УРОК 63
Тема. Борис Олийнык.
Рассказ о поэте.
Цель: ознакомить
старшеклассников с жизненным путем писателя, становлением личности поэта
в тяжелых условиях войны и послевоенного восстановления.
Тип урока:
комбинированный.
Оборудование: портрет
Б. Олейника, высказывания о поэте, эпиграф.
Ход урока
I.Организационная часть.
II.Проверка усвоенных знаний.
Вопросы и задания для учащихся.
1.
Проанализируйте поэму "Чернобыльская мадонна".
2.
Почему И. Драч выбрал в этом произведении символ мадонны?
3.
Какие проблемы современности нарушил автор?
4.
Охарактеризуйте образ мадонны, созданный И. Драчом.
III.Сообщение темы, цели урока.
IV.Восприятие и осознание нового материала.
Материал для учителя.
Эпиграфом
урока пусть будут слова И. Драча:
"Поэт
относится к тем, над кем так властная память. Память обязывающая, память, которая
добавляет силы, память, что требует в свою жизнь внуртувати жизни тех погибших
родителей, сыновья которых уже давно старшие возрастом за них, стриженоголових."
Борис
Олейник принадлежит к поколению детей войны, полусирот. Он - ровесник В.
Симоненко. Родился поэт 22 октября 1935 года в селе Зачепиловка
Новосанжарского района на Полтавщине. Отец, редактор районной газеты,
погиб на войне в 1943 году. "В наследство от отца мне осталась его
вышитая рубашка голубым по белому, карманные часы с римскими цифрами на
циферблате. И еще память, размытая временем и расстоянием в сотни лет. А еще -
обостренное чувство долга", - вспоминает Б. Олийнык. Учился будущий
поэт в Зачепилівській средней школе. Первый стих пятиклассника Бориса был
напечатан в новосанжарській районной газете "Ленинским путем".
Воспитывала
Б. Олейника иметь. Светло-печальный ее образ - это вечная боль и вечная радость
поэта. Мать для него - то моральный камертон, мерило человечности и духовной
чистоты:
Отдай
все, что взял, и освятись. Еще больше, чем взял, сумей отдать... Стоит на
горизонте света мать - У нее учись.
У нее он
учился "на свете по совести жить" - не для себя, а для других. И
верить сердцу: "Еще же нет от сердца точного прибора"Мать и...
выпроводила его в дальнюю дорогу жизни - с надеждой, что дорога будет счастливой.
После окончания средней школы поступил на факультет журналистики Киевского
университета имени Т. Шевченко, где учился с 1953 по 1958 год. Во время
обучение в университете был активным корреспондентом студенческой многотиражки. В
1957 году на республиканском конкурсе молодых поэтов получил первый приз. Б.
Олейник рано ушел в мир со своей маленькой Зачепиловка, которой нет ни на одной
карте. Пошел, чтобы возвышать свой голос в защиту правды, совести, достоинства
против фальши, подлости, обмана. Получив диплом журналиста, работал в редакции
газеты "Молодежь Украины", журналах "Утро",
"Смена", "Днепр", "Отечество", в редакции серии
"Романы и повести" издательства "Днепр".
В 1962
году вышел его первый поэтический сборник "Бьют в крицу кузнецы", которая
естественно влилась в хор тогдашней советской поэзии. Вторая сборка
"Двадцатый зал" увидела свет в 1964 году. В стихах этого сборника объединились
тонкий лиризм и гражданский пафос. Автор задумывается над непростой судьбой
человека XX века, поэтически воссоздает сложный духовный мир своих современников.
Эта сборка была удостоена республиканской литературной премии имени Г.
Островского. В 1975 году за сборник "Стою на земле" Бы. Олейник был
удостоен Государственной премии СССР.
Творческий
наследие 70-х - 80-х годов представлен такими поэтическими сборниками:
"Эхо" (1970), "На линии тишины" (1972), "Движение"
(1973), "Гора" (1975), "Истина" (1976), "Заклинание
огня" (1978), "Седая ласточка" (1979, 1984), "В зеркале
слова", "Судьба" (1981), "Дума о городе" (1982),
"Поэмы" (1983), "Мера" (1984). В пору зрелости Б. Олейник все
больше политизируется, о чем свидетельствуют такие произведения, как "Мавзолей Владимира
Ленина", "Познание", "Гора (Размышление)",
"Коммунисты", "Кредо (Кантата)",
Особое
художественное достижение Б. Олейника - цикл-поэма "Седое сердце мое" (1978).
Заключенный из девяти стихов, в каждом отличной психологической и художественной
тональности, вызванный глубоким человеческим переживаниям, цикл несет в себе и
исповедь сына перед памятью матери, и преклонение перед ее честным трудовым жизнью,
и размышления о предназначении человека на земле.
Б. Олейник
принимал участие в работе XXX сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, был
народным депутатом СССР, председателем Украинского фонда культуры, заместителем
Председателя Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Удостоен Государственной премии
Украинской ССР им. Т. Шевченко (1985) за сборники "Седая ласточка"
(1979). "В зеркале слова" (1981) и поэму "Дума о городе"
(1982).
Тема
прогресса народа, непрерывной в течении времени, преемственности поколений - постоянно
важная и актуальная для Бы. Олейника ("Движение", "Судьба",
"Урок"). Это подтверждает и поэма "Поворотный круг" (1989), в
которой автор детально и придирчиво проследил трагический мотив раздвоения
личности, когда она, поддаваясь новомодным веяниям технократического мира,
теряет связи с историко-национальными ценностями народа.
В этот ряд
Олійникових поэм-размышлений органично входят и его новейшие произведения этого жанра
- рожденная чернобыльской катастрофой и наснажена героическим пафосом
неистребимости народа поэмы "Семь" и "Пришествие" (сборник
"Поворотный круг").
Б.
Олейник - талантливый публицист 80-х годов. В своих статьях художник прикасается
темы экологии, Чернобыля, его волнуют вопросы языка, духовности народа.
Дальнейшая
политическая публицистика писателя, как и вообще его политическая деятельность,
не могли не разочаровать поклонников его творчества, которые не допускали мысли,
что их любимый поэт с природным национальным мироощущением окажется
активным защитником компартии, Ленина, большевиков - тех, кто уничтожал независимость
Украины. Б. Олейник считает, что существует якобы два комунізми: один - ложный,
искривленный, сфальсифицирован, а второй - истинно-ленинский. Такая иллюзия была
свойственная многим шістдесятникам, и большинство из них довольно быстро от нее
уволились. Не так случилось с Борисом Олийныком. В чем же причина? Наверное, в
потому, что тот "настоящий" коммунизм для него прочно связана со
священным образом отца.
V. Итоги урока. Закрепление изученного.
Борис
Олейник - официально признанный, наиболее талантливый поэт эпохи развитого
социализма в Украине. Его путь в литературе - это путь успеха, ряда наград,
премий, зарубежных командировок в составе почетных делегаций.
В кантате
"Кредо" (так Олейник определил жанр этого цикла) четвертая -
заключительная часть - состоит из одной строфы: Гудит планета в буднях, как
вокзал. Встают проблемы тихие и большие. Решительно написал в анкете возраста: "Я -
коммунист". И этим все сказал.
Несмотря
на политическую ангажированность, в некоторых произведениях его лирически-песенный талант словно
вырывается на волю и дает образцы гуманистических размышлений, полных любви к миру,
людей, жизнь. Вопрос
и задания для закрепления.
1. Как Вторая мировая война сказалась на судьбе Б. Олейника?
2. Назовите известные вам сборника Б. Олейника.
3. В каком произведении поэт нарушает экологическую проблему?
VI.
Домашнее задание.
Подготовить
рассказ о жизненном и творческом пути поэта. Выучить наизусть стихотворение "В
оборону хлеба."