УРОК 64
Тема. Борис Олийнык.
"Песня о матери", "В оборону хлеба", "Крыло".
Цель: ознакомить
старшеклассников с поэзией Б. Олейника, раскрыть народные представления о жизненных
ценности, добро и справедливость, развивать умение учащихся видеть драматизм и
конфликтность лирического произведения; воспитывать у учащихся уважение к матери, уважительное
отношение к хлебу, поощрять их к чтению поэзии.
Тип урока:
комбинированный.
Оборудование: портрет
поэта, сборники произведений, отзывы критики, эпиграф.
Ход урока
I.Организационная часть.
II.Проверка усвоенных знаний.
Вопросы и задания для учащихся.
1.
Рассказать о жизненный и творческий путь поэта.
2.
Прочитать наизусть поэзию "В оборону хлеба".
3.
Какие чувства охватили лирического героя, когда он увидел надругательство
над хлебом?
4.
Кто является главным героем поэзии?
5.
У фронтовиков от удара хлебом открылись старые раны, в тех,
кто помнит голодные дни, "потемнело в глазу". Художественное средство
использует автор для проявление чувств, вызванных пренебрежительным отношением
к хлебу?
6.
Чем является хлеб для народа? Можно ли поставить знак равенства между
отношением к хлебу и светом народной души, нравственности человека.
Комментарий учителя.
Б.
Олейник писал: "Человечество испокон веков, при всей непрестанности прогресса, всегда опирается
на те морально-этические якоря, которые не дают ему возможности по вертикали - лбом в небо
- перейти на горизонталь, то есть на все четыре. Эти точки отсчета универсальные на
все времена: любовь к Отчизне, верность долгу гражданина, уважение к старшим,
преклонение перед женщиной-матерью, женой, любимой, сестрой, побратимська
незрадливість, категорическое неприятие конформизма, отступничество от
идеалов".
III.Сообщение темы, цели урока.
IV.Восприятие и осознание нового материала
Эпиграфом
урока пусть будут слова И. Драча:
"Борис
Олийнык - поэт высокой ответственности за сподіяне на земле, за чистоту
традиций порядочности и честности, поэт, который романтизирует рыцарское начало в
человеку".
Поэзии "Крыло "и "Песня о матери
"анализировать в такой последовательности:
1.
Чтение стихотворения учителем.
2.
Беседа за вопросами.
3.
Комментарий учителя.
После выразительного чтения маленькой поэмы "Крыло "
предлагаем учащимся вопросы и задания.
1.
В содержании поэмы сочетаются реальное и фантастическое. Докажите это.
2.
Что олицетворяет журавлиное крыло, спасенную человеческой заботой?
3.
Почему парень мгновенно стареет, увидев мертвого журавля?
4.
Как вы понимаете такие строки:
Ты же
самое святое - небо, дядя, убил.
5.
Почему автор в подзаголовке написал: "Только для
детей"?
Комментарий учителя.
"Маленькая поэма (Только для детей)". Сразу видно, что это - поэма: стихотворное произведение с ліроепічний
наcсквозными
образами и сюжетами. А почему именно для детей? Только счастливые дети умеют любить
бескорыстно и самоотверженно, без притязания благодарения и пользы. Паренек, который выходил раненого журавля,
был счастливым. Он потратил все тепло своего детского, чистого сердца, чтобы исцелить
птицы, - и нашел в нем друга. Автор подчеркивает душевное родство
мальчика и журавля: "...Крылом я к тебе прирос", "...Росли, как
близнецы". Братское сочувствие к "серомы" "с перебитым в
локти крылом" - лучший счет на его раны. И доброе дело делает чудо:
журавлик выздоровел и "научил... мальчика летать". Тот высокий полет
духа воспринимается как проявление полного счастья - гармоничного единения человека и
природы. Крыло - символ духовности и естественности. И когда сосед-завидюх,
взбешенный собственной загребущості, потому и совесть уже давно продал
"втридорога... с салом на базаре", убил доверчивого журавля палкой,
юноша, потеряв способность летать, вдруг столітньо постарел: такую внешнюю подобие
убрала душа, уже не способна сняться в полет. А вместо руки появилось
окровавленное "надламане крыло". Страшный образ совершенного греха -
седой юноша с надломленим крылом - просит человеческого суда. Ключ к пониманию
смысла поэмы - в словах судьи: "Ты самое святое - небо, дядя, убил. А это
уже выше человеческого суда". Случилось непоправимое - убийство неба, убийство
мечты, убийство стремления к высоким идеалам красоты и гармонии (в том числе
гармонии сосуществования человека с природой).
Чтобы
постичь материнскую щедрость земли, постичь смысл своего земного бытия, человеку
надо хоть мысленно взлетать над обыденностью, хоть мечтой достигать заоблачной
свежей чистоты. Право на этот целительный для души полет и отстаивает автор в поэме
"Крыло", где ведущая идея поэтично воплощена в двойном,
реально-сказочному, образе журавля-юноши.
Завершить
работу над этой поэзией хочется словам Богдана Тихолаза: "Желаю тебе,
читатель, чтобы никакие завистливые глаза не помешали твоем высоком лету, чтобы никогда
не потерял ты детской веры в сказку. Пусть окрыляет тебя прекрасная поэзия даже в
ее печальності кроется неиссякаемый источник света".
Образ
матери для каждого человека - олицетворение чего-то самого святого, самого сокровенного и
красивого, что, кажется, словами и не передать этого нежнейшего из чувств.
В поэзии
Б. Олейника вечная тема материнства приобретает особого развития. Поэт рос
без отца, поэтому нашел те самые точные слова-образы, которые способны воссоздать всю
величие и красоту маминой фигуры. Теме матери посвящен цикл "Седое солнце
мое" (1978), сборник "Седая ласточка" (1979). Чтение поэзии
"Песня о матери".
Вопросы для беседы.
1.
Чем взволновала вас эта поэзия?
2.
В чем мать видела сснс своей жизни?
3.
Какие метафорические образы свидетельствуют о
мудрость и доброту, щедрую натуру дорогого человека?
4.
Как вы думаете, выполнят дети
завещание матери? Чему она их научила?
Комментарий учителя.
Диалог
матери с детьми и внуками - краткий итог вечной мудрости, заложенной в
смене поколений. Уходят матери, и остается навечно Мать - и бережет ед
скверны целый мир.
V.
Итог урока.
Слово учителя.
Пройдут
века, и ливень времени смоет грязь политических партийных междоусобиц и войн. И
придет он, Борис Олейник - Дон-Кихот из Зачепиловки, со своим словом.
Я приду сюда аж из
того рассвета
Мальчишкой в полинялому
кепочке,
И растает седой иней моего
опыта
В закоулке, что льется мне,
как музыка.
VI. Домашнее задание.
Подготовить
анализ стихотворений Б. Олейника. Использована литература:
1. Гончар О. Читая Бориса Олийныка//Гончар А. Чем живем: На
путях к украинского Возрождения.- К., 1991.- С. 309-313.
2. Ильницкий М. На покой права не дано: Поэзия Бориса
Олейника.- К., 1980,- 112 с.
3. Моренец В. Борис Олийнык: Очерк творчества.- К., 1987.- 187
с.
4. Федоровская Л. По-земному - о высоком:
Литературно-критический очерк: О лирике Бориса Олейника.- К., 1985,- 200 с.