УРОК 61
Тема. И. Драч.
"Баллада о подсолнечнике". Сочетание реального и фантастического,
"очеловечивание" предметов природы, отражение ее красоты. Символичность
стихотворения, особенности языка. "Этюд о хлебе". Поэтизация обыденного
процесса выпечки хлеба в крестьянской печи. Необычные сравнения,
персонифицированный образ свежего каравая, предоставление ему символическое значение.
Цель: ознакомить учащихся с
поэтическим творчеством художника; раскрыть самобытность, индивидуальную неповторимость
таланта И. Драча, его постоянные творческие поиски; воспитывать старшеклассников в
духе народной морали.
Тип урока:
комбинированный.
Оборудование: портрет И. Драча, сборник произведений, эпиграф.
Ход урока
I.Организационная часть.
II.Проверка усвоенных знаний.
Вопросы и задания для учащихся.
1. Расскажите о жизненный и творческий путь И. Драча.
2. Чем поэт отличался от других "шестидесятников" (Д.
Павлычко, В. Симоненко)?
3. Что вы знаете об общественной деятельности И. Драча?
III.Сообщение темы и цели урока.
IV.Восприятие и осознание нового материала.
Материал для учителя.
Эпиграфом
урока пусть будут слова И. Драча:
И не в дивацтві суть - а
в недоумении,
В умении везде чудо света
светом
Осенить: мощным светом
сердца.
Поэзии
молодого И. Драча вызвали восторг у П. Тычины - автора "Солнечных
кларнетов". "Товарищ поэт! - предсказывал старый мастер своему
наследнику счастливую судьбу. - Примет наш возраст ваши произведения, еще и будет гордиться
ними!" Так и случилось. И сегодня "візитковими" для И. Драча есть
произведения, которые еще в начале 60-х захватывали читателей неординарностью поэтического
мышления, - "Баллада о подсолнечнике" и "Этюд о хлебе".
Вспомним
и запишем определение понятия "баллада" в словарик. Баллада -
вид лиро-эпической поэзии фантастического, историко-героического или
социально-бытового содержания с драматическим сюжетом. Многочисленные баллады И. Драча (а
среди них и "Баллада о подсолнечнике") не всегда укладываются в рамки
этого жанра, тяготея то к притче, то к медитации, то до небольшой поэмы.
Чтение "Баллады о подсолнух " учителем. Комментарий
учителя.
"Баллада
о подсолнух" - произведение необычный и сложный для анализа. Его переведено
многими языками, он стал своеобразной "визитной карточкой поэта." Вот
какие мысли вызвало это произведение у Павла Тычины: "Баллада о подсолнечнике."
Этот стих интересен. Что же мне в нем понравилось? Во-первых: тема одаренности и
таланта подана совершенно по-новому. Тема: только тот творец сможет открыть солнце
поэзии, кто, на это солнце взглянув, навеки им увлечется. Во-вторых: решение
темы вполне свое, а не традиционное... И скакания мальчика на одной ноге, и неожиданная
встреча с солнцем, что на велосипеде ехало. В-третьих: цвет солнца у поэта
оранжевый, то есть оранжевый. Это, как мне кажется, вполне соответствует
характеру творческого восприятия света украинским народом."
Аллегорические
образы подсолнуха и солнца в балладе И. Драча четко указывают, о ком и о чем
речь идет - о поэте и нацию, которые самоздийснюються на основе обыденных реалий.
Они раскрывают скрытые возможности творческой жизни по законам красоты,
духовного взлета. Такое движение пробужденного таланта от "земного" к
"небесного" происходит в произведении И. Драча через образы подсолнечника,
сочетает в себе две сферы: порыв к величию с закоріненням в родной грунт.
Лирический сюжет сводится к кульминационной мысли:
Поэзия, солнце мое
оранжевое!
Ежесекундно какой-то мальчишка
Открывает тебя для себя,
Чтобы стать навеки
подсолнечником.
Сочинение
написано свободным стихом - верлибром, и именно образ подсолнуха является цементирующим его
началом. В глубинных пластах произведения - тоненькая фигура бойкого сельского
подростка, непоседливого, подвижного, с буйной, неординарным воображением. Однажды
окружающий мир засиял перед ним никогда не виданным чудом:
Он прыгал на одной ноге,
Чтобы вылить из уха воду.
И вдруг увидел солнце,
Красивое загорелое солнце,
В золотых переливах
кучеров,
В красной рубашке на
выпуск,
Что ехало на велосипеде,
Минуя облака в небе...
Мальчик-подсолнух
уже никогда не мог отвлечь свою золотую голову от этого видива, от чар,
навеки пленили его, от изведанных чувств:
И застыл он на годы и на
века
В золотом немом
восторге: -
Дайте покататься, дядюшка!
А нет, то возьмите хоть на
раму.
Дядя, разве вам жалко?!
В конце
50-х годов велосипед еще был неизвестной роскошью, к которой так хотелось приобщиться
каждому сельскому подростку. И тогда становится понятным и ближе этот образ
солнца-поэзии, минутного озарения, желание продлить его. ("Дайте
покататься, дядюшка!")
Чтение поэзии "Этюд о хлебе" учителем.
Комментарий учителя.
С
издревле наш народ отличается от других святым отношением к хлебу.
Выпекание хлеба в доме - это творческий процесс. И. Драч, крестьянский сын, знает
все тонкости этой "технологии":
Яйцо разобьет, белком
помажет,
На деревянную лопату - и в
печь,
И тріскотітиме искрами
сажа -
Миниатюрная звездная ночь.
Сам хлеб
персонифицируется, становится живым существом, чувствует, какой он уважаемый, любимый,
нужен:
На хмеле замешан, видме
грудь,
Зарум'янілий, круглый на
вид.
Корочка засмалена жаром
будет,
Вплоть разыграется аппетит.
А сколько
поэтичности в последнем действе:
В подсохшем тесте кленовая
лопата
Вынет из печи, где пікся в
теплые, -
И зачарується беленая хата
С солнца пахучего на столе.
Процесс
выпекания хлеба, возвеличений в этой миниатюре, в то же время предельно конкретный и
обобщенный. Кто, где и когда священнодійствує над тестом - неизвестно, но мы
словно присутствовали при этом, слышим треск искр и чувствуем запах
свежеиспеченного каравая. Первоначально стихотворение называлось просто "Хлеб". Потом
автор добавил жанровое определение - этюд.
Запишем определение жанра в словарь.
Этюд (франц. упражнение,
изучение) - небольшой по объему, преимущественно бессюжетный произведение настроенческого
характера, которому часто присущ момент сознательной незавершенності, невикінченості. Это
- зарисовка с натуры, главная задача которой - схватить несколькими штрихами сам
характер момента жизни.
Следует
заметить, что первоначально этюд был жанром пластических искусств, то есть тех, что
оперируют пространственными образами - линией, цветом, формой, - живописи, графики,
скульптуры. Поэтому естественно, что Драчів "Этюд о хлебе" - это яркий
словесный рисунок, в котором доминирует пластическая, визуальная и дотикова образность.
Мікрообраз "звездной ночи" - "космоса в печи" - предоставляет
изображению особой праздничности и значимости.
Этот
этюд-воспоминание возвеличивает материнскую труд, говорит о домашний очаг, тепло,
согласие, солнечность в родной семье.
V.
Итог урока. Закрепление изученного.
Борис
Олейник писал: "... Оригинальный поэт не тот, кому подражают, а тот, кого
нельзя подражать. То есть у Ивана Драча если и можно что-то присвоить, то
сколько бы ты заимствовано не переодевал, оно все же останется Драчевим".
Обращаемся
к ученикам с заданием, чтобы они подтвердили эту мысль на примере стихов
"Баллада о подсолнечнике" и "Этюд о хлебе."
VI. Домашнее задание.
Подготовить
анализ стихотворений И. Драча, самостоятельно прочитать и проработать "Балладу
распахнутых детских глаз", "Балладу о выстиранные штаны". Прочитать
поэму "Чернобыльская мадонна."