), "Проходят дни, проходят ночи..."

Выкуп поэта из заключения, причины его наказания царем, арест, пребывание в каземате, ссылки.
Осознание собственной миссии поэта. Размышления автора о собственной судьбе, судьбе Украины, быстротечности, мимолетности жизни человека на земле, о ее судьбе.
ТЛ: философская лирика, силабо-тоническое стихосложение (рифмы, стопы, стихотворный размер).



ТЕОРИЯ

Биография - Тарас Шевченко

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Ой три пути широкой

Думы мои, думы мои

МНЕ ВСЕ РАВНО, БУДУ

ПРОХОДЯТ ДНИ, ПРОХОДЯТ НОЧИ

ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРА

АУДИОКНИГИ

Думы мои - 3.57 Mb

Проходят дни, проходят ночи - 1.18 Mb

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Жизненный выбор поэта-патриота (за поэзией Т. Шевченко «Проходят дни, проходят ночи...»)

Невольничья поэзия Т. Шевченко, цикл «В каземате»

Общая характеристика стихов Т. Шевченко периода после ссылки

"Доле, де ти?.." (Т. Шевченко "Мне все равно...", "Проходят дни, проходят ночи", "Думы мои, думы мои")

Размышления о жизненном назначении человека в поэзии Т. Г. Шевченко "Проходят дни, проходят ночи..."

Размышления Шевченко о собственную судьбу и судьбу Украины в поэзии "Мне одинаково, буду ли..."

Десять лет солдатськоі неволе с царской "запретом писать и рисовать" самая трагическая страница жизни Т. Шевченко.

СТАТЬИ

Ознакомление с жизнеописанием Т.г.шевченко, воспитание у детей уважения к его наследию.

Биография Тараса Григорьевича Шевченко

Т.Г.Шевченко - солдат (пребывание в каземате)

Тарас Григорьевич Шевченко в Петербурге. Выкуп из крепостничества и вступление в Академию искусств.

Т.Г. Шевченко и Кирилло-Мефодиевское общество. Причины жестокого наказания Тараса Шевченко царем.

ИНТЕРЕСНЫЕ ССЫЛКИ

ТАРАС ШЕВЧЕНКО-ГРУШЕВСКИЙ ХРОНИКА ЕГО ЖИЗНИ

Философская лирика - феномен, сформированный на перекрестке лирики и философскому метажанру, сущность которого составляет художественное воплощение в лирическом образе-переживании универсально-субстанційних (сущностно-родовых, всеобщих) свойств бытия, становятся предметом своеобразного эстетически-интеллектуального осмысления - поэтической рефлексии. Одно слово, философская лирика - это суб'єктивований образное выражение философской рефлексии о бытии человека и мира, совмещенной с лирическим переживанием и воплощенной в поэтическую форму.

"Философская лирика - в основе своей - размышление, и в этом размышлении почти всегда, в любом случае нередко, прослеживается более или менее ясный цепь умозаключений, которые подводят к определенному выводу" - утверждает О. Павловский. Г. Филиппов также считает, что "основой философской поэзии есть размышление, логически подводит к идее обобщения"

СИЛАБО-ТОНИКА, -ы, ж. Система стихосложения, где чередуются ударные и безударные слоги в стихотворных строках.

Силабо-тоническое стихосложение (греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - система стихосложения, в основу которой положен принцип выравнивания ударных и безударных слогов, их дежурство, количество и место расположение ритмических акцентов в віршовому строке.
В украинской поэзии силабо-тоническое стихосложение появилось в XIX в., придя из русской поэзии, вытеснив силабічну систему и сосуществуя с национальным коломийковим размером, широко используемым Т. Шевченко.


Состоит оно из двоскладової (хорей - с ударением на первом слоге; ямб - на втором слоге) и трискладової стоп (дактиль - с ударением на первом слоге, амфібрахій - на втором, анапест - на третьем слоге); соответственно так называются и стихотворные размеры. Характерная черта силабо-тонического стиха - ритмоінтонаційна инерция благодаря схеме распределения ударных и ненаголошеинх складов, что дает возможность соответственно систематизировать ритмичное движение поэтического вещания. Большое значение для ритмического разнообразия такого стиха имеет также наличие пірихіїв или появление надсхемних ударений.
Силабо-тоническое стихосложение в сегодняшней украинской поэзии сосуществует наряду с тоническим (акцентный стих, паузник и другие).