Сочинение
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
"Доле, де ти?.." (Т. Шевченко "Мне все равно...", "Проходят дни, проходят ночи", "Думы мои, думы мои")
Все равно - что-то в этом
слове отталкивает и заставляет насторожиться. Все равно - звучит
меланхолично и истощенными. Одинаково - отчаяние, боль. Крик души, что
вырвался наружу и тяжелым камнем сорвался в бездну, едва преодолев границу Между
мнением и сказанным, одинокий и неуслышанными. Крик, что вовсе и не крик, а скорее
обреченный стон умирающего. Обреченность, безразличие,
беспомощность, даже предательство, и все равно, потаенная надежда и непримиримость,
стремление каждой клетки тела... Такие ассоциации вызывает у меня минорное
"одинаково". Из всех грехов равнодушие является самым тяжелым, потому что именно этот недостаток
человеческого характера влечет за собой серьезные проблемы, последствиями которых является потеря
ценности человека в обществе. Человек, не дает советов, ни к чему не стремится и
не самосовершенствуется - просто существует, как сорняк. Равнодушие тоже, казалось бы,
можно вырвать с корнем, но она вырастет вновь. Страна с населением, которому
безразлично к своей судьбе, к будущему их страны, обречена стать порабощенной.
Города утонут в крови и слезах, а их жители даже не пошевелят пальцем,
им все равно. Ведь равнодушие предусматривает сплошное отречение. В лексиконе таких
людей не существуют знаменательные слова "Родина", "семья", "любовь", потому что эти
понятия уже предполагают определенную заинтересованность в жизни родной страны, любимого
человека. Тогда встает вопрос: "есть Ли полноценный человек, собственноручно лишена
самого дорогого в жизни?" Шевченко доказал, что он - не просто полноценная
человек. Да, ему не хватало свободы. Болея за свою страну, он был жестоко
наказан. Не физически. Мукой было наблюдать за происходящим издалека, не принимая
участия, быть никем. Очень рано Тарас Григорьевич понял, что жизнь -
мимолетное. Теория скоротечности преследовала его всегда. Он осознавал, что
годы летят, жизнь не улучшается, и иногда казалось, что он не в состоянии ничего
сделать, все попытки бесполезны. В 1847 году поэт попадает в каземат
через свою любовь и, конечно, его мысли были сосредоточены вокруг
родного края. И здесь, на первый взгляд, странно, звучит безразлично слово "одинаково".
Мне все равно, буду Я
жить в Украине, или нет. Или кто вспомнит, забудет
Меня в снегу на чужбине -
Однаковісінько мне. Между строк читается
безнадежность, ничто не имеет стоимости, кроме правды и главной цели. Но равнодушие к
того, будет автор жить в Украине или нет - несколько неискренняя. Конечно, ему не все равно.
Для Шевченко это как брак, клятва делить радость и горе, быть преданным, пока
смерть не разлучит, лишь с той разницей, что связь сильнее, клятва -
незыблемая, а развод (отречение, дезертирство, или помягче слово "эмиграция",
измена) не является решением проблемы. А недостойное существование на Родине так же, как
и безответная любовь, поощряет вести борьбу до конца... Еще раньше поэт пишет:
Или я живу, доживаю,
Так по свету волочусь,
Потому что уже не плачу и не смеюсь... Но
Шевченко не может, просто не умеет быть беспомощным сторонним наблюдателем жизни;
обращаясь к Судьбе, в полный голос, он требует:
...дай жить, сердцем жить
И людей любить, А когда
нет... то проклинать И свет зажечь!
Поэзии - не результат длительной и кропотливой работы и не показатель умения
говорить так, чтобы слова слетали с уст в стихотворные строки. Это состояние души поэта, и
его голос відлунювався в каждом сердце в такой далекой Родине.
Тот, кто каждый день работает до невыносимой боли в костях, кто,
возвращаясь домой, уже не в состоянии поднять руку, но должен, чтобы накормить
голодную семью, - и пара детских глаз видит слезы на родительских щеках, - то
тоже имеет право на счастье. Именно такие мысли отражаются в стихотворных строках... Собственные
проблемы и переживания уходят на задний план. Главное желание - сказать
наконец "наша земля", не добавляя горького "не своя", никогда больше не видеть того
грустного, наполненного болью и сожалением, точки зрения, что когда-то видел Тарас в глазах своей
матери. Обидно... Обидно, что ничего не изменить, что в родной стране не имеешь
никаких прав, а на твоей земле властвуют чудовища, которые не представляют, что такое
человечность и сострадание. И не все равно мне,
Как Украину злые люди
Усыпят, лукавые, и в огне
Ее окраденую разбудят...
Ох, не все равно мне. Предыдущие строки только
подчеркивают и углубляют главную мысль произведения, глубокую и не для каждого
очевидную. Это будто длинный, интригующий барабанной дроби перед важным моментом,
долгожданным заключением, ясным и кратким, определенным. В этих словах Шевченко
будто предполагает тяжелое будущее Украины и подчеркивает, что с этим нельзя
мириться. Он говорит о усыпленную человеческое сознание, о проблеме, которая всю
украинскую историю сопровождает наш народ, которая мешает создать полноценную
Украину сегодня и, возможно, будет иметь место в будущем, едва подавлена. Иногда
кажется, комплекс раба, отразившийся в нашем подсознании, к сожалению, есть
пятном, которое не вывести. Писатель не должен смотреть на мир сквозь решетку. К сожалению,
это реальность. Шевченко, отмеченный талантом, мог стать известным
художником, иметь беззаботную жизнь, однако сознательно выбирает другую судьбу: отображать
человеческая жизнь в слове - становится Кобзарем, представителем целого народа... И пусть во время
он жалуется, что мысли, которые не дают покоя ни днем ни ночью, приносят с
собой бедствие, они все же - для автора - "цветы" и самое дорогое в жизни -
"дети". В своих произведениях он мастерски сочетает личное и гражданское, собственную
исповедь и мнение народа. И нас призывает жить и выполнять миссию человека, улучшить
может и не весь мир, а хотя бы маленькую его часть: свой дом, улицу и себя...
|
|