Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Сонет (итал. sonetto - звучать) - лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк п'ятистопного или шестистопный ямба, собственно, двух четверостиший с перекрестной римуванням и двух тривіршів тернарного рифмовки по основной схеме (абаб абаб ввд ээд), хотя возможны и другие варианты (абаб абаб виэ виэ или абаб абаб ввд эдэ и т.п.). Появился С, очевидно, в начале XIII в. в Италии, где выкристаллизовались его основные признаки, впервые описаны Антонио да Темпо (1332). Основан Дж. да Лентіні, С. связан с творчеством Данте Алигьери и Ф.Петрарки, проходит через всю историю европейской и мировой литературы, раскрываясь в поэзии П.Ронсара во Франции (XVI ст.) и Шекспира в Англии (XVII в.). Униженный классицизмом, С. возродился в эпоху романтизма, стал любимой формой "парнасцам" (Ж.-М. де Эредиа, Ш. Леконт де Лиль) и символистов. Первый С. в украинской поэзии появился 1830 (переработка стихотворения Сапфо, осуществлена О.Шпигоцьким), его осваивали а. метлинский, м. Шашкевич, Ю.Федькович, б. гринченко, Леся Украинка и др. Наиболее полно С. раскрыл свои внутренние возможности в творчестве И.франко ("Тюремные сонеты", "Вольные сонеты"), войдя в версифікаційну практику украинских поэтов XX ст. (М.Зеров, М. Рыльский, Б.-І.Антонич, Є.Маланюк, М.Орест, а. малышко, Д.павлычко и многие др.). С. способствует дисциплінуванню поэтического вещания. Ведь каждая из четырех его частей (два четверостишия и два трехстишия) должен быть синтаксически викінченою, рифмы - точными и звонкими, рекомендуется регулярное парокситонно-окситонне рифмовки, избежания повторений в віршовому тексте одних и тех же слов (кроме служебных или специально мотивированных лирическим сюжетом). Особый вклад в осмысление теории С. сделал Бехер, считая его "найдіалектичнішим художественным видом", подчеркивая его интенсивной драматургійності, когда первый стих содержит в себе тезис, второй - антитезис, а ' трехстишия - синтез, так называемый "сонетний замок", что завершается преимущественно четырнадцатым строкой (в основном эта "триада" варьируется). В свое время уникальную специфику С. заметил Франко:

Голубчики, украинские поэты, а

Неужели вас некому научить, б

Что не достаточно таких-сяких слепить бы

Строк штирнадцять, и уже и есть сонеты? а

Пятистоповое ямб, словно из меди литой, б

Два из четырех, два из трех строчек куплеты, а

Связанные в звонкие рифмові сплети, - а

Лишь то именем сонета следует крестить. б

Той форме и содержание пусть будет соответствующий; в

Конфликт чувств, природы блеск попутный в

В двух первых строфах ярко розвертавсь. г

Страсть, буря, гнев, словно облако піднімаєсь, г

Мутит блеск, грозно мечесь, рвет оковы, д

И при конце сплива в гармонию любви. д

Внутренняя гибкость сонетної формы тяготеет к постоянному обновлению канона. Уже, к примеру, Шекспир применил три четверостишия и двустишие. Кроме этого, возможны также неканонические формы С, к примеру, "хвостатые сонеты" ("сонет с кодой"), то есть с дополнительным строкой; перевернутые сонеты, започатковувані двумя трехстишиями; сплошные - построены на двух рифмах; "безголовые" - с одним четверостишием и двумя трехстишиями; "хромые", в которых последние строки четверостиший усеченные; напівсонети - одно четверостишие и один трехстишие т.п.; собственно сонетоїди. Особую, весьма сложную форму этого оригинального стиха, состоящий из пятнадцати С, последний из которых (магістрал, от лат. magistralis - главный) строится из первых строк всех предыдущих или последующих четырнадцати С, называют венком сонетов. Прослеживается он в наследии м. жука, В.Бобинського, О.Ведміцького, н. винграновского, Б.Нечерди, Б.Демківа и др. Современные поэты, прибегая к экспериментам, пытаются расширить возможности сонета:

Старушка рима в заборе стихотворения

Прибитая, языков штахетина гнилая,

Занимает место. Как равнодушным глазом

Сковзнеш по ней, то скажешь: "Все хорошо!"

И только потривож ее рукой,

Убедиться попробуй сам,

Крепко мнения гвоздь сидит в слове --

И уже гудит в поэзии дыра!

Но еще хуже, как ржавую мысль

Вгоняют молотком в доску рифмы,

Что стала мягче от гниения и принимает ржу!

Зачем мастерить изгороди.

Когда они дырками визжат,

Подстрекают невинных до воровства? (Д. Павлычко).

С. наиболее распространены в медитативной лирике, имеющиеся и в других жанровых формах, в частности в пейзажной лирике (циклы "Крым" и "Киев" м. зерова).