Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Ознакомление с жизнеописанием Т.г.шевченко, воспитание у детей уважения к его наследию.




Цель: Ознакомить с биографией великого сына украинского народа - тараса шевченко. Воспитывать любовь и уважение к наследию, которое оставил нам поэт. Учить детей подражать Т.шевченко и выполнять его заветы.

 

Празднично убранный класс: портрет Тараса Шевченко, полотенца, фотовыставка о .жизнь и творчество Кобзаря, выставка его произведений, иллюстрации рисунков. Возле портрета размещены слова, которые являются эпиграфом устного журнала:

И меня в семье великой,

В семье вольной, новой,

Не забудьте помянуть

Незлым, тихим словом.

1 страница журнала: Детские годы Тараса Шевченко.

Звучит песня т. Шевченко "Думы мои".

Заходит женщина, одетая в крестьянскую одежду, несет зажженную свечу, ставит на столик возле портрета Т.г.шевченко. К ней подходит мальчик.

Мальчик: Мамочка, а правда, что небо на железных столбах держится?

Мать: Да, мой сынок, правда.

Женщина садится на скамейку, мальчик у нее, кладет голову на колени матери, она поет "Колыбельную".

Мальчик: А почему так много звезд на небе?

Мать: Это когда человек на свет приходит, Бог зажигает свечу, и горит та свеча, пока человек не умрет. А как умрет, свеча гаснет, звездочка падает. Видел?

Мальчик: я Видел, мамочку, видел... Матусечко, а почему одни звездочки ясные, большие, а вторые едва видно?

Мать: Потому что когда человек злая, завистливая, скупа, ее свеча едва-едва тлеет. А когда добрая, любит людей, делает им добро, тогда свечечка такого человека светит ясно и светло это далеко видно.

Мальчик: Мамочка, я буду хорошим. Я хочу, чтобы моя свеча светила августейшее.

Мать: Старайся, мой мальчик (гладит его по голове).

Мать выходит, мальчик садится на стульчик рядом с учениками.

Ведущая: 9 марта 1814 года в с.Моринцях на Киевщине в семье крестьяне-на-крепостного родился Т.Шевченко. Мальчик рос молчаливый, всегда почему-то задумчивый. Никогда не держался дома, а все бродил где-то по сорняках, за что его прозвали в семь и "малым приблудою".

Ведущий: Восьмилетнего Тараса родители отдали в благодарность в "науку". Странная это была наука. Пьяница-дьяк обучал детей по церковным книгам. За малейшую провинность наказывал своих учеников розгами. Будучи уже известным поэтом, Т. Шевченко вспоминал ту школу, куда привела его судьба крепостной.

Ученик: Ты взяла меня за руку маленького

И парня в школу одвела

До пьяного дьяка в науку.

- Учись, дорогая, когда

С нас будут люди, - ты говорила.

Ведущая: Но недолго длилась Тарасова "наука". Неожиданное горе выпало на долю маленького мальчика. Замученная тяжелым трудом умерла мать.

Ученик: Там мать добрую мою

Еще молодую - в могилу

Нужда и труд положила.

Ведущий: Незадолго после смерти матери в 1825 г. умер отец.

Смерть отца потрясла маленького Тараса.

Ученик: Там отец, плача с детьми

(А мы малые были и голые),

Не вытерпел злой судьбы,

Умер на барщине! ...

А мы Расползлись между людьми,

Словно мышата. Я до школы -

Носить воду школьникам.

Ведущая: Тарас батрачит в школе, а потом нанимается пасти общественное стадо. Пройдет 20 лет, и он с болью будет вспоминать свое детство в стихотворении "Мне тринадцатый проходило".

Кто-то из взрослых читает стихотворение "Мне тринадцатый проходило". Инсценировка стихотворения "Мне тринадцатый проходило".

Оксана: Почему же плачешь ты? Ох, глупенький Тарас. Давай я вытру слезы. Не грусти, Тарасику, ведь говорят, лучше всех ты читаешь, лучше всех поешь, еще и, говорят, рисуешь. Вот вырастешь и будешь маляром. Да?

Тарас: Да, маляром.

Оксана: И ты розмалюєш нашу хату.

Тарас: Да. А все говорят, что я лентяйка и ни на что не способен. Нет, я не лентяйка. Я буду-таки художником.

Оксана: Конечно, будешь! А что ты лодырь, то правда. Смотри, где твои ягнята! Ой, бедные ягняточка, что чабан у них такой - они же питочки хотят!

Учитель: Не смотря на то, что родился поэт в бедной крепостной семье и детство его было тяжелым и безрадостным, малый Тарас рос любознательным и умным мальчиком.

2 страница журнала: Т.Г.Шевченко - художник.

Ведущий: Тарас батрачит, в свободное от работы время читает и рисует. А по углам, чтобы никто не видел его горя, плачет. Но мысль найти человека, который бы научил его рисовать, не покидает мальчика. Так он попадает к хлипківського маляра. Маляр соглашается научить парня рисовать, однако господин Энгельгардт забирает его к себе в Петербург, и Тарас становится казачком.

1 ученик: Хочет рисовать,

Стремится он к знаниям,

И за это много

Терпит издевательств.

2 ученик: Втихаря он рисует.

Статуи в саду,

Ночью пишет стихи

О человеческую беду...

Ведущая: Встреча в Петербурге с земляком-художником Сошенко-круто изменила судьбу Тараса Григорьевича. Он познакомился также с баснописцем Гребенкой, художниками Брюловим, Венециано-ным, с поэтом Жуковским. Они увидели большие способности молодого художника и выкупили его из рабства.

Учитель: Тарас Григорьевич оправдал их надежды. В 1845 году он окончил Петербургскую художественную академию с двумя серебряными медалями и званием "свободного" художника. Тарас рисует портреты, картины, зарисовує памятники прошлого, делает иллюстрации к своим стихам. Вот посмотрите, какие замечательные картины оставил нам в наследство т.Шевченко.

Дети рассматривают альбом и картины Т.г.шевченко.

Ученик: Так в человеческом море

Встретились братья,

Что сумели в горе

Искренне помочь.

Выкупили друзья,

Вольным стал Тарас!

Почему же сердце в тоске?

Боль почему не угас?

Смелый и искренний

Был Тараса пение.

Он точит топоры,

Зовет на господ.

С страница: А.с.пушкин - борец за свободу народа.

Ведущий: За бунтарские стихи 33-летнего Тараса забрали в солдаты.

Ученик: И рисует и пишет

Он тайно там.

Гневные его стихи

Страх несли господам.

Ведущая: Несмотря на запрет, Тарас Григорьевич писал стихи и прятал их за голенищем сапога. Теперь эту книгу называют захалявною. Поэт писал:

А думы мои! О слава злая!

Тебя напрасно я в чужом краю

Караюсь, мучаюсь,но не каюсь!..

Ведущий: Когда Т.Г.Шевченко был в ссылке в далеких степях Казахстана, он очень тосковал по украине. Вот послушайте, как нежно и тоскливо звучат его песни.

Взрослые поют песни "Зоре моя вечірняя", "Садок вишневый коло хаты", "Думы мои, думы мои".

Ведущая: Тоска по родной природой, родным краем звучит и в его стихах. Он призывает украинский народ к борьбе за волю, за лучшую долю.

Дети и взрослые читают стихи Т.г.шевченко.
Учитель: Судьба Украины всегда волновала Великого Кобзаря Шевченко верит в лучшее будущее своего края.
Ученик: И на обновленной земле

Врага не будет, супостата,

А будет сын, и будет мать,

И будут люди на земле.

4 страница журнала: Мы тебя не забудем, Тарас.

Ведущая: 9 марта 1861 г. Тарасу Григорьевичу исполнилось 47 г. Поступило много поздравительных телеграмм. Поздравить поэта, который лежал тяжело больной, пришли друзья. А 10 марта перестало биться сердце великого украинского Кобзаря. Тело Т. Шевченко был перевезен в Канев и похоронен на Чернечей горе. Так завещал великий поэт.

Ведущий: Прошло 182 года со дня рождения славного сына Украины, но зайдите в любой дом и вы увидите украшенный вышитым рушником портрет Кобзаря. Он - как член семьи, как самый дорогой человек.

Ученик: В нашем доме на стене

Висит портрет в раме.

Он очень родной и мне,

И папе, и маме.

Он охраняет и дом, и нас,

Он знает наши боли.

Я хорошо знаю - это Тарас,

Что мучился в неволе.

Такой родной, смотри,

Он словно говорит с нами,

Он на портрете, как будто живой,

Вот-вот - и выйдет из рамы.

Ведущая: В день рождения Т. Шевченко взрослые и дети идут к его памятнику, чтобы поставить свечку, возложить цветы, почитать его стихи, попеть песни и этим выразить свое почтение великому Кобзарю.

Ученик: Тарас, наш Кобзарю, повсюду


Приходишь сейчас ты, как свой,
Тебя поздравляют искренне люди

На всей Украине моей.

Учитель: И взрослые, и дети уважают гениального украинского поэта, художника, борца за свободу народа и всегда будут помнить его заветы. Ученица: Я маленькая украинка,

Восьмой годик имею,

А про Тараса Шевченко

Уже много знаю.

Он дитя из-под стрехи,

Он в изорванной свите,

Он добыл нам славу,

Как никто на свете.

А и наша слава

Не умрет, не погибнет,

Наш Тарас Шевченко -

Солнце Украины.

Дети исполняют песню "Детская присяга"):

Поклон тебе, Тарас,

Великий наш пророк,

Для тебя верно бьется -

То детское сердечко.

За тебя вечно бьется,

За твои заветы,

Чего родители не смогут,

То наполнят их дети.

Дети (хором): Спи спокойно, Тарас!

Потомки твои

Словом уважения и любви тебя помянули.

И народы Страны

Заветов священных твоих не забыли.

Взрослые и дети исполняют "Завещание".