Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 64

 

Тема. Борис Олийнык. "Песня о матери", "В оборону хлеба", "Крыло".

Цель: ознакомить старшеклассников с поэзией Б. Олейника, раскрыть народные представления о жизненных ценности, добро и справедливость, развивать умение учащихся видеть драматизм и конфликтность лирического произведения; воспитывать у учащихся уважение к матери, уважительное отношение к хлебу, поощрять их к чтению поэзии.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет поэта, сборники произведений, отзывы критики, эпиграф.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

Вопросы и задания для учащихся.

1. Рассказать о жизненный и творческий путь поэта.

2. Прочитать наизусть поэзию "В оборону хлеба".

3. Какие чувства охватили лирического героя, когда он увидел надругательство над хлебом?

4. Кто является главным героем поэзии?

5. У фронтовиков от удара хлебом открылись старые раны, в тех, кто помнит голодные дни, "потемнело в глазу". Художественное средство использует автор для проявление чувств, вызванных пренебрежительным отношением к хлебу?

6. Чем является хлеб для народа? Можно ли поставить знак равенства между отношением к хлебу и светом народной души, нравственности человека.

Комментарий учителя.

Б. Олейник писал: "Человечество испокон веков, при всей непрестанности прогресса, всегда опирается на те морально-этические якоря, которые не дают ему возможности по вертикали - лбом в небо - перейти на горизонталь, то есть на все четыре. Эти точки отсчета универсальные на все времена: любовь к Отчизне, верность долгу гражданина, уважение к старшим, преклонение перед женщиной-матерью, женой, любимой, сестрой, побратимська незрадливість, категорическое неприятие конформизма, отступничество от идеалов".

III.Сообщение темы, цели урока.

IV.Восприятие и осознание нового материала

Эпиграфом урока пусть будут слова И. Драча:

"Борис Олийнык - поэт высокой ответственности за сподіяне на земле, за чистоту традиций порядочности и честности, поэт, который романтизирует рыцарское начало в человеку".

Поэзии "Крыло "и "Песня о матери "анализировать в такой последовательности:

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Беседа за вопросами.

3. Комментарий учителя.

После выразительного чтения маленькой поэмы "Крыло " предлагаем учащимся вопросы и задания.

1. В содержании поэмы сочетаются реальное и фантастическое. Докажите это.

2. Что олицетворяет журавлиное крыло, спасенную человеческой заботой?

3. Почему парень мгновенно стареет, увидев мертвого журавля?

4. Как вы понимаете такие строки:

Ты же самое святое - небо, дядя, убил.

5. Почему автор в подзаголовке написал: "Только для детей"?

Комментарий учителя.

"Маленькая поэма (Только для детей)". Сразу видно, что это - поэма: стихотворное произведение с ліроепічний наcсквозными образами и сюжетами. А почему именно для детей? Только счастливые дети умеют любить бескорыстно и самоотверженно, без притязания благодарения и пользы. Паренек, который выходил раненого журавля, был счастливым. Он потратил все тепло своего детского, чистого сердца, чтобы исцелить птицы, - и нашел в нем друга. Автор подчеркивает душевное родство мальчика и журавля: "...Крылом я к тебе прирос", "...Росли, как близнецы". Братское сочувствие к "серомы" "с перебитым в локти крылом" - лучший счет на его раны. И доброе дело делает чудо: журавлик выздоровел и "научил... мальчика летать". Тот высокий полет духа воспринимается как проявление полного счастья - гармоничного единения человека и природы. Крыло - символ духовности и естественности. И когда сосед-завидюх, взбешенный собственной загребущості, потому и совесть уже давно продал "втридорога... с салом на базаре", убил доверчивого журавля палкой, юноша, потеряв способность летать, вдруг столітньо постарел: такую внешнюю подобие убрала душа, уже не способна сняться в полет. А вместо руки появилось окровавленное "надламане крыло". Страшный образ совершенного греха - седой юноша с надломленим крылом - просит человеческого суда. Ключ к пониманию смысла поэмы - в словах судьи: "Ты самое святое - небо, дядя, убил. А это уже выше человеческого суда". Случилось непоправимое - убийство неба, убийство мечты, убийство стремления к высоким идеалам красоты и гармонии (в том числе гармонии сосуществования человека с природой).

Чтобы постичь материнскую щедрость земли, постичь смысл своего земного бытия, человеку надо хоть мысленно взлетать над обыденностью, хоть мечтой достигать заоблачной свежей чистоты. Право на этот целительный для души полет и отстаивает автор в поэме "Крыло", где ведущая идея поэтично воплощена в двойном, реально-сказочному, образе журавля-юноши.

Завершить работу над этой поэзией хочется словам Богдана Тихолаза: "Желаю тебе, читатель, чтобы никакие завистливые глаза не помешали твоем высоком лету, чтобы никогда не потерял ты детской веры в сказку. Пусть окрыляет тебя прекрасная поэзия даже в ее печальності кроется неиссякаемый источник света".

Образ матери для каждого человека - олицетворение чего-то самого святого, самого сокровенного и красивого, что, кажется, словами и не передать этого нежнейшего из чувств.

В поэзии Б. Олейника вечная тема материнства приобретает особого развития. Поэт рос без отца, поэтому нашел те самые точные слова-образы, которые способны воссоздать всю величие и красоту маминой фигуры. Теме матери посвящен цикл "Седое солнце мое" (1978), сборник "Седая ласточка" (1979). Чтение поэзии "Песня о матери".

Вопросы для беседы.

1. Чем взволновала вас эта поэзия?

2. В чем мать видела сснс своей жизни?

3. Какие метафорические образы свидетельствуют о мудрость и доброту, щедрую натуру дорогого человека?

4. Как вы думаете, выполнят дети завещание матери? Чему она их научила?

Комментарий учителя.

Диалог матери с детьми и внуками - краткий итог вечной мудрости, заложенной в смене поколений. Уходят матери, и остается навечно Мать - и бережет ед скверны целый мир.

V. Итог урока.

Слово учителя.

Пройдут века, и ливень времени смоет грязь политических партийных междоусобиц и войн. И придет он, Борис Олейник - Дон-Кихот из Зачепиловки, со своим словом.

Я приду сюда аж из того рассвета

Мальчишкой в полинялому кепочке,

И растает седой иней моего опыта

В закоулке, что льется мне, как музыка.

VI. Домашнее задание.

Подготовить анализ стихотворений Б. Олейника. Использована литература:

1. Гончар О. Читая Бориса Олийныка//Гончар А. Чем живем: На путях к украинского Возрождения.- К., 1991.- С. 309-313.

2. Ильницкий М. На покой права не дано: Поэзия Бориса Олейника.- К., 1980,- 112 с.

3. Моренец В. Борис Олийнык: Очерк творчества.- К., 1987.- 187 с.

4. Федоровская Л. По-земному - о высоком: Литературно-критический очерк: О лирике Бориса Олейника.- К., 1985,- 200 с.