УРОК 60
Тема. И. Драч. Рассказ о писателе.
Цель: ознакомить
старшеклассников с биографией и творчеством поэта; раскрыть внутреннюю
эволюцию художника, в ходе которой опоетизовуються явления обыденной жизни и становятся
предметом познания явления социально-поэтического, философского, психологического
плана; закрепить изученное о балладу; воспитывать любовь к неповторимой поэзии И.
Драча.
Тип урока:
комбинированный.
Оборудование: портрет
писателя, выставка сборников разных лет издания, эпиграф.
Ход урока
I.Организационная часть.
II.Проверка усвоенных знаний.
1.
Рассказать о преследовании В. Стуса советской властью.
2.
В чем, по вашему мнению, традиционность и новаторство поэзии
художника?
3.
Проанализировать одно из стихотворений В. Стуса по выбору.
III.Сообщение темы, цели урока.
IV.
Восприятие и осознание нового материала.
Материал для учителя.
Эпиграфом
урока пусть будут слова И. Драча:
Зачем я? Куда моя
дорога?
И моя тревога проросла
От глубокой печали Козерога
В гливке болото родного
села?
Такое
риторически-трагическое вопросы ставит перед собой герой одного из самых взрывных,
дерзновенних своей формо-содержательной энергией произведений поэта "Чем в
солнце". Эта поэзия, опубликованная 18 августа 1961 года с предисловием молодого
тогда критика Ивана Дзюбы на страницах "Литературной газеты" (бывшая
название "Литературной Украины"), вызвала целый ряд противоречивых
отзывов и ознаменовало появление в нашей литературе яркого и неповторимого
таланту.
Иван
Федорович Драч родился 17 октября 1936 года в селе Телиженцы Тетиевского
района на Киевщине в семье рабочего совхоза. Первое стихотворение семиклассника Ивана
Драча был напечатан в районной газете "Ленинец" в 1951 году.
Сразу же по окончании средней школы в Тетиеве юноша преподает русский язык
и литературу в семилетке соседнего села Дзвінячого, впоследствии работает
инструктором райкома комсомола.
В
1955-1958 годах служит в армии. В 1958 году поступает на филологический факультет
Киевского государственного университета им. Т. Шевченко, который не закончил. Павел
Загребельный выручит вольнодумного студента работой в "Литературной
Украине". В 1961 году он перешел на заочное отделение. В
университетском холле привлекла внимание яркая самодельная афиша о том, что на
очередном заседании литературной студии студент Иван Драч читать поэму
"Чем в солнце".
Шумиха,
который поднялся вокруг этого события, был первой реакцией властей на необычную
новаторскую поэзию, что поломала ограничения мысли и ее выражения. В 1961 году поэма
была напечатана в "Литературной газете". "Феерическая
трагедия", как определил ее жанр автор, имела огромный резонанс, вокруг
нее бушевали диаметрально противоположные страсти.
В 1964
году И. Драч получает профессию кинодраматурга на Высших сценарных курсах в Москве.
Работает в сценарной мастерской киностудии им. О. Довженко. По его сценариям
поставлены фильмы "Колодец для жаждущих" (1967), "Каменный
крест" (1968), "Иду к тебе" (1971), "Пропала грамота"
(1972), "Дед левого крайнего" (1974), "Вечера на хуторе близ
Диканьки" (1984), "Зона" (1988). После разгрома украинского
кино переходит к редакции журнала "Вітчизна" (70-е pp.). С
середины 80-х избирается членом правления Киевской организации Союза
писателей Украины, с 1987 - председателем Киевской организации СПУ.
В 1989
году стал председателем Народного Руха Украины. С 1990 года. Драч - народный
депутат Верховной Рады, ныне руководит обществом "Украина", возглавляет
Всемирный конгресс украинцев и Конгресс украинской интеллигенции (Куин).
Как поэт
И. Драч дебютировал книгой "Подсолнечник" в 1962 году (в этом же году вошли
в литературу. Симоненко и М. Винграновский). Уже в первых своих произведениях
поэтической формой и содержанием автор "Подсолнуха" выразил несогласие жить и
творить за привычками и предписаниями тоталитаризма. Его ранняя поэзия знаменовала
бунт лучшей части украинской молодежи, которая узнала о чудовищных преступлениях
сталинизма (хотя тогда было обнародовано далеко не все). Эту несогласие Драч как поэт
выразил прежде всего в сфере поэзии, где насаждался единый принцип
социалистического реализма. Творчество была строго регламентирована, как и всякое
другое волеизъявления. Молодой поэт в полный голос заявил:
Художнику - нет скованных
норм.
Он - норма сам, он сам в
своем стиле.
Поэт
уверенно вводил своих сочинений лексику новейших научных открытий,
обогащая мир поэзии неизвестными к тому средствами.
Никакие
предписания социалистического реализма, никакие попытки власти не остановили поє и и на его пути реформаторства. Он возродил украинскую
модерна поэзию, направляя ее в лоно мирового искусства.
Ивана
Драча согласно правил "пролетарской этики"
"воспитывали" и "исправляли", устами первого секретаря ЦК
КПУ Г. Подгорного даже требовали во имя чистоты украинской литературы
прекратить "формалистические выкрутасы со словом", которые "непременно
приводят к искажению и затуманивание идейно-художественного содержания произведений".
Многочисленные совещания, активы, собрания, пленумы, по выражению И. Дзюбы, "перерастали
в сумасшедшую "психическую атаку." Надо было иметь немалое гарт,
смелость и просто обычную выдержку, чтобы выстоять. И. Драч, который на то время
получил литературное признание не только в Украине, но и в России и за рубежом,
продолжал свою литературную работу и не отошел от своих творческих принципов.
В течение
35-летнего творческого беспокойства поэт издал сборники "Протуберанцы солнца"
(1965), "Баллады будней", "Поэзии" (1967), "К
источников" (1972), "Корень и крона" (1974), "Киевское
небо" (1976), "Сабля и платок" (1981), "Тележинцы"
(1985), "Огонь из пепла". Он - автор драматических поэм: "Дума
об учителе" (1977), "Соловей - Сольвейг" (1978), "Заря и
смерть Пабло Неруды" (1980).
Углублением
в родную историю, настоящими исследовательскими открытиями стали киноповести
"Иду к тебе" (о Лесе Украинке), "Киевская фантазия" (о
Николая Лысенко), повесть "Григорий Сковорода", книга
литературоведческих статей "Духовный меч" (1983).
V.
Итоги урока. Закрепление изученного.
М.
Ильницкий писал: "... в Отношении И. Драча можно смело утверждать, что
постоянный поиск, вечная жажда неизведанного, неохваченного, вечное стремление новых
горизонтов является одной из отличительных черт таланта поэта, что характеризует саму природу
дарование".
Его
гриваста голова уже совсем седая. Увеличилось седой печали и в его поэзии. И
чуть прищуренные глаза, обрамленные унылыми лучиками морщин, так же
незмигно сквозь очки современности всматриваются ввысь: ведь "Солнце - это
воплощение человеческих стремлений к правде, к красоте, к смелости, к
справедливости, к нежности. Как возникло Солнце? Солнце возникло в фокусе человеческих
взглядов, обращенных в небо, ведь человек привык смотреть в небо, если она не
животное" ("Нож в солнце", 1961). Поднимаем глаза к небу! Только
тогда в фокусе наших бдительных, удивленно-запитальних взглядов засияет Солнце
добротворчестве.
Положим
на его пресветлый алтарь свое сердце: ведь "солнце сердца всегда стоит"
("Солнечный этюд").
В этом
уверяет нас Иван Драч - протуберанець сердца, повстанец солнца, semper tiro
поэзии.
Вопросы и задания для закрепления.
1. Назовите известные вам сборки И. Драча.
2. Раскройте причины яркого поэтического дебюта И. Драча.
3. Чем творчество поэта отличается от творчества других
"шестидесятников" (Д. Павлычко, В. Симоненко)?
VI. Домашнее задание.
Подготовить
рассказ о жизненном и творческом пути писателя, прочитать стихотворения "Баллада о
подсолнечник", "Этюд о хлебе".