УРОК 12
Тема. Юрий Яновский. Обзор жизни и творчества писателя.
Цель: ознакомить
старшеклассников с биографией и творческим путем писателя; доказать, что
романтический тон вечной молодости и любви - определяющий во всем творчестве
художника.
Тип урока:
комбинированный.
Оборудование: портрет
Ю. Яновского, различные издания произведений, эпиграф.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Проверка усвоенных знаний.
Вопросы для учащихся.
1. Какой смысл вложил В. Барка в символическое название романа
"Желтый князь"?
2. Докажите, что произведение заканчивается оптимистично.
III. Сообщение темы и цели
урока.
Эпиграф урока:
Ему
свойственен возвышенный романтический тон вечной молодости, любви, целесообразной труда
и мудрости человеческой. Эти мотивы являются основными и определяющими во всей его
художественной творчества
(Г. Костюк).
IV.Восприятие и осознание
нового материала.
Материал для учителя.
Знакомство
с Ю. Яновским начнем со слов самого писателя. Когда он читал книгу и
хотел ее оценить, то спрашивал себя: "взял бы ты ее в далекий путь, по
размытой дороге босиком ступая, в дальнюю тайную путь? Положил бы ты ее в
сумку рядом с горбушкой хлеба, щепотью соли и луковицей? Достойна ли она там, в
торби на плечах, лежать всю дорогу, до хлеба касаясь? На передышки, когда
сними сумку и съешь хлеба с луком, даст она тебе мужество и радость,
искренний восторг и приятную боль мудрости?" В словах этих не только эстетическая
программа писателя: в них - опыт его жизни.
Родился
Юрий Яновский 27 августа 1902 года в селе Нечаївка Компаниевского района
Кировоградской области. Семья Яновских была дружной и трудолюбивой. Сеяли рожь,
гречку, лен, сажали картофель. К земле относились как к святыне, поэтому
неслучайно назвали новорожденного Юрием, что означает земледелец, сеятель.
С детства
парень впитывал в себя любовь к природе, к неисчерпаемым сокровищам народной
творчества, которую прививали ему мама и два дедушки.
Хлеборобы,
пастухи, кузнецы, плотники, музыканты были первыми Юрковими учителями. Начальное образование
получил в церковно-приходской школе. Имел хорошую память, был прилежным и
добросовестным учеником.
Очень
поразила Юрка неожиданная смерть любимого деда, что стал прототипом образа
Данилкового прадеда в романе "Всадники". В августе 1911 года Юрий
Яновский вступил в Елисаветградского реального училища. Учился на
отлично. Окончив реальное училище с золотой медалью, Ю. Яновский вступает
до механического техникума. Учебу совмещает с работой в различных учреждениях. В
августе 1920 года принимает участие во всероссийском переписи. Работает на разных
должностях: инструктором в статистическом бюро, инструктором уездного
рабоче-крестьянской инспекции. Жадными и наблюдательными глазами молодого
художника вбирает в себя Яновский все краски того бурного времени, которые впоследствии
забурлят в его стихах и рассказах.
В 1922
году Ю. Яновский успешно сдает вступительные экзамены в Киевский политехнический
институт на электромеханический факультет. Учится в одной группе с будущим
конструктором космических кораблей С. Королевым, принимает активное участие в работе
литературной студии института, организует на факультете выпуск стенгазеты, становится
ее редактором.
1 мая
1922 года Яновский дебютирует под псевдонимом Георгий Нэй в киевской газете
"Пролетарская правда", напечатав стихотворение на русском языке
"Море". Основных литературных успехов художник достигнет в будущем на
ниве прозы и драматургии, но стихи писать в течение всей жизни.
Юрий Яновский
обучение не завершил. От диплома инженера-конструктора его отделяли
лишь два года. Почему же так произошло? В начале двадцатых годов кроткого и
трудолюбивого Юркового дядю обвинили в убийстве фінагента. Настоящие убийцы
разгуливали на свободе, а невинный хлебороб пострадал, и не только он.
Известие о Петра Яновского - "убийцу" - дошло до Киевского
политехнического института: Юрия исключили из комсомола, любимая девушка
відсахнулась от него. Впоследствии было установлено, что Петр Яновский не убивал
фінагента. Настоящих убийц арестовали. Ю. Яновский вуз так и не закончил,
но Киев притягивал его. Работал в театре имени Михайличенко. Со наблюдателя
и зрителя Ю. Яновский стал помощником режиссера. В феврале 1924 года в газете
"Большевик" появилось стихотворение "Колокол". Это был первый сочинение
писателя, написанный на украинском языке. Первое прозаическое произведение - новеллу "А
потом немцы бежали" Ю. Яновский опубликовал в газете
"Большевик" 2 марта 1924 года. Большинство ранних новелл Ю.
Яновского, входивших в сборники "Мамонтовые бивни" (1925), созданные на
материале конкретных событий гражданской войны и посвященные проблеме духовного
обновление человека и общества в революционную эпоху.
С 1923
10. Яновский работает на Одесской кинофабрике сценаристом. В 1926 году он
вместе с режиссером П. Долиной экранизирует повесть М. Коцюбинского "Fata
morgana".
Писатель
профессионально переводит прозаическое произведение на языке кинематографии. Ю. Яновский творчески
сотрудничал с А. Довженко и создал титры к его фильму "Сумка
дипкурьера".
В 1927
году в журнале "Ваплите" была напечатана повесть
"Байгород", в которой романтика партизанской борьбы времен
гражданской войны "пропускается" сквозь внутренний мир человека, его
психологию. В этом же году выходит сборник рассказов Ю. Яновского "Кровь
земли". В нее вошли следующие произведения: "История пепельницы",
"Мамонтовым острова", "Роман Ма", "Туз и кольцо",
"Рейд", "Байгород", "В ноябре".
Свое
призвание Юрий Яновский видел в возвеличивании мужества героев революции в духе
настоящей, светлой романтики, которая отвечала приподнятой атмосфере борьбы за
новая жизнь. Романом "Мастер корабля" (1928) завершался первый
поисковый этап творчества Ю. Яновского. Оценка произведения критикой 20-х - начале
30-х годов была неоднозначной. Роман признали непролетарським, а это, в свою
очередь, вызвало опасность для автора. Дикую силу звульгаризованої критики Ю.
Яновский почувствовал после опубликования романа "Четыре сабли" (1930).
Это произведение
- одна из самых романтических страниц в истории украинской послереволюционной
литературы. Полвека после опубликования он оставался предметом
самой бессмысленной критики, был, по сути, изъят из литературного процесса. За Ю.
Яновским тянулся шлейф обвинений, будто его роман создавался на волне
"националистической романтики". В 1983 году "Четыре сабли"
наконец возвращено читателю.
По
воспевание анархии, отаманства и национализма первые издания "Четырех
сабель" попали в спецфонды, художника заставили оправдываться за
переводы романа за рубежом чешском и немецком языках, а вскоре публично
каяться.
В романе
"Четыре сабли" Яновскому удалось с большой экспрессией художественного
выражение передать могучую стихию освободительного крестьянского движения в Украине во
время революции, а также по-своему осмыслить его трагические последствия.
В романе
национальная идея имеет мощную оптимистическую перспективу, которая превращается в
долгосрочную романтическую мечту, большевистская же - компрометирует себя, утвердившись в
реальной жизни. На такой своеобразный идеологический контекст "Четырех
сабель" влияние национально коммунистические убеждения близкого товарища
Яновского Николая Хвылевого, тогдашнего общепризнанного "кумира"
всей украинской интеллигенции, одного из основных движителей литературной дискуссии
1925-1928 гг., основателя Ваплите.
Структура
"Четырех сабель" - песенная. Такую форму писатель выбрал потому, что
песня - один из найлаконічніших художественных жанров. Критики возмущались, что в
произведении не показано борьбы с кулачеством, националистическими армиями. Каждый
раздел может считаться отдельным викінченим произведением. Ю. Яновский начал в
украинской литературе новый жанровая разновидность - роман в новеллах. Роман
"Четыре сабли" был последним произведением перед трагическим угасанием
неоромантической таланта Юрия Яновского, потому что во время господства тоталитарного
режима и метода социалистического реализма свободное творчество абсолютно
унеможливилася. Его индивидуальный стиль, который соединил традицию национального
романтизма XIX в. с классическим неоромантизмом англичан и американцев, не мог
последовательно, художественно и достойно выдерживать искусственные преобразования социалистического
реализма.
В 1935
году был напечатан роман "Всадники", что по-своему продолжал
"Четыре сабли". Во "Всадниках" каждый герой получил точную политическую
характеристику (петлюровец, денікінець, махновец, большевик).
Судьба
уберегла Ю. Яновского от Гулага, но существует документ НКВД, в котором указано,
что он "активно разрабатывается" (1937 г.).
Писателя
болезненно поражали атаки критиков, и он пытался достичь совершенства, порывался
к неосуществленному в дальнейших произведениях романтической трагедии "Дума о
Британку" (1938 г.), сборнике "Короткие истории" (1940) и др., что
приводило к снижению художественного уровня его произведений.
В годы
войны Яновский эвакуировался в Уфу. Там он редактировал журнал "Украинская
литература". После окончания войны художник вернулся в Украину, посетил
хутор Надежда на Херсонщине. Война отозвалась в душе писателя тяжелым болью.
Он
решает написать произведение, которое покажет величие человека в мирном труде и любви. Сочинение
было названо "Живая вода". Меч критики был лицемерным и безжалостным:
роман признан вредным из-за "сгущение темных красок",
"искажение советской действительности". Прошло полгода после разгрома
"Живой воды", и Ю. Яновского заставили напечатать в
"Литературной газете" письмо, в котором "признавал" и свою
"оторванность от жизни", и "формалистический замысел романа", и
"вредные детали" в нем. Вскоре писатель начал
"учитывать замечания" критики и готовить новую редакцию произведения. Роман
увидел свет уже после его смерти, в 1965 p., и имел название "Мир".
Неожиданно
Ю. Яновскому было присуждено "Сталинскую премию" за цикл
"Киевские рассказы". Они не стали значительным достижением украинской
новеллистики. Автору очень тяжело давалась "серьезная" проза и он начал
активно работать как киносценарист и драматург. Писатель создал только одну
драму "Дочь прокурора" (1953). Она стала важной художественной
страницей и в украинской драматургии середины 50-х годов, и в тогдашнем
театральной жизни. Драматург писал о том, как казенщина отвращает людей от
извечных семейных забот, и тогда разрушается их мораль, родители обнаруживают, что
нет между ними взаимопонимания "в вопросах души", что проглядели своих
детей, а дети оказываются в лапах "уличной педагогики" и
преступности. Положительный отзыв прессы не замедлил, но автору услышать его не
суждено. Он умер 25 февраля 1954 г., через несколько дней после премьеры
"Дочери прокурора" в Киевском театре русской драмы имени Леси
Украинки. Известие о смерти Ю. Яновского острой болью пронзила сердце О.
Довженко. Скорбным реквиемом прозвучал его дневниковая запись: "Умер
Яновский Юрий... Несчастный мой друг. Сколько я помню, все время он
мучился, страдал физически и душевно. Всю жизнь его было скорбное. Даже
писать перед смертью начал по-русски, очевидно, из отвращения к обвинениям в национализме,
из отвращения к дуракам бессердечных, злых гайдуков и карьеристов. Человек
талантливый, честный, тонкий, оскорблен до края жизнью. Вечная память и земля
пером, друг и писателю несчастлив."
Около
двух тысяч лет назад римский поэт Овидий сказал: "Смерть не может
навредить большим людям"; впоследствии это крылатое выражение новой гранью засверкал в
Ю. Яновского: "Письмо в вечность ушел вместе с жизнью, как свет от давно
угасшей одинокой звезды."
V. Домашнее задание.
Подготовить
рассказ о жизненном и творческом пути писателя. Прочитать новеллы "Двойное
круг" и "Шаланда в море" из романа "Всадники".