Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 62

 

Тема: И. Драч. "Чернобыльская мадонна". Продолжение традиций Т. Шевченко и народных дум в изображении матери-страдалицы. Сповненність поэмы жгучей болью, горькими размышлениями, заботой о будущем человечества. Сложность образов поэмы, острота высказывания. Своеобразие композиции (цикл стихов, объединенных одной темой и общими образами).

Цель: ознакомить одиннадцатиклассников по поэме "Чернобыльская мадонна"; раскрыть жгучая боль произведения, обеспокоенность автора будущим сплюндрованої аварией Украины и угрозой экологической катастрофы всему миру; проанализировать переплетение жизненно правдивых картин со сказочными, реальных - с мистическими; воспитывать чувство ответственности перед народом за вмешательство в природу и по горькие плоды научно-технического прогресса.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет И. Драча, поэма "Чернобыльская мадонна", эпиграф.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных опорных знаний.

Задания для учащихся.

1. Проанализируйте "Балладу о подсолнух" и "Этюд о хлебе".

2. Предложите собственный анализ одного из произведений, прочитанных самостоятельно.

III.Сообщение темы, цели, задач урока.

Эпиграфом урока пусть будут два стихотворения из "Летучих катренов" Лины Костенко:

Мы - атомные заложники прогресса,

У нас нет ни леса, ни небес.

Так и живем от стресса и к стресса -

Азбуку смерти нет - АЭС.

Кто в нашу судьбу только не вмешивался,

В каких сетях не только б'ємось.

Духовный Чернобыль давно уже начался,

А мы еще только его боимся.

IV. Восприятие и осознание нового материала.

Материал для учителя.

От времени стремительного дебюта шестидесятников прошло три десятилетия. Претерпела изменений и творчество И. Драча: она стала более уравновешенной, еще глубже укоренившейся в жизненной конкретике, народных источниках. И не отступила поэта озабоченность мировыми проблемами.

26 апреля 1986 года украинская (и не только) история была расколот на два периода: до и после Чернобыля. Авария на 4-ом блоке Чернобыльской атомной электростанции переросла в глобальную катастрофу - не только экологическую, но и прежде всего моральный. Первыми среагировали на это писатели-шестидесятники: Юрий Щербак (документальная повесть "Чернобыль"), Борис Олейник (поэма "Семь"), Иван Драч ("Чернобыльская мадонна"), немного младше них Светлана Йовенко (поэма "Взрыв") и Владимир Яворивский (роман "Мария с полынью в конце века").

Чернобыль для И. Драча был не просто темой. Во время самых горячих послеаварийных дней сын поэта Максим, на то время уже выпускник мединститута, участвовал в евакуюванні потерпевших, их обследовании и оказании первой помощи и сам тоже испытал облучения (хотя ему впоследствии сделали переливание крови и все более-менее обошлось). Глубоко индивидуальным болью, сердечной тревогой отозвалась в сердце поэта глобальная катастрофа. "Чернобыльская мадонна" - это плач и покаяние, скорбная материнская песня с мужской души. Обращаем внимание учащихся на название произведения. Слово "мадонна" - итальянское. Дословно оно переводится русскими соответствиями "моя госпожа", "женщина". Итальянское Возрождение углубило значение этого слова. Благодаря всемирно известным мастерам кисти слово "мадонна" стало синонимом слов и словосочетаний "Богородица", "женщина-мать", "женщина с ребенком". В названии произведения Драчевого слово "мадонна" контрастирует с эпитетом "чернобыльская", потому всем без объяснений понятно, что в чернобыльской зоне не может быть и речи о здоровое и счастливое материнство или детство. В то же время сочетание несочетаемого в названии углубляет трагизм, подчеркивает те испытания, через которые прошла Украина. Как Александр Довженко в первые годы войны, Иван Драч поставил вопрос о цене трагедии, которую платит народ. Сколько горечи в его строках:

За беспорядка безмерность, за карьеры и премии,

Словно на войне, снова выход один:

За мудрость всесвітньодурних академий

Платим бессмертием - жизнью молодым.

Поэмы Ивана Драча жанрово разнообразны. "Чернобыльская мадонна" совсем мало похожа на традиционную поэму. Многоголосие, разнообразие эмоциональных тональностей - от бурлеска до патетики, от сатиры до трагизма - выливаются в своеобразный жанр "романа-мозаики" (А. Ткаченко), составленной из отдельных, якобы бесчисленных, сюжетно не связанных эпизодов, объединенных, однако, общей идеей - покаяния за страшный грех перед своими детьми и матерями, своим народом, своей землей. Каждый раздел поэмы имеет свои жанровые особенности. Иногда это пламенная лирика (вступление), иногда - это своеобразная Драчева баллада ("Крещатицкая мадонна"), иногда - миф ("Солдатская мадонна", "Размышления под время открытого суда..."), иногда - только прозаический текст с канадской открытки "Мадонна атомного века" художника Василия Курилика, иногда - рассказ, приперчена горьким "черным юмором" ("Баба в целлофане"), иногда - это убийственная сатира ("Пир во время Спида", "Мать и христопродавці", "Ода молодости").

Композиция поэмы подчинена эволюции образа Мадонны. Важным художественным компонентом произведения стали заголовки разделов.

Центральной в поэме есть проблема человеческой ответственности за судьбу целой планеты. Корни трагедии поэт видит прежде всего в моральной плоскости: многолетнее "христопродавство", потребительское отношение к миру отомстило народу. Местью стала Чернобыльская черная Мадонна. Поэтому и взывает Чернобыльская Мадонна голосом Ивана Драча к совести, всматривается в душу.

Главный образ поэмы, Чернобыльская Мадонна, концентрирует в себе разновременные уровне прошлого, современного и будущего, выражает сочувствие к человеческим страданиям, защита и помощь, любовь к людям. Это - глубоко символический образ.

Замысел поэта грандиозный, ведь человечество знает немало изображений Божией Матери, некоторые из них имеют чудодейственные свойства. Божья Мать, которую рисует И. Драч, проходит науку перевоплощений. Это и Атомная мадонна, которую запечатлел канадский художник из застережливими словами, обращенными к человечеству: "Это придет безжалостно к женщины с ребенком, к матери с младенцем именно в тот день".

"Тот" день наступил быстро.

Вопросы и задания для учащихся.

1. Когда и в какой появляется в поэме Божья Матерь?

2. Какой предстает перед читателями "наша мать", "крестьянская мадонна"?

3. С какой целью автор обращается к образам Скифских баб?

4. Расскажите о Крещатицкую мадонну. Станет ли она матерью? (Зачитайте строки из произведения.)

5. Которыми запятнали себя преступлениями "христопродавці"?

6. В разделе "Материнская песня из мужской души" поэт обращается к образу Иисуса Христа и проводит параллель между его гибелью, какой он спас человечество, и гибелью сына земной матери. Спасут ли теперь людей те страшные муки на атомных крестах?

7. В "Размышлениях на тему открытого Суда..." поэт вспоминает царя Ирода, что истребил всех младенцев, боясь рождения Иисуса-спасителя. Тысячи лет проклинает его человечество за страшное преступление. Будут наказаны виновники трагедии в наше время? Кто они? Кого судить? (Главный преступник - система, породившая все это, "безымянность", этот коллегиальный ум в миллион условий, что и привело к такого вырождения. Он не был даже назван в суде. Опять облесливі слова, снова ложь, как целлофан от радиации.)

Слово учителя.

Важную роль в произведении играет эпилог. Образ-символ Божьей Матери в нем завершается, приобретает окончательности, достаточно нетрадиционной, но впечатляющей. Чернобыльская мадонна становится олицетворением, воплощенным призывом к ответу за все, недостойное человека, воплощенной неотвратимостью суда совести, последним напоминанием о ответственность за почти уже истреблен мир. На своих руках "седая Чернобыльская мать" несет "больное дитя", и это "больное дитя - наша планета, наша земля, само человечество", - писал И. Дзюба.

Подчеркиваем ученикам, что в поэме ставится вопрос о раздвоении современного человеческого духа: один - высокий, с колоссальным потенциалом интеллекта и доброты, второй - сплошной грех, зло, обман. Именно грех и зло превратили Днепр на каскад зловонных луж, отравили черноземы, воспитали молодежь "христопродавцями" и, наконец, в эгоистической погоне за наградами взорвали "мирный атом", сделали "больным ребенком" Украину и всю планету. Расплачивается же за это молодежь.

V. Итоги урока. Закрепление изученного.

Слово учителя.

"Чернобыльская мадонна" не просто самое совершенное художественное трактовка чернобыльской темы, а произведение философской глубины и высокого нравственного пафоса, проблематика которого простирается Далеко за пределы одних только причин и последствий катастрофы. "Чернобыльская мадонна" - это крик боли от страшной раны, нанесенной природе, человеку, человечеству. "Чернобыльская мадонна" - цс предостережение сыновьям Украины и сыновьям всей Земле: будьте бдительны, будьте человечны, будьте правдивы, иначе планета не выдержит надругательства - и взорвется безумием.

Вопросы к ученикам.

1. Как в поэме рассматривается тема духовного Чернобыля? Существует связь между духовным Чернобылем и 26 апреля 1986 года?

2. Ради чего в "Эпилоге" звучит отрывок из думы "Бедная вдова и три сына", где показаны самые трагические земные беды?

3. Какие проблемы поднимает автор в "Чернобыльской мадонне" - политические, экологические, морально-этические, другие? Ответ обоснуйте.

Заключительное слово учителя.

Драматизм XX века, что приближалось к мировой трагедии, отражено в этом насквозь эмоциональном, болезненном произведении, который показал современности и пророчества Святого письма, и его бессмертные символы, и вечные категории добра и зла в их сегодняшних модификациях.

И. Дзюба пишет: "Произведения И. Драча изданы во многих странах мира в переводах на десятки языков, его слово стало одним из символов полноценности современной украинской культуры, ее способности занять достойное место в культуре человечества."

VI. Домашнее задание.

Подготовить анализ поэмы "Чернобыльская мадонна". Использована литература:

1. Бондаренко Ю. Поэма И. Драча "Чернобыльская Мадонна" в школьном изучении//Дивослово,- 1999.- №5.- С. 34-39.

2. Ильницкий М. И. Драч. Очерк творчества,- К., 1986.

3. Моренец. 1. На расстоянии сердца,- К., 1980.