УРОК 62
Тема: И. Драч. "Чернобыльская мадонна". Продолжение традиций Т. Шевченко и народных дум в изображении
матери-страдалицы. Сповненність поэмы жгучей болью, горькими размышлениями, заботой
о будущем человечества. Сложность образов поэмы, острота высказывания. Своеобразие
композиции (цикл стихов, объединенных одной темой и общими образами).
Цель: ознакомить
одиннадцатиклассников по поэме "Чернобыльская мадонна"; раскрыть
жгучая боль произведения, обеспокоенность автора будущим сплюндрованої аварией
Украины и угрозой экологической катастрофы всему миру; проанализировать
переплетение жизненно правдивых картин со сказочными, реальных - с мистическими;
воспитывать чувство ответственности перед народом за вмешательство в природу и по
горькие плоды научно-технического прогресса.
Тип урока:
комбинированный.
Оборудование: портрет И. Драча, поэма "Чернобыльская мадонна",
эпиграф.
Ход урока
I.Организационная
часть.
II.Проверка
усвоенных опорных знаний.
Задания для учащихся.
1. Проанализируйте "Балладу о подсолнух" и "Этюд
о хлебе".
2. Предложите собственный анализ одного из произведений, прочитанных
самостоятельно.
III.Сообщение
темы, цели, задач урока.
Эпиграфом
урока пусть будут два стихотворения из "Летучих катренов" Лины Костенко:
Мы - атомные заложники
прогресса,
У нас нет ни леса, ни
небес.
Так и живем от стресса и к
стресса -
Азбуку смерти нет - АЭС.
Кто в нашу судьбу только не вмешивался,
В каких сетях не только
б'ємось.
Духовный Чернобыль давно
уже начался,
А мы еще только его
боимся.
IV.
Восприятие и осознание нового материала.
Материал для учителя.
От времени
стремительного дебюта шестидесятников прошло три десятилетия. Претерпела изменений и
творчество И. Драча: она стала более уравновешенной, еще глубже укоренившейся
в жизненной конкретике, народных источниках. И не отступила поэта
озабоченность мировыми проблемами.
26 апреля
1986 года украинская (и не только) история была расколот на два периода: до и
после Чернобыля. Авария на 4-ом блоке Чернобыльской атомной электростанции
переросла в глобальную катастрофу - не только экологическую, но и прежде всего
моральный. Первыми среагировали на это писатели-шестидесятники: Юрий Щербак (документальная
повесть "Чернобыль"), Борис Олейник (поэма "Семь"), Иван
Драч ("Чернобыльская мадонна"), немного младше них Светлана Йовенко
(поэма "Взрыв") и Владимир Яворивский (роман "Мария с полынью
в конце века").
Чернобыль
для И. Драча был не просто темой. Во время самых горячих послеаварийных дней сын
поэта Максим, на то время уже выпускник мединститута, участвовал в евакуюванні
потерпевших, их обследовании и оказании первой помощи и сам тоже испытал
облучения (хотя ему впоследствии сделали переливание крови и все более-менее
обошлось). Глубоко индивидуальным болью, сердечной тревогой отозвалась в
сердце поэта глобальная катастрофа. "Чернобыльская мадонна" - это
плач и покаяние, скорбная материнская песня с мужской души. Обращаем
внимание учащихся на название произведения. Слово "мадонна" - итальянское. Дословно
оно переводится русскими соответствиями "моя госпожа",
"женщина". Итальянское Возрождение углубило значение этого слова.
Благодаря всемирно известным мастерам кисти слово "мадонна" стало
синонимом слов и словосочетаний "Богородица",
"женщина-мать", "женщина с ребенком". В названии произведения Драчевого
слово "мадонна" контрастирует с эпитетом "чернобыльская", потому
всем без объяснений понятно, что в чернобыльской зоне не может быть и речи о
здоровое и счастливое материнство или детство. В то же время сочетание
несочетаемого в названии углубляет трагизм, подчеркивает те испытания, через которые
прошла Украина. Как Александр Довженко в первые годы войны, Иван Драч поставил
вопрос о цене трагедии, которую платит народ. Сколько горечи в его строках:
За беспорядка безмерность, за
карьеры и премии,
Словно на войне, снова
выход один:
За мудрость
всесвітньодурних академий
Платим бессмертием - жизнью
молодым.
Поэмы
Ивана Драча жанрово разнообразны. "Чернобыльская мадонна" совсем мало
похожа на традиционную поэму. Многоголосие, разнообразие эмоциональных тональностей -
от бурлеска до патетики, от сатиры до трагизма - выливаются в своеобразный
жанр "романа-мозаики" (А. Ткаченко), составленной из отдельных, якобы
бесчисленных, сюжетно не связанных эпизодов, объединенных, однако, общей идеей
- покаяния за страшный грех перед своими детьми и матерями, своим народом, своей
землей. Каждый раздел поэмы имеет свои жанровые особенности. Иногда это пламенная
лирика (вступление), иногда - это своеобразная Драчева баллада ("Крещатицкая
мадонна"), иногда - миф ("Солдатская мадонна", "Размышления под
время открытого суда..."), иногда - только прозаический текст с канадской
открытки "Мадонна атомного века" художника Василия Курилика, иногда -
рассказ, приперчена горьким "черным юмором" ("Баба в
целлофане"), иногда - это убийственная сатира ("Пир во время Спида",
"Мать и христопродавці", "Ода молодости").
Композиция
поэмы подчинена эволюции образа Мадонны. Важным художественным компонентом
произведения стали заголовки разделов.
Центральной
в поэме есть проблема человеческой ответственности за судьбу целой планеты. Корни
трагедии поэт видит прежде всего в моральной плоскости: многолетнее
"христопродавство", потребительское отношение к миру отомстило
народу. Местью стала Чернобыльская черная Мадонна. Поэтому и взывает Чернобыльская
Мадонна голосом Ивана Драча к совести, всматривается в душу.
Главный
образ поэмы, Чернобыльская Мадонна, концентрирует в себе разновременные уровне
прошлого, современного и будущего, выражает сочувствие к человеческим страданиям,
защита и помощь, любовь к людям. Это - глубоко символический образ.
Замысел
поэта грандиозный, ведь человечество знает немало изображений Божией Матери, некоторые из них
имеют чудодейственные свойства. Божья Мать, которую рисует И. Драч, проходит науку
перевоплощений. Это и Атомная мадонна, которую запечатлел канадский художник из
застережливими словами, обращенными к человечеству: "Это придет безжалостно к
женщины с ребенком, к матери с младенцем именно в тот день".
"Тот"
день наступил быстро.
Вопросы и задания для учащихся.
1.
Когда и в какой появляется в поэме Божья Матерь?
2.
Какой предстает перед читателями "наша мать",
"крестьянская мадонна"?
3.
С какой целью автор обращается к образам Скифских баб?
4.
Расскажите о Крещатицкую мадонну. Станет ли она матерью?
(Зачитайте строки из произведения.)
5.
Которыми запятнали себя преступлениями "христопродавці"?
6.
В разделе "Материнская песня из мужской души" поэт
обращается к образу Иисуса Христа и проводит параллель между его гибелью,
какой он спас человечество, и гибелью сына земной матери. Спасут ли теперь
людей те страшные муки на атомных крестах?
7.
В "Размышлениях на тему открытого Суда..." поэт вспоминает
царя Ирода, что истребил всех младенцев, боясь рождения Иисуса-спасителя.
Тысячи лет проклинает его человечество за страшное преступление. Будут наказаны
виновники трагедии в наше время? Кто они? Кого судить? (Главный преступник -
система, породившая все это, "безымянность", этот коллегиальный ум в
миллион условий, что и привело к такого вырождения. Он не был даже назван в
суде. Опять облесливі слова, снова ложь, как целлофан от радиации.)
Слово учителя.
Важную
роль в произведении играет эпилог. Образ-символ Божьей Матери в нем завершается,
приобретает окончательности, достаточно нетрадиционной, но впечатляющей. Чернобыльская
мадонна становится олицетворением, воплощенным призывом к ответу за все, недостойное
человека, воплощенной неотвратимостью суда совести, последним напоминанием о
ответственность за почти уже истреблен мир. На своих руках "седая
Чернобыльская мать" несет "больное дитя", и это "больное дитя -
наша планета, наша земля, само человечество", - писал И. Дзюба.
Подчеркиваем
ученикам, что в поэме ставится вопрос о раздвоении современного человеческого духа:
один - высокий, с колоссальным потенциалом интеллекта и доброты, второй -
сплошной грех, зло, обман. Именно грех и зло превратили Днепр на каскад
зловонных луж, отравили черноземы, воспитали молодежь
"христопродавцями" и, наконец, в эгоистической погоне за наградами
взорвали "мирный атом", сделали "больным ребенком"
Украину и всю планету. Расплачивается же за это молодежь.
V. Итоги урока. Закрепление изученного.
Слово учителя.
"Чернобыльская
мадонна" не просто самое совершенное художественное трактовка чернобыльской темы,
а произведение философской глубины и высокого нравственного пафоса, проблематика которого
простирается Далеко за пределы одних только причин и последствий катастрофы.
"Чернобыльская мадонна" - это крик боли от страшной раны, нанесенной
природе, человеку, человечеству. "Чернобыльская мадонна" - цс
предостережение сыновьям Украины и сыновьям всей Земле: будьте бдительны, будьте человечны,
будьте правдивы, иначе планета не выдержит надругательства - и взорвется безумием.
Вопросы к ученикам.
1. Как в поэме рассматривается тема духовного Чернобыля? Существует
связь между духовным Чернобылем и 26 апреля 1986 года?
2. Ради чего в "Эпилоге" звучит отрывок из думы
"Бедная вдова и три сына", где показаны самые трагические земные беды?
3. Какие проблемы поднимает автор в "Чернобыльской
мадонне" - политические, экологические, морально-этические, другие? Ответ
обоснуйте.
Заключительное слово учителя.
Драматизм
XX века, что приближалось к мировой трагедии, отражено в этом насквозь
эмоциональном, болезненном произведении, который показал современности и пророчества Святого
письма, и его бессмертные символы, и вечные категории добра и зла в их
сегодняшних модификациях.
И. Дзюба
пишет: "Произведения И. Драча изданы во многих странах мира в переводах на
десятки языков, его слово стало одним из символов полноценности современной
украинской культуры, ее способности занять достойное место в культуре
человечества."
VI.
Домашнее задание.
Подготовить
анализ поэмы "Чернобыльская мадонна". Использована
литература:
1.
Бондаренко Ю. Поэма И. Драча "Чернобыльская Мадонна"
в школьном изучении//Дивослово,- 1999.- №5.- С. 34-39.
2.
Ильницкий М. И. Драч. Очерк творчества,- К., 1986.
3.
Моренец. 1. На расстоянии сердца,- К., 1980.