Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 7

 

Тема. Цикл "Охотничьи улыбки" Остапа Вишни. Их особенности. Актуальность проблемы защиты природы.

Цель: ознакомить старшеклассников с лучшими произведениями из наследия Остапа Вишни; проанализировать поиск юмористом новых приемов и средств создания комического, раскрыть тему любви к природе и ее защите в "Охотничьих улыбках", выяснить роль пейзажей, диалогов; воспитывать любовь ко всему живого, что окружает нас.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Остапа Вишни, улыбки Остапа Вишни "Как варить и есть суп из дикой утки" , "Заяц", "Вальдшнеп", "Утята плачут", "Сом".

Ход урока

И. Организационная часть.

IИ. Проверка усвоенных знаний.

Вопросы и задания для учащихся.

1. Рассказать о детские и юношеские годы Остапа Вишни.

2. Рассказать о первый период творчества (1919-1944 гг.) и причины ареста писателя.

3. Рассказать о жизни Остапа Вишни в ссылке.

4. Какое впечатление произвели на вас его письма из ссылки в жены и дочери?

III. Сообщение темы и цели урока.

Эпиграфом к уроку могут быть слова:

Друг человека, друг природы и труда,

Грозный враг нечисти и зла

(М. Рыльский).

Стихотворение М. Рыльского, посвященный Остапу Вишни, можно зачитать ученикам полностью.

По полям мы с Вишней бродили

Осенью, ища зайцев,

И сорняк пожелтевший, поседевший

Под ногами серебряно хрустов.

Сколько доброты было в лице,

Сколько мудрости в глазах было,

Как смотрел приятелю в глаза

Дорогой наш Михайлович Павел!

Без громких прожил он декламаций,

А в душе поэзия цвела!

Друг человека, друг природы ы труда,

Грозный враг нечисти и зла.

IV. Восприятия и осознание нового материала.

Материал для учителя.

Остап Вишня был большим любителем охоты. Его кредо как охотника были слова: "Пусть живут зайцы". "23 декабря, 51. Были на охоте. И не убили, не застрелили ничего. Для меня это - типичное явление" (запись в дневнике). Подобно тому, как молодой Тычина приходил к природе, как "в собор", Рыльский имел ее за вечный источник вдохновения, Остап Вишня всей душой, с нежностью и теплом любил природу, ее красоту, ее чудесные создания - птиц и животных, леса, рощи, деревья, листья, травы.

В течение послевоенных лет он создал много небольших по размеру, поэтических по звучанием, наснажених ласковой лирикой произведений, больше похожих на стихи в прозе, чем на шутки юмориста. Остап Вишня стал создателем нового жанра - улыбки. От обычной юморески улыбка отличается тонким лиризмом и замечательными описаниями природы, не присущими сатирическим произведениям; Остап Вишня постоянно писал улыбки про охотников и рыболовов. В 1958 году вышло самое полное издание всего цикла под названием "Охотничьи улыбки". По жанровым признакам это - уникальное явление в украинской литературе, своеобразный синтез народного анекдота и пейзажной лирики. За сюжетно-композиционными и структурными особенностями в них выделяется несколько групп.

1. Улыбки ознакомительного характера: в них автор, прибегая к юмористически-шутливых и ироничных советов, с незаурядным остроумием и изобретательностью открывает "секреты" охоты, ведет речь о особенности охотничьего оружия ("Заяц", "Ружжо").

2. Улыбки, изображающие выход на природу, познание до конца ее непостижимого бытия ("Вальдшнеп", "Перепелка").

3. Улыбки, отражающие "возможные" охотничьи успехи, осуждают браконьеров и звероловов ("Дикая коза", "Бенгальский тигр", "Утята плачут").

Остап Вишня в совершенстве знал живой мир лесов, степей, рек, озер, видел движение, постоянные изменения в этом мире и стремился все то передать читателю. С лукаво улыбающимся образу рассказчика видим самого автора, охотника той редкой удачи, выходит на охоту не с намерением убить, а наоборот - с целью как можно надежнее избежать насилия над природой.

Подчеркиваем ученикам, что лирический герой-рассказчик - человек остроумная, оптимистичная, всегда в жизнерадостном настроении. Он уважает всевозможные охотничьи небылицы, рассказы о странные случаи, потому что для охотника такие повествования - святое дело.

Зачитуємо отрывок из улыбки "Открытие охоты": "Возле Борисполя, на озерах, качви той, ну, как облака! Поверите, как выплывут, ну, как той ряски! Друг друга просто давят! Вот вчера приезжала молодка, так говорила, что ее свекру кум говорил, что его старуха баба слышала от свахи, и сама видела, как конопля мочила, что некуда из-за этой качву коноплини бросить! Поедем, а?"

Рассказчик из юморески "Вальдшнеп" так объясняет свою любовь к весеннему охота: "Но и теперь, когда иногда уговорят меня поехать на весеннюю охота и я стану где-нибудь над озером и вижу, как на качачий крик, в котором и хотение и просьбы - и где просьба, мольба! - когда на такой крик несется зачарованный селезень и камнем падает в воду, - прекрасный, как сказка, в своем весеннем наряде, как писанка, раскрашенный всеми цветами, - я замираю. Вот такой я бежал по леваде до Гали... И когда я поднимаю ружье и беру его на мушку, я не вижу селезня на озере, я вижу себя на перелазе и опускаю ружье!.."

Доводим ученикам, что для рассказчика животные и птицы - милые существа, он называет их ласкательными словами: "чудесная птичка. Серенькая, с черненькими на пушку точечками. Миниатюрная курочка. Вылупит свои желтенькие пушистые перепелята, отакусінькі, водит их за собой и клохчет" ("Перепелка").

Вопросы для беседы.

- Кто же герои улыбок Остапа Вишни? (Обращаемся к ученикам.)

1. Это, обычно, - охотники-неудачники и охотники-фантазеры. Среди них - большие "охотники" за базарной "дичью", - бесстрашные полювальники на тигра, которого принимают запросто с помощью диктового щита и молотка, смельчаки, которые охотятся секача, сидя на дереве с закрытыми глазами.

2. Это - люди удивительной правдивости: они ничего не придумывают, а полагаются на жизненные случаи. Среди них есть невиданные снайперы, горазды рыбаки (учащиеся зачитывают отрывки из улыбки "Сом").

3. Есть среди них и охотники такого мастерства, от самого вида которых утки теряют самообладание и творят бог знает что ("Как варить и есть суп из дикой утки").

Следовательно, ведет речь учитель, описывая человека, его действия и поступки на лоне природы, рассказчик мастерски пользуется шуткой, остроумной выдумкой, колоритным народным словом, многочисленными "былями" с различными преувеличениями, фантастическими случаями. И все эти естественно принятые приемы и средства художественного письма, лексические жемчужины, фразеологические и стилистические находки подчиняются основной задаче - поэтически изобразить многоцветный живой мир природы. Мы понимаем, что в охотничьих улыбках воспроизведено гуманистически-благородное отношение человека-рассказчика к этому миру.

Улыбкам присущи жизнелюбивый тон повествования, глубокий лиризм, оптимистичные, светлые и унылые настроения. Они отражаются в душе человека, они же характеризуют тонко обрисованы писателем волшебные пейзажи. "Осень ... Лес стоит задумчивый, печальный: ему вот-вот надо пышное одеяние свое сбрасывать, подставлять свои ветви дождям холодным, хуртовинам снежным. Листья сумму желтеет, а некоторое с тоски наливается кровью. Вот падает кленовый лист, - умер он, оторвался с родной ему веточки и падает... " ("Вальдшнеп"). Природа открывается писателю в ее живых, переменных, поэтических состояниях. Ее персонифицированный образ - кленовый листок: "...кленовый лист падает на землю и засыхает... Весной на его месте молодой лист, зеленый, он с ветром разговаривать, хватать жилками своими солнечный луч, под дождем купаться и росой умываться... Чтобы потом умереть... Старое отживает, новое рождается..." Этот пейзаж написанный рукой настоящего мастера. В этой зарисовке наблюдаем философское размышление о бытие природы и человека, которому присущи процессы угасание и рождения.

В охотничьих улыбках особенно важную роль играют диалоги и полілоги. Они дают представление о характерах героев, их нравы, пристрастия и увлечения, способствуют жизнерадостно-оптимистичному восприятию и самой идеи охоту, и многочисленных приключений, которые выпадают на их долю, и неудач, которые воспринимаются с доброй, веселой улыбкой. Вот после тщательных приготовлений охотник уже готов отправиться из дома: "...Вы быстренько одеваетесь, бросаете все в рюкзак. - Ну, бывайте здоровые! Не унывайте. Деньков через два-три я буду. - А ружье ты взял? - А действительно, где же она?

- И я стол им мешала, потому что ножка сломалась ... - Да разве можно ружьем? - А что ей сделается? Хоть какая-нибудь от него польза, а то ведь..." ("Заяц").

(Ученики зачитывают самые красноречивые диалоги.)

V. Итоги урока.

Слово учителя.

Охотничьи улыбки Остапа Вишни - уникальное художественное явление не только в украинской литературе. Они "охотничьи", но не учат охотиться на зверей, а беречь ее, заботиться о следующих поколениях. В улыбках находит свое поэтическое выявление народное отношение к природе, художественно осмысливаются такие гуманистические ценности, как "человек и природа", "человек и память", "человек и вечность земного бытия".

В "Охотничьих улыбках" нет призывов, лозунгов о любви к природе и потребность ее сохранения. Справедливо сказал М. Рыльский, что у Остапа Вишни "в душе поэзия цвела". Именно через описания природы и лирические отступления автор передает читателю свой завет - беречь природу, быть ее другом.

VI. Домашнее задание.

Выписать 4-5 цитат с описаниями природы, несколько фразеологизмов, ласкательных слов "Охотничьих улыбок", подготовиться к анализу "Охотничьих улыбок".

Использована литература.

1. Остап Вишня. Сочинения: В 4-х т.- К., 1988.

2. Остап Вишня // История украинской литературы XX века.- Кн. 2.-Ч.1.- К„ 1994.

3. Зуб И. Остап Вишня: Литературный портрет.- К., 1989.

4. Солод Ю. Украинская литература - XX: взгляд на пределы тысячелетий,-К., 1999.