Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Рифмовки - особенность расположения рифм в стихе, интервал между ними. Бывают случаи, когда расстояние между римованими словам отсутствует, если они употребляются или подле друг друга ("Есть неизменная земля и все на ней безостановочная смена". - О. Ольжич), или разграничены цезурою ("Выходим босые // и косы мы точим". - Я. Савченко) віршовою паузой, когда стихотворение заканчивается одним созвучным словом, а вторым начинается следующий ("Жестокий смерч, что выведен строго / 3 сухого сердца и живущих дум". - М. Бажан). В других случаях Г. (рифмованный интервал) приобретает существенного значения. Простейшей формой Г. с расстоянием между созвучными словами считается смежная или парная (аа ббвв), употребляется как в лирических миниатюрах ("Сами на себя смотрят леса,/ растеряны от собственной красоты". - Лина Костенко), так и в поэмах ("Даниил Галицкий" М. Желательна). Перекрестной рифмовки - сложнее, в нем рифмуются конечные слова четных стихов с четными, а нечетные - с нечетными (абаб), оно самое распространенное в сегодняшней силабо-тонической версификации:

Сугробы дымов на леса намело. а

Яма света между них - как забытая шахта. б

Закіптюженим небом плывет НЛО - а

Бездомный венок на Ивана Купала (И. Рымарук). б

Часто применяется и кольцевое, или охопне, Г. (абба):

Сотый день в дороге. Сотый день еще и ночь. а

И куда же ты рвался, спешил упорно? б

Лучше не питаймо. Конечно же, не на праздник. б

А если на праздник, то не в том дело (П. Куценко). а

Иногда в катрене наблюдается и неспароване P., т.е. когда в нем рифмуются второй и четвертый стихи (-а):

Не луна и не звезды, -

И дніти языков не дніло. а

Как страшно!.. Человеческое сердце -

К краю обідніло (П. Тычина). а

Достойны внимания также менее распространенные формы P., наблюдаемые в восьми стихах ( - а - а - а - а), и одновременно тернарна (- - а

- - а ) и кватернарна (- - - а - - - а) - редкие для украинской поэзии формы, где рифмуются только третий и четвертый стихи:

Такие чужие эти низкие, синеве горы.

Когорта пришла в деревню на отдых.

Скрылись белокурые пугливые девушки,

Нависает ветви могучих дубов. а

О, эти пути и пыль, и гальские просторы.

Товарищи повествуют сміховинок. -

Вечер. Грезится белое кампанське город, мать, -

Скромная сестра и шумиха малых братіїз (Олег Ольжич). а

В мировой версификации случаются случаи со значительно большими интервалами P., как, к примеру, в итальянской балладе. Совершенно противоположного вида приобретает монорим, присущ преимущественно восточной поэзии, где строки (в частности катрен) связаны одной рифмой, что свидетельствует поэма ПИ. Руставели "Витязь в тигровой шкуре" (перевод М. Желательна):

Славлю я любовь высокую, душ возвышенных мощь, а

Что ее не класть в слово, в нашу речь недолугу. а

Дар небес - такое любовь, неземное стремление духа, - а

Кто к нему стремится, должен снести горе, нищету и тоску, а

См.: Терцет, Терцина, Секстина, Октава, Сонет, Газель, Рубаи и др.