Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 11

 

Тема. Национальная трагедия Украины - голодомор 1933 года - на страницах романа В. Барки "Желтый князь".

Цель: раскрыть национальную трагедию - голодомор, направленный против наиболее жизнеспособной части украинского этноса - крестьянства; осмыслить символизм названия романа "Желтый князь", убедить одиннадцатиклассников в победе Божьей правды.

Тип урока: урок-конференция.

Оборудование: книга-мемориал "Голод 33-го", роман "Желтый князь".

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Сообщение темы и цели урока.

III. Проведение конференции.

Вступительное слово учителя.

В течение всей своей жизни, большая часть которого прошла далеко за пределами Украины, Василий Барка ней жил, творил для нее и не дал угаснуть надежде на свое духовное возвращения на Родину. Во время преподавания на Донбассе художник сам стал свидетелем, как партийные "активисты" в 1933-м выгребали из крестьянских домов все съедобное, обрекая целые семьи на голодную смерть.

Шли годы, тяжелые воспоминания то и дело всплывали в воображении писателя, образы умерших от голода соотечественников словно требовали рассказать потомкам о страшном геноциде, устроен в Украине сталинщиной.

В писателя вызревает замысел художественного произведения, который честно и откровенно рассказал бы о великой трагедии Украины. На протяжении 25 лет писатель собирал материалы к роману: свидетельства, воспоминания тех, кто пережил голодомор, их родных, близких, официальные документы. Автор в своем произведении - не судця, но, как некогда определил Чехов, свидетель для суда: рассказывать, что произошло в жизни, - так писал В. Барка до читателей.

Предлагаем Вашему вниманию доклады учащихся - исследователей романа "Желтый князь".

Темы ученических исследований:

1. Жизненный и творческий путь В. Барки.

2. Историческая основа романа.

3. Содержание произведения.

4. Символизм названия.

5. Проблематика и образы романа.

6. Семья Катранників - земная сила, что держит на своих плечах добро, и труд, и сама жизнь.

1-ый ученик-исследователь. Жизненный и творческий путь В. Барки.

Василий Барка - выдающийся украинский писатель современности, известный в мире. Жил и работал в США. Однако главной темой его творчества была Украина. Творчество Василия Барки пришла на Родину только в 90-х гг. прошлого века. А родился Василий Константинович Очерет 16 июля 1908 года на Полтавщине в селе Солоницы Лубенского уезда и вошел в литературу под псевдонимом Барка.

Семья родителей была малоимущей. От нужды спасались тяжелым трудом. В семье воспитывалось трое детей. Поскольку отец принадлежал к казачьему сословию, то дети учились в духовном училище бесплатно. После окончания семилетки В. Барка учился на педагогических курсах, которые впоследствии были реорганизованы в педтехнікум. С 1927 года преподавал на Донбассе в селе Нижнем (Третья Рота). Молодой учитель остро конфликтовал с местными партийцами и сільрадівцями. Назвал их в родительских собрании ворами и преступниками за то, что они распродавали и присваивали все, что поступало к кооперативу для детей, которые часто болели, бегая в школу босыми по снегу. Власть самовольно посадила учителя, объявив сумасшедшим. В. Барке повезло: диагноз не подтвердила молодая женщина-психоневролог.

Лучшим спасением для Барки стала бегство из Украины. Он уехал на Кубань, жил в Краснодаре, поступил на первый курс украинского пединститута. Впоследствии учился в аспирантуре, писал стихи, посылал их П. Тычине, не имея надежды на то, что их когда напечатают. Павел Тычина посоветовал готовить стихи к печати. В 1930 году появился сборник стихов "Пути", а в 1932 году - "Цеха". В. Барка вспоминал, что его первый сборник встретила "багнетну атаку", а самого поэта начинающего в прессе назвали классовым врагом в поэзии. В. Барка вынужден был покинуть украинский факультет и заканчивал обучение на отделении западноевропейских литератур. Аспирантскую подготовку под завершал руководством авторитетных ученых в Москве - на филологическом факультете Московского педагогического института. Там выбрал тему кандидатской диссертации - "О стиле "Божественной комедии" Данте". Война изменила его жизненную судьбу, забросила далеко за пределы родной земли.

Вот как вспоминает о том времени В. Барка: "Слушайте, я был советским патриотом. Я ненавидел сталинщину всеми фибрами души. Я верил в идеальный образ коммунизма... Я был болен, очень болен перед войной. Выздоровел. И можно было отпрашиваться от фронта. Я ушел на фронт, так как считал, что это мой долг, потому что гитлеризм несет уничтожение народу. Сначала мы были в народном ополчении. А потом немцы так быстро двинулись на Кавказ, что нас вывели из казарм народного ополчения и влили в регулярную красноармейскую часть, которая обороняла подступы к Кавказу" ("Желтый князь").

Попал в плен, выдержал издевательства фашистов, был на тяжелых работах в Германии. Возвращение в Украину было невозможным, хотя там остались жена и маленький сын. В Берлине украинскому издательству нужен был корректор и В. Барку взяли на эту должность. Там он встретил поэта и издателя Б. Кравцива, который помог ему издать сборники стихов "Апостолы" (1946) и "Белый свет" (1947).

В Германии он жил до 1950 года, а затем поселился в США. Здесь были созданы величайшие книги писателя: роман "Рай" (1958), книга эссе "Жайворонкові источники" (1956), сборник стихов "Океан" (1959), роман "Желтый князь" (1963), роман в стихах "Свидетель для солнца шестикрилих" (1981).

В. Барка был известен и как талантливый критик (литературоведческое исследование "Земледельческий Орфей, или Кларнетизм", эссе "Правда Кобзаря"), переводчик ("Король Лир" В. Шекспира, фрагменты из поэмы Данте "Божественная комедия").

В. Барка занимался и общественной работой: несколько лет был редактором украинского радио "Свобода" в Нью-Йорке.

С годами художник все ближе подходил к проблеме человека и Бога. Осознание непостижимой премудрости и силы Всевышнего пришло к нему, военнопленного, забранного на работы в Германию. В 1943 - 1945 годах Берлин подвергался тотальному бомбардировке. В. Барка никогда не прятался в бомбоубежищах, но однажды, когда он спал, какая-то невидимая сила начала расшатывать кровать. Он трижды вставал, включал свет, заглядывал под кровать - не вор забрался туда, но понять причину этого мистического явления не мог. И тогда Василий Барка спустился в подвал. Через некоторое время авиационная бомба пробила потолок как раз над кроватью.

В день свое пятидесятилетие В. Барка принял белое монашество, то есть решил стать монахом в мирской жизни. Николай Жулинский отмечает: "Чистый, душевно просветленный духовным перекличкой со своим патроном - Григорием Сковородой, искренний, сердечный и участливый, Василий Барка постоянно обогащается опытом мира, который его поймал, но не сумел удержать. Поэт и философ уже давно уволился духом от его обольщений и посланий и поднялся на высший уровень духовного самовыражения".

1998 год стал годом празднования 90-летия писателя и 70-летию его творческой деятельности. Сияющая благодать Творца, святые и заветы христианства, великая культура, выросла на его основе, - это тот вечный сад, который лелеял Василий Барка. Умер писатель 11 апреля 2003 года в городке Либерти (США).

2-ой ученик-исследователь. Историческая основа романа.

О страшные мучения и переживания украинского народа в 1932-1933 годах написано немного. Писали, говорили, вспоминали прежде всего за рубежом. В Украине о голодомор 1933 года упоминать запрещалось. Василий Барка, который сам пережил голод и воочию видел ужасы каннибализма, воспроизвел народную трагедию в романе "Желтый князь", не утешая себя надеждой, что это произведение когда-то будет отпечатан в Украине.

Трагическая судьба семьи Катранників - Мирона, Дарье и их детей Николая, Андрюшу и Леночки из села Кленоточі - олицетворяет путь миллионов украинцев на Голгофу голодной смерти.

Крестьяне не осознавали, что выполняется чудовищный план уничтожения украинства, но это поняли некоторые политики, дипломаты. Консул королевского посольства Италии в Москве Градениго докладывал 31 мая 1933 года о голоде в Украине, утверждая, что этот голодомор "правительство Москвы действительно заранее подготовил с помощью жестокой реквизиции", и подчеркивал, что в основе такой политики "является, наверное, назначение ликвидировать украинскую проблему в течение нескольких месяцев с жертвой от 10 до 15 миллионов человек". После революции и гражданской войны - этой новейшей "Великой Руины" - открылся простор для авантюрных социальных экспериментов, которые вошли в историю XX века под названиями "год великого перелома", "коллективизация", "ликвидация кулачества как класса". Вследствие этих народовбивчих экспериментов Украина в конце 1932 - начале в 1933 году оказалась на грани катастрофы. Осторожные, робкие сигналы-намеки украинского партийного и советского руководства в лице В. Чубаря, Г. Скрипника о разрастания голода вследствие увеличения планов хлебозаготовок только сердили Сталина и его окружения. Местное руководство, перестрашене гигантскими плановыми обязательствами по хлебозаготовкам, в злобе и отчаянии творило беззаконие, прибегая к террору и преступлениям в отношении крестьянства.

Определением СССР от 27 декабря 1932 года было введено единую паспортную систему, по которой крестьянин закреплялся за колхозом и по месту жительства. Крестьян перестали брать для работы на заводах и шахтах. Пограничники перекрывали все дороги, которые вели с Украины в Россию. По сути, Украину превратили в гигантскую резервацию, окруженную со всех сторон войсками и в которой начал мистически властвовать Желтый князь - голод.

ГПУ УССР 12 марта 1933 года так информировало об продовольственные трудности и поражения голодом районов Украины: "Наибольшее число фактов голода зарегистрировано в конце февраля и начале марта. В отдельных местах это явление приобрело массовый характера. Голодающие семьи употребляют в пищу различные суррогаты - кукурузные початки и стебель, просяное шелухи, сушеную солому, травы, гнилые арбузы и свекла, картофельная шелуха, стручки акации и т.д. Зарегистрированы факты употребления в пищу мяса кошек, собак и дохлых лошадей. Случаев людоедства зарегистрировано 28. Большая часть их относится к 3-й декады февраля и начале марта. 19 случаев людоедства приходится на Киевскую область. В феврале имели место 13 случаев трупоїдства."

Такого ужаса украинский народ еще никогда не переживал. Сознательно и последовательно вводилась в систему внутренней политики идеологическая и морально-психологическая деформация общества, рушились веками утверджувані и исповедуемые принципы народной этики и морали, уничтожались элементарные принципы человеческого общежития. Понятное дело, крестьяне были охвачены мистическим страхом, потому что не могли воспринять этой абсурдной логики истребление своей властью своих же граждан, поэтому верили в приход антихриста, в приближении конца света.

Все эти исторические события были творчески проработаны В. Баркой и нашли отражение в романе "Желтый князь".

3-й ученик-исследователь. Содержание романа.

"Желтый князь" - это первый в украинской литературе большое прозаическое произведение, посвященный национальной трагедии Украины. В нем рассказывается о настоящих мучеников, которыми являются все члены семьи Катранників. Есть в романе и перечень жертв преследования, гонения, а также описание пережитых ими страданий. Словно на подтверждение этой мысли, писатель создал свой календарь: сентябрь - розбоєнь, октябрь - худень, ноябрь - пухлень, декабрь - трупень, январь - могилень, февраль - людоїдень, март - пустирень, апрель - сумень. Писатель с поразительной силой и правдивостью показывает, как украинская земля, что всегда несла радость земледельцу, который жил в извечной гармонии с природой, превратилась в зону смерти.

Василий Барка писал: "В самом содержании - три плана. И. Реалистичное изображение несчастье в семье крестьянина; всего страдницького быта в холодном доме; отчаянных поисков хлеба - в странствиях, когда открывалось унылое зрелище массовой гибели. II. Психологические очерки, описание необычных перемен в душевном жизни каждого в семье, что уже погибает. Большинством жертвы народоубийства хоть и мертвенно равнодушны ко всему, кроме съедобности, все же сохраняют действительно человеческие чувства: в самых глубинных закоулках сердца даже остаются более человечными, чем их погубники, что приводят массовую смерть, но имеют для себя пищу в надстатку: из закрытых распределителей и магазинов "Торгсіну" ("Торговля с иностранцами"). III. Метафизическое измерение, собственно, духовный; освещение некоторых явлений из другой, высшей сферы, открытых порознь через церковную жизнь; а также явлений из мира темных могутностей, незамиримо враждебных человеческой природе. Символическое представление о них раскрывается через изображенного Желтого князя по картине неизвестного мастера".

И все же последнюю страницу трагического романа о истребление украинского крестьянства, о страшную месть дьявола читатель перелистывает с чувством веры в непобедимость народа, в его возрождение и превосходство Божьей правды. Живым и трудолюбивым остается Андрей Катранник; он хочет отыскать мать, а следовательно, и Украину, какой она была. Длинный, тяжелый, грозный, неровный путь расстилался перед сиротой. И перед его селом, и перед уцелевшими односельчанами. Везде караулил на них Желтый князь и его прислужники. И когда "оглянулся на усадьбу печника, - там, над скорбным местом, подымался пламя с такой большой и лучезарной соединением ясминної просветленности, пурпуровой крови, ослепительного горения. Палахкотливий столб, разбросал свечение, словно грозовиці, на все направления в небосвод, убрал очертание, подобный чаше, что спрятали ее крестьяне в чернозем и никому не открыли ее тайны, страшно умирая один за одним в обреченном кругу. Кажется, над ними, с нетленной и непоборимою силой, сходит она: навеки принести спасение." Это - последнее предложение романа. Николай Жулинский отмечает: "Трудно читать эту страшную хронику несказанно трагической судьбы украинского народа. Никакое воображение не способно воспроизвести этот ужасный спектр черной беды, которая захватила Украину и отбросила ее за пределы элементарного человеческого бытия. И Василий Барка пытался в меру своих физических и творческих сил открыть перед нами жуткую бездну человеческого горя и отчаяния."

4-й ученик-исследователь. Символическое название романа.

Роман "Желтый князь" воплощает противоборство нескольких могущественных сил, имеющих космические истоки. Первая сила, представленная символом, давший название роману, имеет несколько воплощений.

- Желтый князь - это сам украинский холокост, голодомор, который розпросторився над Украиной своим смертоносным владарюванням. Владение Желтого князя охватили все села, подмяли каждый дом, каждый двор - единоличный или колхозный. Голодомор превратил цветущие веселые села с девичьими песнями и зимними праздниками на страшную холодную пустоту.

- Желтый князь - то также тоталитарная система, "государство", как говорит один из персонажей, что, словно "татарва", сеет только смерть и опустошение. По сравнению с ней даже уголовные воры не такие страшные хозяину.

"Это - не то, что воры, те, когда доберутся, дороже и лучше возьмут, а остальное тебе сопоставят: ну власть же кругом обдира!" - рассуждает крестьянин.

Власть натравливает одно поколение на другое:

"- Чего вас учено сегодня? - спросила однажды мать.

- Учитель говорил, что наши родители - саботажники..."

В. Барка показывает, что слуги Желтого князя потеряли все человеческие черты и чувства. Они не способны мыслить, рассуждать, выражать собственную волю.

- Желтый князь - символ не только голода и жестокой власти. Он есть воплощением сверхъестественного, космического Зла, которое вступило в силу и пошло в наступление на человечество в XX веке. Это засвидетельствовал сам В. Барка. Голодомор происходил в год, когда исполнилось девятнадцать веков от распятия Спасителя. Писатель постоянно подчеркивает дьявольскую суть сталинской власти. В 30-х годах состоялось наибольшее разорение церквей и храмов. Впечатляет, как и все в романе, сцена закрытия очередной "Комиссией" старинной церкви, что стояла в центре села и была построена еще во времена гетманов. Крестьяне в едином порыве спасают старинная церковная утварь. Комсомольцы сбрасывают на землю колокол, а Остроходін устраивает охоту за церковными святынями. Божественная просвітленість церкви и дьявольская тьма Желтого князя - две силы, которые символизировали полосы страждущего человеческой жизни в Украине 30-х годов.

5-й ученик-исследователь. Проблематика и образы романа.

В центре романа - проблема этноса, его судьбы: трагическая безвинная жертва с одной стороны, с другой - раскрытие и утверждение многих его черт и традиций, которые складывались веками и отличают украинцев от других народов.

Автор нарушает проблемы "желтого князя" - всепоглощающего тоталитаризма, родителей и детей, неразумного обрубки родового корни, уничтожение вековых традиций. Дом и двор Катранників, как и дворы их односельчан, - признак украинского образа жизни, крестьянский микрокосмос. Родительская хата, ее обереги - важные мотивы украинской литературы; их касались А. Довженко, А. Малышко, и. Багровый и другие художники. В. Барка рисует, как Желтый князь и его прислужники разрушают человеческое жилище, построенной еще дедами и сохраненной потомками. Ветшают, становятся пустыми человеческие дома под давлением всемирного Зла. Когда Харитина Григорьевна, старушка-мать хозяина, вернулась из церкви, с которой уже сбросили колокола, увидела родной дом после разгрома "бригадниками" - и обмерла! "их хата, еще прадедовская, с балками в старинных знаках, резных и свечами жженых, была всегда белая. Харитина Григорьевна и невестка так возились, так глядели, чтобы сохранить хороший вид зокола и внутри.

А вот - хуже, чем в сарае! Как после землетрясения. Поперериване все и поперекидуване, позмішуване и попрано. Слеза сбежала по щеке. Догадалась старая - уже конец настало.

На старость увидела: уничтожен их дом, дом-святилище, где иконы испокон веков озаряли хлеб на столе."

"Желтый князь" - роман триплановий:

1. реалистичное изображение несчастье в семье крестьянина Мирона Катранника;

2. психологические очерки, описания необычных перемен в жизни каждого в семье, что вымирает;

3. борьба тьмы со светом, Бога с дьяволом, человека с человеком.

Автор пытается дать в романе ответ на вечный вопрос: для чего человек приходит в этот мир?

Чтобы ответить, Барка изображает довольно много разноплановых образов, которые все же условно можно разделить на две группы:

- люди-варвары, или же слепые исполнители, слуги дьявола (Желтого князя), что выполз из грязи в образе компартии;

- люди-жертвы, которые за своими духовными чертами ближайшие к Иисуса Христа. Самым ярким представителем людей-варваров есть партиец Отроходін, который слепо выполняет партийную волю, недвусмысленно произнесенную Молотовым и Кагановичем: "Забрать весь хлеб! До зернышка!" Большинство людей-варваров, изображенных в произведении, не имеют собственных имен: так ли нужны имена там, где утрачена человеческий облик. Вместо имен автор подбирает обобщающие названия-неологизмы в соответствии с их сатанинской работы: хліботруси, хлібохапи, хлібобери.

Характеризуя людей-винтиков, слепых исполнителей, Барка сосредоточивает внимание читателя на двух чертах - бездушности и жестокости. Однако главные виновники человеческого бедствия присутствуют незримо. Это - вождь мирового пролетариата на портрете, а еще - пророчество самого генсека, которое издевательски прозвучало из репродуктора: "Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее".

С большим болью и сочувствием В. Барка раскрывает характеры крестьян-хлебопашцев, большинство из которых не понимают, кто является истинным виновником их страданий, поэтому верят в приход антихриста.

В романе есть еще один сквозной символический образ - хлеб. Это - Божий дар, богатство, духовность, труд, достоинство, достаток Украины. Это - самая естественная пища украинцев, потому что на полях, которые они обрабатывают, родит лучшая в мире пшеница. И дьявол превратил хлеб в проклятие Украины. Хлеб был! Он, невивезений, гнил у церкви. Это было то зерно, что его силой отобрали у крестьянских семей, не оставив им никакой возможности дожить до нового урожая. Это был тот хлеб, за сокрытие которого семьи высылали в Сибирь. Его можно было бы раздать людям и спасти их жизнь, но приказы правительства запрещали это делать.

6-й ученик-исследователь. Семья Катранників - земная сила, что держит на своих плечах добро, и труд, и сама жизнь.

Семья Катранників олицетворяет добро, труд, христианскую веру - сам украинский этнос, против которого взялся бороться Желтый князь. В образах семьи Катранників писатель освещает много проблем и соображений на защиту крестьянства, которое составляет основу украинского народа, творит и сохраняет лучшие традиции, является выразителем его ментальности.

Перед нами - степенная крестьянская семья, что, как и миллионы других крестьянских семей, разрушается и погибает от смертоносной мощи Желтого князя.

Василий Барка любит село и его жителей, считает их носителями здорового, нравственного, трудолюбивого человеческого характера, освещенного христианскими заповедями. С большим уважением он относится к своим героям: на каждой странице романа взрослых Катранників он называет именами и отчество. Катранники-крестьяне есть, по своей сути, земледельцами-интеллигентами. Это - дружная, трудолюбивая семья, что не знает проблемы родителей и детей. Духовная чистота и вера, трудолюбие и честность вызывают ярость дьявола, который превратил каждый двор и село на страшное гетто смерти. Семья прилагает немыслимые усилия, чтобы выжить, выстоять, дождаться весны. Но вокруг все виметено, забрано, опустошено. На последних страницах романа одиноким сиротой остается Андрей, который отправляется из дома соседей в странствия, чтобы "мамы искать", потому что не может поверить в ее гибель. Мирон Данилович и Дарья Александровна в руїнний время революций и искоренения извечного крестьянского быта взрастили и воспитали хороших, добродетельных детей, которые уважают и любят людей, древние земледельческие обычаи, держат в своих сердцах Божьи заповеди и одновременно являются детьми своего времени. Символический смысл в романе имеет образ маленького героя - Андрея Катранника, который один отправляется в далекую жизненную странствие. Покидая деревню, Андрей убеждается, что святыня потерянных родителей и односельчан целая и сохранена. Все, кто хранил ее, умерли. Никто, кроме него, не знает места, где спрятаны их надежды, свет их сердец.

IV.Підсумки урока.

Слово учителя.

Василий Барка стремился рассказать всему человечеству болезненную правду про советскую тоталитарную систему, которая уничтожает все гуманное на своем пути, собственно, "пожирает своих детей", потому что она сама - "Желтый князь". Писатель верит, что, пройдя через такой ад, украинский народ обязательно возродится! А сам роман звучит как реквием погибшим, призывая потомков никогда не забывать, ужасные трагедии пришлось пережить нашему многострадальному народу.

V.Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру "можно Ли противостоять "Желтом князе"?

Использована литература:

1. Барка В. Автобиография.//Украинское слово: Хрестоматия украинской литературной критики XX в.: В 4-х томах.- К., 1994-1995.-Т.2. - С. 642-653.

2. Барка В. От автора.//Самчук У. Мария, Барка В. Желтый князь. - К, 1997,-С. 134-137.

3. Жулинский М. В свете веры: Голодомор в Украине и роман В. Барки "Желтый князь"//Барка В. Желтый князь.- К.: Днепр, 1991.- С.5-22.

4. Солод Ю. Украинская литература XX: взгляд на пределы тысячелетий,- К.: Свет знаний, 1999.- С. 345-359.