УРОК 6
Тема. Остап Вишня. Обзор жизни и творчества писателя.
Цель: ознакомить старшеклассников с нелегким жизненным путем писателя;
сформировать понимание значения творчества Остапа Вишни в развитии украинской
сатиры; привить любовь к творчеству юмориста.
Тип урока:
комбинированный.
Оборудование: портрет писателя, выставка произведений Остапа Вишни, письма,
дневниковые записи.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Проверка усвоенных знаний.
Вопросы и задания для учащихся.
1.
На основе составленного плана раскройте образ главного
персонажа новеллы "Я (Романтика)".
2.
Способны соблюдать Тагабат, Андрюша и дегенерат
моральных законов?
3.
В чем заключается нравственный выбор человека в тоталитарном
обществе?
III. Сообщение темы и цели
урока.
Эпиграфом
урока пусть станут слова Остапа Вишни: "Всем своим существом хотелось быть
полезным народу. Не скитаться, не лакействувать перед народом, а служит
ему, народу чудесному нашему народу, любоваться с него и радоваться с
того, что я имею честь великую, чудесную, несравненную и неповторимую честь принадлежать
к своему народу. Никогда я не предал интересов своего народа! Никогда!"
Кстати
будут и слова М. Рыльского про Остапа Вишню: "Он светил, как солнце, к
нему люди тянулись, как к солнцу. Он умел и греметь, как гром, и того голоса
боялись все пресмыкающиеся и негодяи".
IV. Восприятие и осознание
нового материала.
Материал для учителя.
Творчество
Остапа Вишни - это неповторимые и
самобытные страницы в истории украинской литературы. Читая его произведения,
народ и улыбался, и смеялся, и полнился радостью и гордостью, и грустил, и
печалився,
и возмущался. Многих струн народной души
касалось вишневское человечное, мудрое, острое и нежное слово.
Остап
Вишня говорил: "Почему я из "смешного" именно стороны подхожу к
жизненных явлений? Потому стараюсь быть сатириком, а сатирики, как говорил М. Салтыков,
"призывают на помощь оружие смеха"... Мое оружие - смех!"
Родился
Остап Вишня (Павел Михайлович Губенко) 13 ноября 1889 года в местечке Грунь
(хутор Чечва) Зиньковского уезда на Полтавщине (ныне Ахтырский район
Сумской области) в крестьянской семье. Семья Михаила Кондратьевича Губенко была
большая. Как писал Остап Вишня в "Моей автобиографии", "родители
были ничего себе люди. Подходящие. За двадцать четыре года совместной их
жизни послал им Бог всего только семнадцать детей, потому что они умели молиться
милосердному". Выжило тринадцать, среди них - два будущих сміхотворці -
профессиональные юмористы: на одну, пусть и большую семью. Те, кто близко знал
их семейство, утверждали, что родители писателя были желающие к шутке и хорошо
чувствовали комическое. Мать, Прасковья Александровна, имела веселый нрав, знала множество
народных поговорок и пословиц, которыми густо пересипала свой язык. А о родителях
характер нельзя лучше свидетельствует эпизод с подписанием "тестаменту".
Об этом рассказывал сам Павел Михайлович - отец умер у него на руках. Когда
Михаилу Кіндратовичу подали для прочтения и подписи текст, он собрал
последние силы и начал внимательно читать вслух: "Я, Михаил Кондратьевич
Губенко, при полном уме и здравом уме, завещаю жене и потомкам
движимое и недвижимое, при этом ...". Дочитав до этих слов, отец подписал
завещание, зрезюмувавши: "При этом руку приложил и ноги протянул Михаил
Кондратович Губенко". Это были его последние слова.
Семья
Губенків жила дружно. Старшие помогали меньшим в прохождении всех
"классов" крестьянской жизни. Все они с юмором преодолевали лишения
и проблемы, которых немало выпадало на долю простых, малограмотных
крестьян-земледельцев. После окончания местной начальной школы отец отдал
Павла к двухклассной школы в местечко Зиньков, где ему довелось учиться вместе с
М. зеровым. Зиньковскую школу Павел окончил в 1903 году, получив свидетельство,
что давало право занять должность почтово-телеграфного чиновника. Он мечтал об учебе
в Глуховской учительской семинарии, и для осуществления этого желания нужны
были средства. Мать снарядила четырнадцатилетнего Павла и отвезла в Киев в
военно-фельдшерскую школу, где уже год учился старший брат - Василий (в
будущем - известный украинский юморист и сатирик Василий Чечвянский).
Учились они на казенный счет как сыновья отставного солдата. Окончив в 1907
году военно-фельдшерскую школу, П. Губенко
работал фельдшером в армии, а затем в хирургическом отделении больницы Юго-Западной
железной дороги в Киеве. Павел Губенко проявлял большой интерес к жизни, активно
занимался самообразованием и сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости по
гимназический курс. В 1917 году поступил на историко-филологический факультет
Киевского университета. В своей автобиографии, написанной в 1927 году, Остап
Вишня воссоздал собственную активность в деле "построения" Украины,
веря обещаниям и лозунгам идеологов Февральской и Октябрьской революций. Минет от
времени написания этой автобиографии около шести лет, и в "компетентных
органах" вспомнят его активность, и то в такой неожиданной
интерпретации, что у него надолго отпадет желание до острого юмора и
невинной иронии. Под влиянием бурных событий и различных жизненных обстоятельств
закончить университет не удалось.
В
ноябре 1919 года на страницах каменец-подольских газет "Народная
воля" и "Трудовая община" были напечатаны произведения Губенко (в течение
двух осенних месяцев, как зафиксировали библиографы, появилась двадцать одна
публикация молодого юмориста).
В 1921 году
писатель стал работником республиканской газеты "Вести ВУЦВК". С
этого времени начинается период его активного творчества и систематических
выступлений в советской прессе (псевдоним Остап Вишня впервые появился 22 июля
1921 г. в "Крестьянской правде" под фельетоном "Чудака,
ей-богу!"). Его слово пользовалось необычайной популярностью. В 1923
году он печатает около трехсот произведений на самые разнообразные темы:
морально-бытовые, экономические, воспитательные, литературно-художественные,
внешнеполитические. Писатель работал вдохновенно, с необычным рвением и
высокой самоотдачей. Чего-то подобного не знала на то время и не знает до сих пор
история украинской гумористики. Одна за другой выходят сборники улыбок
писателя (учащиеся записывают их названия) - "Дети небес" (1923),
"Кому веселое, а кому и грустное", "Реп'яшки", "Вишневые
улыбки сельские" (1924), "Вишневые улыбки крымские" (1925),
"Вишневые усмешки кооперативные" (1927), "Вишневые улыбки
зарубежные" (1930). В целом в течение десяти лет на украинском языке
появилось около ста книг вишневской сатиры и юмора. Тогдашняя критика в
целом высоко оценивала творчество Остапа Вишни, отдавая должное его оригинальном
таланту, неповторимой манере письма, злободневности и оперативности выступлений.
Но нельзя не вспомнить и обидные, несправедливые критические выступления, в которых
проявлялось непонимание и неприятие творчества Остапа Вишни, а то и делались
попытки перечеркнуть ее, вывести за пределы литературы. В 1930 году в прессе
появилась статья под заведомо оскорбительным заголовком "Что такое Остап
Вишня". В ней резко негативно оценивалось творчество юмориста. Автора
"Улыбок" шельмовали за то, что его творчество якобы не соответствует
современному идеологическому направлению.
Остап
Вишня с большой надеждой отнесся к культурного возрождения 20-х годов, к
украинизации. В 1926 году он издал сборник "Українізуємось".
Чувствуется его обеспокоенность проблемами развития украинского языка: он
размышляет о сохранении ее чистоты, о расширении сфер ее употребления, о
пути достижения грамотности. Кстати, эти проблемы, актуальные в 20-х годах,
перекликаются и с проблемами современности, когда, несмотря на провозглашение
украинского языка государственным, время от времени возникают споры о путях ее
развития и даже сам ее статус.
С печальной
иронической усмешкой говорит Остап Вишня и о менталитете украинца, о его
отрицательные национальные черты. Именно об этом говорится в юмореске
"Чухраїнці". Характеризуя чухраїнський народ, юморист перечисляет и
мотивирует самые существенные его черты: "если бы знать",
"забыл", "спізнивсь", "авось",
"я так и знал". Автор раскрывает эти черты на многочисленных примерах.
Горькой иронией проникнуты размышления Остапа Вишни о родной народ, его историческое
судьбу. Но ирония его - от большой любви к народу, к человеку. Об этом Остап
Вишня записал в своем дневнике: "Надо любить человека. Больше, чем самого
себя. Только тогда ты имеешь право смеяться. И тогда человек вместе с тобой будет
смеяться ... из себя, из своих каких-то недостатков, недостатков...".
Он любил
людей, чувствовал человеческую душу, как биение собственного пульса, - за что и поплатился.
В конце 1933 года писателя были репрессированы (а вместе с ним почти всех
представителей сатирико-юмористического жанра, то есть тех, кто высмеивал,
критиковал).
До конца
1943 года, почти десять лет, он был оторван от активной общественной и
творческой жизни, отбывая искупления не известной "вины" перед
советским народом далеко от Украины - в Коми АССР, в Ухте, в других лагерях. В
декабре 1943 года закончилось пребывание Остапа Вишни в далеком крае. Он возвращается
до Киева, печатает в газете "Советская Украина" (26 февраля 1944 г.)
улыбку "Зенитка", что ознаменовало начало второго периода его
литературной деятельности. Вскоре одна за другой выходят новые книги
писателя (учащиеся записывают в тетради) - "Самостоятельная дыра" (1945),
"Зенитка" ( 1947), "Весна-красна" (1949), "Вишневые улыбки"
(1950), "Мудрость колхозная" (1952), "Большие растите"
(1955). В 1956 году выходят произведения Остапа Вишни вдвоем томах.
Тридцать
пять лет подарила судьба Остапа Вишни на творческую деятельность; из них треть
ему выпало прожить в ссылке. Другой человек навсегда потеряла бы способность
смеяться, однако он снова пришел к родному народу, который возродил писателя
к новой жизни. Отвечая на злобные выпады, он как-то записал в
дневнике: "Мою работу рецензировал народ!" Его действительно читали
миллионы, его живой голос слышали сотни тысяч. Он хорошо знал, что народ его
уважает, народ его любит. И писатель до последних дней не порывал с ним
непосредственной связи. Умер П.М. Губенко 28 сентября 1956 года в Киеве.
V.
Домашнее задание.
Проработать
биографию Остапа Вишни. Прочитать произведения "Моя автобиография",
"Охотничьи улыбки".
Индивидуальное
задачи.
1.
Используя дополнительные источники, подготовить рассказ о
жизни Остапа Вишни в ссылке.
2.
Перечитать письма Остапа Вишни из ссылки к жене. Какое впечатление
сложилось у вас о Остапа Вишню как мужа, отца?