Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 8

 

Тема. "Пражская школа" украинских писателей. Краткая характеристика жизненного и творческого пути ее деятелей (Юрий Дараган, Олекса Стефанович, Юрий Клен, Оксана Лятуринская, Олег Ольжич, Елена Телига, Наталья Левицкая-Холодная).

Цель: раскрыть учащимся значение творчества "Пражской школы" украинских писателей в развитии национального литературного процесса, ознакомить с творчеством отдельных писателей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портреты представителей "пражской школы", тексты стихов.

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Проверка усвоенных знаний.

Вопросы и задания для учащихся.

1. Как решает Остап Вишня проблему человека и природы в "Охотничьих улыбках"?

2. Какие приемы и средства художественного письма использует автор для описание многоцветного и живого мира природы (шутка, остроумная выдумка, колоритное народное слово, гиперболизированные бывальщины, фразеологические и лексические жемчужины, диалоги и полілоги).

3. Проанализируйте один из пейзажей, изображенных в улыбках. Докажите, что пейзажи у Остапа Вишни - лирические рисунки, исполненные изменений, движения, обновление настроений - печальных и радостных.

4. Чем улыбка отличается от юморески?

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Восприятие и осознание нового материала.

Материал для учителя.

В 1920 году, когда армия Украинской Народной Республики (УНР) отступила в Польшу, в эмиграции оказались многочисленные представители украинской национальной интеллигенции. Для многих из них борьба за независимость Украины стала содержанием жизни. Чтобы быть ближе к своей родине, они поселились в Польше и Чехословакии. Гостеприимным убежищем для эмигрантов Польша перестала быть в 1923 году. Большая часть эмигрантов переехала в Чехословакию. Человечное отношение чехов к эмигрантам, возможность получить высшее образование, что предоставлялась молодежи, вскоре превратили Прагу на главный центр украинской политической эмиграции. Благодаря финансовой поддержке чешского правительства был создан Украинский свободный университет в Праге и Украинскую академию сельского хозяйства в Подебрадах, Педагогический институт им. М. Драгоманова. Украинская эмиграция в тогдашней Чехословакии развернула широкую издательскую деятельность. В течение 1920-30 гг. действовало 143 издательские центры, было выдано 734 названия книг из всех отраслей знаний. В Праге жили и работали выдающиеся украинские ученые: философ и литературовед Д. Чижевский, юрист С. Днестрянский, географ С. Рудницкий, историки Д. Антонович и Д. Дорошенко, языковед С. Смаль-Стоцкий. Злата Прага стала пристанком и местом плодотворного творчества одного из наи более выдающихся украинских поэтов - Александра Олеся; здесь более или менее длительное время жили и работали М. Ирчан, В. Самчук, О. Телига, Есть. Маланюк, а Ю. Дараган, В. Ольжич, О. Стефанович, А. Лятуринская создали художественную "пражскую школу" - одну из самых ярких в украинской поэзии.

"Пражскую школу" представляют поэты, чье творчество сложилась преимущественно в Праге и Подебрадах, хотя некоторые из них впоследствии уехали из Чехословакии: Евгений Маланкж, Наталья Левицкая-Холодная и Елена Телига - до Варшавы. Б.-И. Антоныч довольно точно отметил два ведущие мотивы их лирики - "тоска по утраченной отцовской землей" и "разлившийся широкой рекой историзм", обращенный к древнейших времен "Слова о полку Игореве", к Руси, к Средневековью.

Познакомимся ближе с поэтами "пражской школы".

Слово предоставляется ученикам. Ученические сообщения могут быть ориентировочно такого содержания.

Юрий Дараган (1894-1926)

Ю. Дараган - первый поэт, в которого отчетливо обозначился комплекс идей и чувств, характерный для "пражан". Родился 16 марта 1894 г. на Херсонщине. Обучение в Тираспольском реальном училище прервала первая мировая война. Под время гражданской войны был в составе армии УНР, которая потерпела поражение, поэтому вместе с интернированными частями оказался в городке Каніги. Учился в Украинском высшем педагогическом институте им. М. Драгоманова в Праге. Музыкально-изобразительная палитра его лирики была продолжением символистских традиций Александра Олеся, Г. Чупринки и открытием новых эстетических горизонтов. Она захватывала своим оптимизмом, яркими образами княжеской эпохи и казацкой героикой. Ю. Дараган успел издать только один сборник - "Колчан" (1925). Умер поэт 17 марта 1926 года от туберкулеза легких.

Читаем и анализируем такие стихи:

"Поет юный сечевик", "Как эхо потерянного рая", "я и ветер в дикім поле".

Оксана Лятуринская (1902-1970).

Родилась О. Лятуринская на Волыни. Личная судьба поэтессы сложилась драматично. Детство ее прошло среди щедрой волынской природы на Кременетчине и Шумщине. Оксана была самым младшим, восьмым ребенком в семье. Выдана насильно отцом в семнадцатилетнем возрасте замуж, она сбежала от нелюбимого мужа и добралась до Чехословакии. Завершив среднее образование в Украинской гимназии, училась в Карловом университете, Украинской художественной студии и Чешской высшей промышленной школе в Праге. Была талантливым скульптором, принимала участие в художественных выставках, и в 1945 г. во время военных событий произведения ее пропали, а самого автора постигло беда - она почти совсем потеряла слух. После войны переселилась в США, где жила одиноко до самой смерти. Поэтическое творчество А. Лятуринской межвоенного периода ограничивается двумя сборниками: "Гусли" (1939) и "Княжа эмаль" (1941), которые поставили его имя в ряд самых талантливых представителей "пражской школы". Есть. Маланюк посвятил поэтессе такие строки:

Вплоть пуща зашумит волынская

и на бархат и златоглав

в сапьянцах легких Лятуринская

получается кормить пав.

В стихах О. Лятуринской переплелись мужество и нежность. В лирике, отмеченной символизмом, поэтесса (живописец и скульптор) пыталась совместить стихотворное искусство с пластичным. Исторические мотивы сливаются в ее активе с фольклорными:

Семь звезд, одно весельце, а между ними месяц. Умерла О. Лятуринская 1970 года в г. Миннеаполисе (США).

Наталья Левицкая-Холодная (1902-1997)

Родилась в 1902 году на Полтавщине. Ее отец, Андрей Левицкий, был выдающимся политическим деятелем Украинской Народной Республики, некоторое время исполнял обязанности министра УНР. Н. Левицкая уехала на Запад, даже не успев окончить гимназии, и среднее образование получила уже в Подебрадах; изучала романистику в Карловом университете в Праге. Переехав в Варшаву, закончила университетские студии. После Второй мировой войны переехала в США, где жила близ Нью-Йорка.

Как художник, она стремилась сохранить творческую индивидуальность. В ее стихах не найдено ни традиционных персонажей славянской мифологии, как в А. Лятуринской, ни героики походов княжеской дружины, ни насыщения пейзажа языческой символикой. Лирическая героиня Н. Левицкой-Холодной чувствует в себе голос крови и воображает себя то "поганкой из монгольских степей", то пленницей татарина. Наделена відьомським талантом любовного приворота, что несет с собой смерть, она - будто посестра гоголевской сотниківни. Литературоведы отмечали, что сборка "Огонь и пепел" - это синтез национального источники и европейской поэзии. Сборник "Семь букв" ("Украина") проникнута мотивом эмигрантской судьбы и тоской по родной земле. Мотив тоски по родине полон глубокого боли; иногда здесь чувствуется и известное Лесине "без надежды надеюсь", но чаще это прощание с родной землей навсегда - "черный погреб чужбины", кажется, уже никогда не развеет своего мрака. Родина становится воспоминанием, сказкой, но ее нарушает голос реальности - через границы доносится "вопль голодного села". (Звучат стихотворения "Семь букв", "Такой пасмурный вечер сейчас".)

 

 

Олекса Стефанович (1889-1970)

Уже первые, напечатанные в начале 20-х годов XX ст., стихи О. Стефановича привлекли внимание литературных кругов украинской эмиграции в тогдашней Чехословакии. Впоследствии он снискал славу одного из талантливейших поэтов "пражской школы", но его замкнутость, самоізольованість и особая требовательность не дали ему возможности самоутвердиться уже в новой, второй эмиграции, где он оказался фактически вне литературной жизнью украинской общины. На Украину оригинальная поэзия О. Стефановича не дошла, поэтому не имела здесь никакого отклика и признания.

О. Стефанович родился 5 октября 1899 г. в селе Милятин Острожского уезда на Волыни в семье православного священника. В 1919 г. окончил Волынскую духовную семинарию в Житомире. в 1922 году уехал в Чехословакию, там закончил философский факультет Пражского Карлова университета (1928), посещал также занятия в Украинском свободном университете, защитил докторскую диссертация на тему "А. Метлинский - поэт" (1932). В 1944 году его насильно вывезли в рабочие лагеря в Германию, где он прожил до 1949 года. Этого же года прибыл в США, работал в украинской православной субботней школе, жил одиноко, убого. Умер 4 января 1970 г.

За этими внешне скупыми фактами жизни А. Стефановича скрытое напряженное интеллектуальное жизнь поэта, которое реализовалось в его вдохновенной поэтическом наследии. Поэт создал великолепные пейзажные картины в "Волынских сонетах", разработал темы и образы из древней украинской истории и мифологии, воспел Петра Дорошенко и Богдана Хмельницкого как государственных мужей, которые больше всего сделали для реализации идеи независимости Украины ("Дорошенко", "Богдана встречают"). О. Стефанович по-своему осмыслил ход исторического развития мира и Украины, постоянно искал для этого неповторимые поэтические формы и средства их выражение. Среди поэтов украинской диаспоры середины XX века имел признании как одного из самых интересных и оригинальных.

 

 

Юрий Клен (Освальд Бургардт) (1891-1947)

Освальд Бургардт родился на Подолье, в живописном селе Сербинівка 4 октября 1891 г. в семье купца Фридриха Бургардта и прибалтийской немки Каттіни Сідонії Тиль. Родители воспитывали детей в атмосфере почитания родного языка и обычаев, и в то же время - в духе любви, ставшей для них второй родиной. Учился в Первой Киевской гимназии, поступил в Киевский университет. Обучение пришлось прервать в связи с началом Первой мировой войны. Его был выслан в Архангельскую губернию как "опасного". После революции 1917 года вернулся в Киев, затем уехал в Германию. Не найдя счастья на родине предков, Освальд Бургардт возвращается в Киев, вступает на двухгодичный курс аспирантуры при исследовательском институте УАН, где получает диплом, учительствует в Барышевском социально-экономическом техникуме. Сблизился с будущими неоклассиками - М. Зеровым, П. Филиповичем, М. Драй-Хмарой. В 1921 году Освальда Бургардта был брошен в тюрьму за его "буржуазное" происхождения. Здесь воочию увидел ночные расстрелы, жестокие допросы заключенных. Благодаря ходатайству В. Короленко, который писал честные и мужественные письма к А. Луначарского, Освальд Бургардт вышел на волю. В 20-х годах преподавал в Киеве в различных техникумах, институтах. Принимал активное участие в работе ВУАН. После привлечение за "свидетеля" М. Зерова в процессе над СВУ (1930) Освальд Бургардт понял, что национальное возрождение Украины лишается всяких перспектив в обществе, в котором господствует "классовая ненависть". Он покидает Украину и поселяется в Германии, пропагандируя поэтическое наследие неоклассиков. В в 1936 году защитил диссертацию в Мюнстерском университете на кафедре славистики.

В Германии царил гитлеровский тоталитаризм. Мировоззрение поэта в условиях тогдашней действительности в полной мере свидетельствует поэтическая эпопея "Пепел империй" (1943-1947). Это произведение, в котором с большой силой и художественной убедительностью ли не впервые в украинской литературе были прокляты и сталинский, и гитлеровский режимы, раскрыто их античеловеческую сущность, предусмотрено крах найзлочинніших империй.

В 1938 году Ю. Клен был мобилизован в немецкого войска, служил при штабе как переводчик. Имел выговоры за человечное отношение к украинцам. За ним следили, его письма просматривали. В 1942 году был уволен со службы в связи с болезнью легких. С 1943 года преподавал в Немецком университете, Украинском свободном университете в Праге, читал лекции в Мюнхене в Украинском свободном университете. В 1947 году простуда легких приковала его к постели, а 30 октября этого же года умер.

Время возвращает украинскому читателю творческое наследие репрессированных писателей и писателей-эмигрантов. Осознается истина, что наша литература - независимо от того, где ее созданы: в Киеве или Харькове, во Львове или в Праге, в Торонто или в Нью-Йорке, - это неоценимое достояние украинского народа. Определяющими здесь являются только художественные и историко - культурные критерии.

Учащиеся читают и анализируют стихи Освальда Бургардта за собственным выбором.

Олег Ольжич (1907-1944)

Жизнь Олега Ольжича - это борьба, поиск героического жизненного идеала. Поэт, ученый, борец. Лишь недавно вернулось имя художника до украинского читателя. Родился Олег Ольжич (настоящая фамилия Кандыба) 8 июля 1907 года в Житомире. Отец, известный украинский поэт Александр Олесь, нежный лирик, передал сыну в наследство любовь к поэтическому слову, переживание за судьбу родного края, увлеченность всем украинским. В 1919 году Александр Олесь уезжает в Будапешт как культурный атташе дипломатической миссии УНР, вынужденно оставляя на Украине семью. В 1923 году благодаря ходатайству Международного Красного Креста Олегу с матерью удалось уехать за границу, к отцу. А уже в следующем году юноша успешно составляет вступительные экзамены на философский факультет Карлова университета, слушает лекции в Украинском свободном университете в Праге. Окончив университет, блестяще защищает диссертацию и получает звание доктора философии. Увлекался археологией. Несмотря на молодость, Олег Ольжич стал одним из самых авторитетных ученых в области археологии - с 1926 до 1932 г. работает в археологическом отделе Чешского национального музея в Праге. В 1938 году посещает США, где вместе с профессором О. Гранівським основывает Украинский национальный институт. Вернувшись в Прагу, готовит к изданию Научный сборник УНИ в Америке.

В 30-х гг. на страницах "Литературно-научного вестника" появляются поэзии Олега Ольжича, готовится к изданию первый поэтический сборник "Рінь", приходит и литературное признание. Кажется, успешно складывается и поэтическая судьба, и научная карьера. И Олег Ольжич выбирает другой жизненный путь - путь борьбы за украинскую государственность и суверенность, полностью отдает себя идеи освобождение Украины. В 1926 году становится членом Организации украинских националистов. В 1937-1942 гг. возглавляет культурную референтуру Провода украинских националистов. С 1939 г. О. Ольжич руководит структурами ОУН на Закарпатье, а с 1941 г. - националистическим подпольем на Восточной Украине. По инициативе Олега Ольжича создан Украинский национальный совет, восстановлено работу Украинской академии наук, Киевского университета. Ольжич собирает материалы о украинский партизанское движение, информирует мир о немецкие преступления на Украине. Немецкие оккупанты преследуют патриотов, уничтожают любую попытку восстановить государственность и независимость Украины. 25 мая 1944 г. на конспиративной квартире во Львове гестаповцы арестовывают Олега Ольжича. А 10 июня 1944 г. после жестоких пыток в концентрационном лагере Заксенхаузен погиб мужественная и талантливая человек - поэт Олег Ольжич, ученый Олег Кандыба, революционер Д. Кардаш - героическая фигура нашей истории.

Творческий наследие Олега Ольжича небольшой - три сборника: "Рінь" (1933), "Башни" (1940), посмертно известная "Подзамче" (1946), публицистика, сосредоточена на освободительной борьбе и непосредственно связана с его революционной деятельностью, а также детская проза.

Поэзия Олега Ольжича, которая занимает видное место в его творчестве, достойно представляет "Пражскую школу", для представителей которой характерно сочетание изящной художественной формы и отстаивание национальной идеи, заинтересованность древностью своего народа.

Оригинальный почерк ученого-археолога четко выделяется в первом сборнике "Рінь". Даже сами названия стихов зовут нас в древние времена: "Археология", "Галлы", "Готы", "Был же век золотой ...", "Ганнибал в Италии". Перед читателями предстает история, ее трагические и триумфальные моменты. Автор углубляется в далекую реальность, тонко чувствует дыхание эпохи, свое присутствие среди славных предков. Но увлечение исторической тематикой для Олега Ольжича - это не только изображение прошлого. Прежде всего, это взгляд в современное, поиск источников вечного.

Ко второй сборник писателя вошли две лиро-эпические поэмы: "Декабрь 1932" и "Неизвестному Воину". Сборник "Башни", посвященная современности, является важным этапом в творчестве Олега Ольжича. Его поэзия - это поэзия мужества, освободительной борьбы и революционных соревнований. Уже хрестоматийными стали строки, проникнутые революционной идеей национального возрождения Украины:

Государство не творится в будущее, Государство строится сейчас. Это люди - на сталь в перекуті огне, Это люди - как каменные глыбы.

Последняя сборник "Подзамче" вышла уже после смерти Олега Ольжича, хотя была благоустроенная автором. Настроение ее уравновешенный, спокойный.

Горячие и вдохновенные строки последней поэзии "Гігантомахія" утверждают неизбежность победы, торжество жизни, когда "блестящий меч, равный и прямой", рассечет "напряженность тьмы".

Близок друг художника Олег Лащенко метко заметил, что три изданы сборники - это "тот триптих, на котором поэт создает образ рождения нового, националистического украинского поколения и его революционного и государственного идеалов".

Елена Телига (1907-1942)

9 февраля 1942 г. на улице Трехсвятительской в Киеве было арестовано Союз украинских писателей (около 40 человек). Среди них была и Елена Телига, поэтесса, активистка культурной референтуры ОУН, вскоре расстреляна вместе с побратимами в Бабьем Яру. Произошло это 21 февраля 1942 года.

Кто же такая Елена Телига, которая вполне сознательно выбрала себе терновый венец?

Я страстно мечтаю до самого ранняя,

Чтобы Бог послал мне величайший дар:

Горячую смерть, не зимнее умирание.

Родилась Елена Телига 21 июля 1907 г. в Петербурге в семье ученого-гидротехника Ивана Шовгеніва. После Февральской революции семья переезжает в Киев, впоследствии отца выбирают к министерства УНР. После кровавой гражданской войны отец эмигрирует в Чехословакии, основывает Украинскую хозяйственную академию в Подебрадах, выполняет там обязанности ректора. "Красный террор" начинает угрожать дочери отца-"националиста". В 1923 году мать и дочь покидают Киев, нелегально переходят границу возле Каменца-Подольского и вскоре поселяются в Подебрадах.

Осознавая себя украинкой и непримиримым врагом великодержавия, Елена поступает на историко-филологический факультет педагогического института им. М. Драгоманова в Праге. Она познакомилась с актером В. Куриленко, который ввел ее в общество Ю. Дарагана, Есть. Ма ланюка, Л. Мосендза, Олега Ольжича, М. Чирського и других талантливых художников "пражской школы". Встретившись на вечеринке с кубанским казаком, бывшим старшиной армии УНР Михаилом Телигой, она вскоре вышла за него замуж. Супруги переехали в Варшаву, где Елена учительствовала, работала манекенщицей, ухаживала за больной матерью. Здесь появились ее лучшие стихи. Не порывала связей с "пражанами". В ее поэзии, направленной на осмысление драматической современности, царит вечный бунт, борьба за обновление мира и человека, протест против бесцветной тошноты жизни. Романтизм - родная стихия Елены Телиги, особый тип мировоззрения, где героизм провозглашается наивысшей добродетелью, определяющим ориентиром жизни и творчества, тесно связанных с борьбой за национальное освобождение родного края. Украину может спасти новый тип украинца, что умеет жить, творить и умирать для своей нации, - отмечала Елена Телига в своих публицистических статьях. Романтизоване стремление иметь свободную независимую соборную Украину, которая стала бы субъектом исторического процесса, заставило Елену Телигу выбрать путь политической борьбы: ограничиваться эстетическими вопросами, когда в водовороте Второй мировой войны решалась судьба Украины, казалось ей недопустимым. Не потому ли сборника поэтессы "Душа на страже" (1946) и "Флаги духа" (1947) появились уже посмертно. Как активистка культурной референтуры ОУН Елена Телига в составе северной группы пришла в Киев, где выдавала антигитлеровский журнал "Литавры", основала Союз писателей, формировала национальную сознание украинского народа. Эта деятельность была воспринята гитлеровцами как опасна. 21 февраля 1942 года было расстреляно в Бабьем Яру. За свои 35 лет поэтесса не успела издать ни одной собственной книги, все они вышли посмертно ("Душа на страже", 1946; "Флаги духа", 1947; "На чужбине", 1947; сборник "Елена Телига", 1977). Большая часть ее стихов потерялась.

V. Итог урока.

Слово учителя.

Как видим, каждый из представителей "Пражской школы" имел свой путь в литературу, свое видение исторической судьбы украинского народа. Бесспорно, они - необычное поколение украинской эмиграции, что влияло на ход и кристаллизацию национального движения. То были сознательные силы, которые восприняли поражение национальной революции 1917 г. как национальный позор, но не впали в отчаяние. Появились "новые характеры", наполненные напряжением волевых сил. Они формировались на границе украинского и европейского миров, пронизувані мощными ветрами западной культуры и исторической памятью народа. "Пражане" стали центром формирования нового типа украинца, который сумел интеллектуализировать чувственную стихию украинской ментальности.

VI. Домашнее задание.

Подготовить рассказы о поэтов "Пражской школы". Выучить наизусть стихотворение одного из представителей "Пражской школы" (на собственный выбор). Использована литература:

1. Гроздь непреодолимых певцов: Учебное пособие. - К., 1997.

2. Ильницкий М. От "Молодой Музы" до "Пражской школы". - Львов, 1995.

3. История украинской литературы XX века. Кн. 1, 2. - Ч. 1. - К., 1993.