Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 61

 

Тема. И. Драч. "Баллада о подсолнечнике". Сочетание реального и фантастического, "очеловечивание" предметов природы, отражение ее красоты. Символичность стихотворения, особенности языка. "Этюд о хлебе". Поэтизация обыденного процесса выпечки хлеба в крестьянской печи. Необычные сравнения, персонифицированный образ свежего каравая, предоставление ему символическое значение.

Цель: ознакомить учащихся с поэтическим творчеством художника; раскрыть самобытность, индивидуальную неповторимость таланта И. Драча, его постоянные творческие поиски; воспитывать старшеклассников в духе народной морали.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет И. Драча, сборник произведений, эпиграф.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

Вопросы и задания для учащихся.

1. Расскажите о жизненный и творческий путь И. Драча.

2. Чем поэт отличался от других "шестидесятников" (Д. Павлычко, В. Симоненко)?

3. Что вы знаете об общественной деятельности И. Драча?

III.Сообщение темы и цели урока.

IV.Восприятие и осознание нового материала.

Материал для учителя.

Эпиграфом урока пусть будут слова И. Драча:

И не в дивацтві суть - а в недоумении,

В умении везде чудо света светом

Осенить: мощным светом сердца.

Поэзии молодого И. Драча вызвали восторг у П. Тычины - автора "Солнечных кларнетов". "Товарищ поэт! - предсказывал старый мастер своему наследнику счастливую судьбу. - Примет наш возраст ваши произведения, еще и будет гордиться ними!" Так и случилось. И сегодня "візитковими" для И. Драча есть произведения, которые еще в начале 60-х захватывали читателей неординарностью поэтического мышления, - "Баллада о подсолнечнике" и "Этюд о хлебе".

Вспомним и запишем определение понятия "баллада" в словарик. Баллада - вид лиро-эпической поэзии фантастического, историко-героического или социально-бытового содержания с драматическим сюжетом. Многочисленные баллады И. Драча (а среди них и "Баллада о подсолнечнике") не всегда укладываются в рамки этого жанра, тяготея то к притче, то к медитации, то до небольшой поэмы.

Чтение "Баллады о подсолнух " учителем. Комментарий учителя.

"Баллада о подсолнух" - произведение необычный и сложный для анализа. Его переведено многими языками, он стал своеобразной "визитной карточкой поэта." Вот какие мысли вызвало это произведение у Павла Тычины: "Баллада о подсолнечнике." Этот стих интересен. Что же мне в нем понравилось? Во-первых: тема одаренности и таланта подана совершенно по-новому. Тема: только тот творец сможет открыть солнце поэзии, кто, на это солнце взглянув, навеки им увлечется. Во-вторых: решение темы вполне свое, а не традиционное... И скакания мальчика на одной ноге, и неожиданная встреча с солнцем, что на велосипеде ехало. В-третьих: цвет солнца у поэта оранжевый, то есть оранжевый. Это, как мне кажется, вполне соответствует характеру творческого восприятия света украинским народом."

Аллегорические образы подсолнуха и солнца в балладе И. Драча четко указывают, о ком и о чем речь идет - о поэте и нацию, которые самоздийснюються на основе обыденных реалий. Они раскрывают скрытые возможности творческой жизни по законам красоты, духовного взлета. Такое движение пробужденного таланта от "земного" к "небесного" происходит в произведении И. Драча через образы подсолнечника, сочетает в себе две сферы: порыв к величию с закоріненням в родной грунт. Лирический сюжет сводится к кульминационной мысли:

Поэзия, солнце мое оранжевое!

Ежесекундно какой-то мальчишка

Открывает тебя для себя,

Чтобы стать навеки подсолнечником.

Сочинение написано свободным стихом - верлибром, и именно образ подсолнуха является цементирующим его началом. В глубинных пластах произведения - тоненькая фигура бойкого сельского подростка, непоседливого, подвижного, с буйной, неординарным воображением. Однажды окружающий мир засиял перед ним никогда не виданным чудом:

Он прыгал на одной ноге,

Чтобы вылить из уха воду.

И вдруг увидел солнце,

Красивое загорелое солнце,

В золотых переливах кучеров,

В красной рубашке на выпуск,

Что ехало на велосипеде,

Минуя облака в небе...

Мальчик-подсолнух уже никогда не мог отвлечь свою золотую голову от этого видива, от чар, навеки пленили его, от изведанных чувств:

И застыл он на годы и на века

В золотом немом восторге: -

Дайте покататься, дядюшка!

А нет, то возьмите хоть на раму.

Дядя, разве вам жалко?!

В конце 50-х годов велосипед еще был неизвестной роскошью, к которой так хотелось приобщиться каждому сельскому подростку. И тогда становится понятным и ближе этот образ солнца-поэзии, минутного озарения, желание продлить его. ("Дайте покататься, дядюшка!")

Чтение поэзии "Этюд о хлебе" учителем.

Комментарий учителя.

С издревле наш народ отличается от других святым отношением к хлебу. Выпекание хлеба в доме - это творческий процесс. И. Драч, крестьянский сын, знает все тонкости этой "технологии":

Яйцо разобьет, белком помажет,

На деревянную лопату - и в печь,

И тріскотітиме искрами сажа -

Миниатюрная звездная ночь.

Сам хлеб персонифицируется, становится живым существом, чувствует, какой он уважаемый, любимый, нужен:

На хмеле замешан, видме грудь,

Зарум'янілий, круглый на вид.

Корочка засмалена жаром будет,

Вплоть разыграется аппетит.

А сколько поэтичности в последнем действе:

В подсохшем тесте кленовая лопата

Вынет из печи, где пікся в теплые, -

И зачарується беленая хата

С солнца пахучего на столе.

Процесс выпекания хлеба, возвеличений в этой миниатюре, в то же время предельно конкретный и обобщенный. Кто, где и когда священнодійствує над тестом - неизвестно, но мы словно присутствовали при этом, слышим треск искр и чувствуем запах свежеиспеченного каравая. Первоначально стихотворение называлось просто "Хлеб". Потом автор добавил жанровое определение - этюд.

Запишем определение жанра в словарь.

Этюд (франц. упражнение, изучение) - небольшой по объему, преимущественно бессюжетный произведение настроенческого характера, которому часто присущ момент сознательной незавершенності, невикінченості. Это - зарисовка с натуры, главная задача которой - схватить несколькими штрихами сам характер момента жизни.

Следует заметить, что первоначально этюд был жанром пластических искусств, то есть тех, что оперируют пространственными образами - линией, цветом, формой, - живописи, графики, скульптуры. Поэтому естественно, что Драчів "Этюд о хлебе" - это яркий словесный рисунок, в котором доминирует пластическая, визуальная и дотикова образность. Мікрообраз "звездной ночи" - "космоса в печи" - предоставляет изображению особой праздничности и значимости.

Этот этюд-воспоминание возвеличивает материнскую труд, говорит о домашний очаг, тепло, согласие, солнечность в родной семье.

V. Итог урока. Закрепление изученного.

Борис Олейник писал: "... Оригинальный поэт не тот, кому подражают, а тот, кого нельзя подражать. То есть у Ивана Драча если и можно что-то присвоить, то сколько бы ты заимствовано не переодевал, оно все же останется Драчевим".

Обращаемся к ученикам с заданием, чтобы они подтвердили эту мысль на примере стихов "Баллада о подсолнечнике" и "Этюд о хлебе."

VI. Домашнее задание.

Подготовить анализ стихотворений И. Драча, самостоятельно прочитать и проработать "Балладу распахнутых детских глаз", "Балладу о выстиранные штаны". Прочитать поэму "Чернобыльская мадонна."