Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 9

 

Тема. Есть. Маланюк. Жизненный и творческий путь.

Цель: ознакомить старошокласників с биографией и творчеством одного из самых ярких представителей "Пражской школы", проанализировать подборку стихов. Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Есть. Маланюка, высказывания писателей и критиков о его творчестве, поэтические сборники автора.

Ход урока

І.Організаційна часть.

ІІ.Перевірка усвоенных знаний.

Вопросы и задания для учащихся.

1. Рассказать о "Пражскую школу" украинских писателей (возникновение, мировоззренческие позиции).

2. Проанализировать жизненный и творческий путь Олега Ольжича и Елены Телиги.

3. Прочитать наизусть стихи, рассказать о ее авторов.

ІІІ.Повідомлення темы и цели урока.

ИV.Восприятие и осознание нового материала.

Материал для учителя.

Начнем урок со слов С. Гординского: "Он (Маланюк) поэт, что не только заторкав исторически-политические проблемы, но и пробовал решать трудные исторические проблемы, он поэт, что не только тревожился прошлым и современным народа, но и искал в своих історіософічних концепциях существенное в судьбе народа, видел ошибки и прорехи прошлого и становился их судьей".

Евгений Маланюк возвращается в Украину через десятилетия после смерти. Хотя ему и пришлось перетерпеть сорок восемь лет вынужденной эмиграции, все же имел не худшую судьбу: обошел Соловки и Колыму, избежал света "августейшего солнца" из Кремля, а главное - не преследовался творческими кон'юнктурами. Вынужден жить вне украины, он всю жизнь посвятил служению родному народу.

Родился Евгений Маланюк 20 января 1897 г. в Архангороде (теперь поселок Новоархангельське Кировоградской обл.) над рекой Синюха, которую он часто упоминал в своих ностальгических стихах. Отец его происходил из казацко-млечного рода, был человеком образованным, однако почти никогда не имел постоянной работы. Работал в многочисленных журналах, учительствовал, занимался просветительской и общественной деятельностью. Закончив Елисаветградское реальное училище, Евгений Маланюк вступил до Петроградского политехнического института. Во время первой мировой войны был мобилизован в армию царской России, окончил Киевскую военную школу и служил командиром роты 2-го Туркестанского стрелкового полка. После провозглашения в 1917 г. украинской государственности он - старшина армии Украинской Народной Республики, активный участник бурных событий того времени. В 1920 p., когда армия УНР потерпела поражение, оказался в лагере для интернированных украинских воинов в польском городе Калиш. Здесь вместе с Юрием Дараганом основывает литературный журнал "Радуга". В начале 20-х годов этот журнал сделал чрезвычайно много для консолидации разбросанных по всей Восточной Европе молодых украинских литераторов. Из Калиша Есть. Маланюк впоследствии перебрался в Чехословакии, где в г. Подебрады в 1923 г. окончил гидротехническое отделение Украинской Хозяйственной Академии. Из числа украинских эмигрантов в межвоенные года в столице Чехословакии сформировалась так называемая "пражская школа". Юрий Дараган, Олекса Стефанович, Оксана Лятуринская, а впоследствии Олег Ольжич, Елена Телига поддерживали непогасну костер украинской духовности. Среди них сразу же едва ли не самой заметной фигурой стал Есть. Маланюк. В 1925 году в Подебрадах вышел первый сборник стихов Есть. Маланюка "Стилет и стилос". После поражения в освободительной войне борьба за национальное освобождение перешла в сферу интеллекта и идейных соревнований. Талант, высокохудожественные образы, очень слово поэта стало теперь его оружием. Вчерашний воин отложил трехгранный клинок-стилет и взял к рукам мирное перо-стилос (заостренная палочка, которой пользовались древние поэты и летописцы). В 1926 году в Гамбурге выходит второй сборник поэта "Гербарий".

Болезненные размышления о недавней национальную катастрофу, поиски и критическая переоценка ее причин и целенаправленная дальнейшая борьба за свободу Украины - ведущие мотивы стихов Есть. Маланюка первого периода его творчества.

В 1934 году во Львове выходит сборник "Земная мадонна", позже отмеченная премией Львовского общества писателей и журналистов.

В ней образ Украины набирает новых черт. Это к ней, как к земной женщины, обращенные самые нежные слова:

Единственная! Не обижу зрением...

Сборник "Перстень Поликрата", изданная в 1939 году, разноплановая. Сам автор определил ее как книгу лиро-эпики, хотя предыдущие сборники содержали гораздо больше эпических сюжетов. Богдан Кравцив назвал ее "сознательным перекуванням поэтического слова в бронзу и железо".

В 1945 году поэт перебирается на запад. М. Неврлый, чешский украинист, коротко знаком с поэтом, писал: "Красноармейцев Маланюк не боялся. Он говорил, что там много братьев с Украины. За ними, однако, идут энкаведисты, которые имеют списки, кого надо арештувати. им он не хотел попасть в руки". Впоследствии Есть. Маланюк преподает украинский язык и математику в украинской гимназии немецкого городка Регенсбурга.

1949 год стал для Есть. Маланюка годом выезда в США. Он поселился в Нью-Йорке. Жизнь за океаном - качественно новый период в творчестве Евгения Маланюка. Исторические обстоятельства, личный опыт, зрелый возраст принесли ноты равновесия и гармонии в восприятие мира, вдумчивую мудрость и рассудительность. Он чаще обращается к общечеловеческих тем, образов и проблем (сборники "Власть" - 1951; "Поэзии" - 1954; "Последняя весна" - 1959; "Август" - 1964).

В Нью-Йорке Есть. Маланюк довольно близко общался с представителями "нью-йоркской группы" поэтов - группировки молодых украинских художников-модернистов третьей волны (Богдан Бойчук, Богдан Рубчак, Вера Вовк, Юрий Тарнавский, Эмма Андиевская), которых объединяло стремление как можно более полного самовыражения каждого творческой личности. Один из активных членов этой группы Богдан Бойчук показал: "на Протяжении двух лет мы разговаривали на всякие темы, но Маланюк никогда не высказывался о нашем творчестве. Мы, с одной стороны, знали, что Маланюк не считал наше писание творчеством. Маланюк же, с другой стороны, знал, что мы осознаем его наставления до нас". Более двадцати лет прожил Евгений Маланюк в США. Он был окружен почетом и признанием украинской диаспоры. ездил по стране, читал лекции, проводил авторские поэтические вечера. В 1962 году в Торонто был опубликован первый том прозаической "Книги наблюдений", в которой поэт предстает как выдающийся мыслитель украинства XX века. В центре книги - философия украинской истории. 16 февраля 1968 Евгений Маланюк умер от сердечного нападения в своей одинокой квартире в Нью-Йорке. Похоронен на тихом нью-йоркском кладбище в Баунд Брук.

В 1972 году согласно задумке Есть. Маланюка и в его же составлен в издательстве "Современность" (Мюнхен) вышла десятая сборник стихов "Перстень и посох", в которой снова бунтовал, ярився и цвел его непокорный могучий дух.

Т. Шевченко, И. Франко, П. Кулиш, Леся Украинка по-разному высказывали мнение о назначение поэзии, и они сходились в главном - для ведущих поэтов Украины поэзия никогда не будет частным занятием,

она будет представлять собой общественное, общественное дело. Более того, поэтическое творчество провозглашать стремление и жажда общенациональные. Как в нации вождя нет, Тогда вожди ее поэты!

Есть. Маланюк чрезвычайно высоко оценивал миссию поэта ("Молитва", "Шевченко", "Надпись на конце стихов").

Чтение поэзии "Шевченко ".

В стихотворении "Шевченко" автор раскрывает свое видение украинского гения, значение его пророческого слова для следующих поколений. Стихотворение поражает глубиной осмысления фигуры нашего гения, эмоционально-экспрессивной лексикой, строго-возвышенным тоном, приемом резкого контраста, оригинальной формой. Для Маланюка честь считаться художником имеет тот, чье творчество становится источником энергии нации, импульсом к конструктивного действия. Образцом такого поэта для Маланюка был Шевченко. Для автора "Сна" и "Послание" маловаты определение "поэт", "трибун", "Кобзарь" - он тот, кем занялось и запылало "сознательное национальное возрождение и борьба за государственность после веков украинского рабства и стихийных бунтов."

По-разному определяли критики творчество Есть. Маланюка. М. Неврлый называет его "певцом национального боли, гнева и борьбы", Бы. Портных - "бардом государственной бронзы", Бы. Бойчук - "мастером железного слова". Конечно, творчество поэта не умещается в рамки одного, пусть и самого точного определения. Как поэт достоинства и самоуважения в самых экстремальных условиях бытия нации, как певец цели, которая от поражения не угасла, а еще ярче от того запылала, охватив широкие слои, - таким останется Евгений Маланюк в истории украинского поэтического слова. Если романтическая творчество Т. Шевченко, П. Кулиша осветила историю Украины в ее величии и разнообразии, писатели-реалисты (Б. Гринченко, И. Карпенко-Карый, М. Старицкий) идеализировали ее, то Есть. Маланюк обостренно попытался выделить в ней два полюса - величия и падения, обусловленные крайностями украинской ментальности. Особой неоромантической выразительности приобрело трактовка автором образа Украины, его родного края, где "земля производит с солнцем браки", где "в каждом стволе космическая рокоче кровь", где "даром Божеским грядет наш гор прометеев дух Тараса". Патриотизм Маланюка непримусовий, искренен, органичен. Золотое степное безграничность, голубая высь над ним предстают в его произведениях как солнечный, вечно ясное воплощение античности; он называет родную землю певучей степной Элладой, скитською Элладой, незбудженою Элладой. Разлука и принудительная эмиграция придают его стихам особую ностальгической жажды.

Знаю - медом солнца, ой Ладо

В твоим древним теле - весна.

О, моя степная Елладо,

Ты и теперь антично-ясная

Где-то там квітнеш вишневым цветом,

Где-то вздыхаешь в веснянім чаду.

А мне ты - голубым летом

В золотом полудневім меда.

В минуты гнева и душевных мук Маланюк отказывает Украине в святом найменні матери, которым назвал ее еще Шевченко.

Нет, Ты - не мать. Шал любовницы

В черном пламени косы,

В лице пленницы степной

Хмель половецкой красоты.

Тебя бы татарским конем гнать,

И, - только просвистать аркан, -

Безропотно пойдешь сама Ты

С лукавым улыбкой в плен.

"Любить и ненавидеть родину дано гениям, - отмечал М. Неврлый. Поэт, который сам с оружием в руках воевал за свободу Украины, жалел, что не сложил голову в бою, так прошелся печалью и ностальгией на чужбине, не мог примириться с ее судьбой. Любовь-ненависть станет двумя полюсами, максималистским вдохновением его необычного патриотизма."

"Степная фигура вмещает много: и украинскую от времен античных славу, и ее позор. Маланюкове сгущение красок по украинской неслави - это его суд, что вырастает из любви. Это ненависть и любовь в своем поединке", - отмечает Т. Салыга.

Особенно пренебрежительно корил поэт, выжигал огнем слова украинскую рабскую покорность, ненавистную ему почвару малороссийства, неполноценности, забитості, под которой тлумом ходило и ходит по своей плодородной, благословенной земле не одно поколение украинцев.

Растяпа-хохол, что, хоть глупый и хитрый,

Голову клонит исключительно по ветру,

Рассуждает желудком и храпит гуртом.

Маланюк пробовал отыскать истоки этой духовной слабости в геополитическом положении ("На узбочку дороги из Европы в Азию. Головой на запад и лоном на восток..."), в исторических ошибках ("Еще не один раз все повторишь Под гром истории, как в снах, И, может, только в третий раз создашь, И в третий раз запала весна"). Иногда поэту казалось, что сам степной простор, дальние горизонты порождают его силу.

Издавна наказаны степью,

И пространство всю силу пьет.

Даже в собственных произведениях он видел иногда проявление той самой степной дикости, которой заклеймена украинскую ментальность со времен печенегов и половцев.

Теперь, когда кругом руины и ветер,

Я приходится вновь к Твоим ног, -

Прости, прости, - молю, неутешительный мытарь,

Прости, что я - последний печенег.

Прости, что я не сын, не сын Тебе еще,

Ибо Ты - не мать, бранко степная!

Из Твоих степей летят птицы зловещие,

А я творю пренебрежительные слова.

Поэту приписывали ненависть ко всему русскому. Это не так. Маланюк с гневом и протестом выступает против российской империи, против ее сокрушительного колониальной политики в отношении украинского и других угнетенных народов. Его пылкие стихи направленные против деспотизма, варварства, грубости, дикой политического произвола правящих кругов, которые росіянізували, духовно и физически уничтожали и калечили украинцев, превращали их в безпам'ятних рабов-малороссов. Маланюк - сын порабощенного народа, восставшего за независимость. Однако российский народ, русская культура, в частности литература, ее представители вызывали глубокое уважение и искреннюю заинтересованность поэта. Среди поэтического наследия есть посвящения А. Ахматовой, М. Гумилеву, А. Мандельштаму.

Двумя другими крупными тематическими руслами поэзии Есть. Маланюка есть интимная и религиозно-мистическая лирика. Для Маланюка Бог - это тот, кого стремятся узреть люди и земля - Носитель истины, гармонии, совершенства. В интимной лирике Есть. Маланюк предстает как выдающийся ее мастер, который соединил чистоту и целомудрие высокого чувство человеческой любви с земной его же страстью и жагучістю. Образ земной Мадонны объединяет две святые для поэта ипостаси: Украину и любимую земную женщину:

Там - пріснодівою - Мадонна,

Здесь на земле зорієш - ты...

V.Итог урока.

Слово учителя.

На завершение урока уместно процитировать Д. Павлычко: "Поэзия Маланюка тем бессмертная, сочетающий два взгляда на украинскую нацию - отрицательный и позитивный, разоблачительный и звеличувальний. Молодому поколению нельзя не знать его доработку, поскольку, во-первых, он один из самых талантливых украинских поэтов XX ст., а, во-вторых, сегодня его творчество помогает утверждаться нам как нации, учитывать уроки истории, побуждает сполна использовать данный судьбой шанс найти, наконец, "государственную бронзу".

VI.Домашнє задачи.

Подготовить рассказы о жизненный и творческий путь. Маланюка, выучить наизусть поэзию сборника "Стилет и Стилос".

Использована литература:

1. Кузнецов Ю. Евгений Маланюк//Слово и время,- 1991.- №8. - С. 3-5.

2. Неврлый М. Муза боли, гнева, борьбы: Є.Маланюк//Маланюк Есть. Стихи.- К., 1992,- С.5-30.

3. Салыга Т. С Украиной в сердце: Штрихи к портрету Евгения Маланюка//Русский язык и литература в школе. - 1991.- №10,- С.56-64.