Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 50

 

Тема. Лина Костенко. Рассказ о поэтессе.

Цель: ознакомить одиннадцатиклассников с жизненным путем поэтессы, прокомментировать гонения и запрета на изучение ее творчества; на примере жизни и творчества Лины Костенко воспитывать у учащихся национальное достоинство и сознание.

Тип урока: лекция.

Оборудование: портрет Лины Костенко, иллюстративный материал, эпиграф.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

Вопросы к ученикам.

- Что вы знаете о поэтах-шестидесятниках?

III.Сообщение темы и цели урока.

IV.Восприятие и осознание нового материала.

Эпиграфом урока пусть станут слова Лины Костенко:

Я выбрала Судьбу себе сама.

И что со мной не произойдет -

У меня никаких претензий нет

к Судьбе моей избранницы.

Украинский поэзию сегодня трудно представить без Лины Костенко. В ее удивительном по красоте и силой поэтическом голосе гармонично сочетаются трогательная нежность женщины и твердость духа настоящего борца, философская углубленность в проблемы бытия и страстная эмоциональность трибуна. Поэтесса живет и творит в Киеве. Она пришла в мир украинской поэзии в дерзновенный и обнадеживающий время, когда молодое поколение шестидесятников мощно заявило о рассвет нового дня в искусстве и обществе.

Родилась Лина Костенко, 19 марта 1930 года в городке Ржищев, расположенном по 80 километров вниз по Днепру от Киева. Всего шесть лет прожила в нем будущая поэтесса, и оно навсегда осталось в ее памяти. Своеобразный дух прадавнини витал над этими высокими берегами Днепра. Отец много рассказывал Лени о народные восстания под предводительством Павлюка, Гуни, Остряницы, которые видело городок.

Когда Лени Костенко было 6 лет, семья переехала в Киев. Над берегами вечной реки испытала ее семья первых испытаний. Отца назвали "врагом народа" и стал он узником Гулага. Таких людей коммунистическая власть не любила, потому что он много знал, владел 12 языками, был настоящим украинским интеллигентом.

Когда Лени прошло 1 и лет, началась война. ей пришлось познать горькую участь беженцев. Писать стихи начала с 14, а печататься - в 16 лет.

После окончания школы в 1951 году стала студенткой Киевского педагогического института. Обучение не приносит удовольствия юной Лени. Душная атмосфера послевоенной жизни в столице Украины конца 40-х годов оказалась невыносимой, поэтому девушка прибегает к довольно решительному шагу: оставляет его и, выдержав в 1951 году очень требовательный творческий конкурс, становится студенткой первого курса Московского литературного института - единственного на то время в мире высшего учебного заведения, в котором получали образование будущие мастера художественного слова. В институте витал дух свободомыслия, который имел большое значение для творческого вызревания молодой поэтессы. Во время учебы в институте Лина Костенко достойно представляла украинскую поэзию. Когда на литературных вечерах, семинарах или просто дружеских вечеринках в студенческом общежитии начинала читать свои произведения, все замолкали, потому что вдруг попадали в плен ее поэтического слова. И преподаватели, и студенты были убеждены: Лина Костенко - будущая знаменитость.

Закончив с отличием институт и вернувшись в Киев, молодая поэтесса сразу почувствовала, насколько тормозятся процессы десталинизации в Украине. И все же сдвиги происходили. Сначала в литературе и искусстве, затем - в других сферах жизни. Лина Костенко выдает два поэтических сборника - "Лучи земли" (1957) и "Паруса" (1958). Все, кто следил за литературным процессом, почувствовали, что в поэзию пришла незаурядная творческая личность.

В 1961 году вышла третья книга Лины Костенко - "Путешествия сердца". Она вызвала одобрительные отзывы, в том числе и Василия Симоненко, который в это время работал журналистом в Черкассах.

Идея украинского возрождения приобретала все большее распространение. Это очень беспокоило партийное руководство, которое только ждало команды из Москвы, чтобы приструнчити поколения художников-шестидесятников. С 1963 года начался процесс придавливания, запрета всего, что дышало свободой и национальным подъемом. Именно в это время Лина Костенко готовит к печати четвертый сборник "Звездный интеграл", но выход ее сначала задержали, а потом запретили.

Начался длинный 16-летний период "молчания" Лины Костенко. Ее не печатали. Поэтесса делала все возможное, чтобы прорваться к читателю. В начале 70-х годов вела упорную борьбу за издание сборника "Княжа гора". В 1972 году уже готовый типографский набор книги было рассыпано. Лине Костенко предлагали изменить некоторые строки, отказаться от некоторых стихотворений, вошедших в сборник, чтобы книга увидела свет и стала выдающимся достоянием родной литературы. Г. Клочек, исследователь творчества Лины Костенко, пишет, что гениальная творчество поэтессы Системе на то время была не нужна. Она (Система) ненавидела и панически боялась ее, чувствуя в ее свободном, независимом слове серьезную для себя опасность. Свое преследование прогрессивных художников чиновники оправдывали демагогическими заявлениями о собственную преданность "коммунистическим идеалам и своему народу", на что получили от Лины Костенко убийственную ответ:

Номенклатурные дураки, бюрократы,

плоские мурмило в квадратуре рам!

Ваш интеллект не учтут наказывать,

а как максимум просто на сто грамм.

Поэту трудно. Он ищет истин.

Мы - джинны в закоркованих бутылках.

А вы, кто вы, какие же вы коммунисты?

Вы же коммунизм вдавили в пеленках!

Вы его уже случились, как хробаччя.

Поэзия для ваших топок - торф.

Вот, чтобы ваши методы увидел, -

от зависти бы лопнул Бенкендорф.

Нелегко нам. Кровавые капли боярышника

сквозь наши стихи выступят некогда...

Не говорите от имени народа, -

розперетричі вы ему впеклись!

"Княжа гора" так и не увидела света... Поэтесса не пошла ни на какие компромиссы с владниками, с издателями, которые угождали им.

Я немного зверь, я не люблю неволе, Я вырвусь, хоть лапу отгрызу,- писала Лина Костенко.

Только в 1977 г. сборник "Над берегами вечной реки" пробила искусственную інквізиторську стену. Через два года Лина Костенко опубликовала роман в стихах "Маруся Чурай", который стал знаменательным событием украинского писательства.

Творчество Лины Костенко этого периода - это афористически точное выражение, редкая стилистическая прозрачность и лирическая одухотворенность, абсолютное отсутствие стихов "на тему", ура-стихов, без которых трудно было представить хотя бы одну сборку.

Дебютировав чуть раньше "шестидесятников", она стала их "предтечей", одной из тех, кто возвращал поэтическому слову эстетическую полноценность, кто решительно ломал привычные художественные критерии.

Выход книги "Над берегами вечной реки" стал настоящей литературной сенсацией. И не только потому, что ею Лина Костенко возвращалась в поэзию: читатель стужився за книгами, в которых проступает совершенно независимое художественное мышление без авторових оглядань на цензоров и редакторов. "Вечная река" вмещает в себе жизнь отдельного человека, обогащенной исторической памятью, "вечная река" - это масштабное русло, в котором слилось и неразрывно соединилось личное и общечеловеческое.

Шло время. Сбылись слова Судьбы о том, что поэзия - ее родная сестра, а правда человеческая - мать. В 1987 году выходит сборник "Сад нетающих скульптур", высоко оценена критикой. В этом же году за роман в стихах "Маруся Чурай" и сборник "Неповторимость" Лине Костенко было присуждена Государственная премия им. Т. Г. Шевченко.

В 1989 г. появилось "Избранное", где помещены произведения с тех давних, когда "рассыпанных" инквизиторами сборников 1963, 1976 гг., а также новые произведения Лины Костенко, которые красноречиво известили о расцвете неувядаемой саду ее поэзии.

Все больше знатоков ее творчества приходит к мысли, что она принадлежит к избранному круг лучших поэтов современности. В 1980 году в США состоялся Всемирный конгресс "Лина Костенко - поэт и мыслитель."

Когда в Украине отмечался юбилей писательницы, А. Димаров в приветственном слове сказал: "Прошли годы и годы. Топтуны и ревуны, которые сгоняли Вас с трибуны, где они все подевались? Одни лежат нетленно в земле... Другие же уже успели перестроиться, и теперь мы видим только их дубовые затылке, потому что они и сегодня впереди, в первых, как говорится, рядах.

Ваша же заря сияла как, так и сияет, гордо и чисто, на поэтическом небосклоне Украины, которой вы офіруєте свое сердце и душу, свой большой талант."

Когда в в 1994 году вышли "Инкрустации", переведенные на итальянском языке, то Лине Костенко присудили премию Франческо Петрарки.

Ежегодно 1 сентября в Киево-Могилянской академии выступают перед преподавателями и студентами люди с мировой славой. В 1999 году здесь выступила Лина Костенко с лекцией "Гуманитарная аура, или Дефект главного зеркала".

Предлагаем учащимся послушать отрывки из лекции.

"Когда мы слышим: Испания, испанцы, - какие это у нас вызывает ассоциации? Конечно же, Лопе де Вега, Кальдерон, Сервантес, Гойя. Или немцы. Нация философов и композиторов, разве не так? Кто дал миру Бетховена, Гете, Шиллера, Гегеля, Канта, Ницше? И хоть Бухенвальд недалеко от дуба Гете, и тот дуб спилен, и солдаты вермахта открывали на том пне жестянки, - все равно не Гитлер определяет образ нации с его Гебельсом, что хватался за пистолет при слове культура, и не Эльза Кох, а доктор Фауст и Лореляй над Рейном. Над Скандинавским полуостровом, как северное сияние, стоит завораживающая аура музыки Ґріга, Сибеліуса, удивительных сказок Андерсена. Италия - это нация Данте и Петрарки, Рафаэля и Микеланджело.

А почему бы в таких же диоптриях не посмотреть на Украину? Если где-то в мире слышат - Украина, украинцы, какие это ассоциации вызывает там? Разве это не правомерно вопрос? Мы уже государство. Так не пора ли задуматься, кто мы в глазах мира и которую имеем ауру, а если нет, то почему? Телескопом... в каждом обществе должен быть весь комплекс гуманитарных наук, с литературой, образованием, искусством, - и в сложном спектре этих зеркал и отражений общество может иметь объективную картину самого себя, сфокусированную в главном зеркале. В нас же этот телескоп давно устарел, никогда не модернизируется, его обслуга время не очень-то и грамотная, а порой и недобросовестная. Имеем не эффект, а дефект главного зеркала, местами оно разбито, осколки разбросаны везде по миру. И и вообще этот телескоп установлен нам не нами. Запрограммирован на систему анахроничных представлений, он умышленно искажает лицо нации.

Следовательно и живем в постоянном ощущении неблагополучия, психологического дискомфорта, искаженной истины.

Мы были в составе империи, она делала свой имидж на экспорт, корректировала систему идеологических зеркал, создавала иллюзию своей, а значит и нашего присутствия в мире. Когда же с грохотом упала железный занавес, оказалось, что по ту сторону завесы нас нет. Украину мало кто знает, ее все еще путают с Россией...

Что должна была сразу сделать Украина? Прежде всего - объективно оценить ситуацию. Поставить свою оптику, свою систему зеркал. Разработать свою гуманитарную политику, ее стратегию и приоритеты.

Зафиксировать себя в сознании человечества парадоксом молодого государства с тысячелетней культурой, что была заблокирована в силу исторических причин. Быть открытием для мира, а не морально ущербленим народом в абераціях чужих отражений.

Каждой нации есть за что посыпать себе голову пеплом. Только не надо этим пеплом засыпать глаза последующих поколений. Никто из нас, ныне живущих, не может нести ответственности за давние неспокутувані грехи. Но каждый из нас обязан их не повторить и не приумножать.

Украинцы - это нация, что ее веками вытесняли из жизни путем физического уничтожения, духовной экспроприации, генетических мутаций, целенаправленного перемешивание народов на ее территории, в результате чего произошла амнезия исторической памяти и качественные потери самого национального геноцида. Она ждет своих философов, историков, социологов, генетиков, писателей, художников.

Только не надо ждать, чтобы кто-то сделал вам ваше собственное индивидуальное зеркало и устроил его в систему общественных зеркал. Каждый должен сделать это сам.

Демократия тем и хороша, что при демократии не государство разрушает человека, а человек строит государство. И саму себя, и свое достойную жизнь, и гуманитарную ауру своей нации.

Вопросы к ученикам.

- О чем вы узнали из лекции Лины Костенко?

- Какие мысли вам больше всего понравились?

V.Итоги урока. Слово учителя.

Непокорность Лины Костенко перед тоталитарной системой - это ее человеческий подвиг, который еще требует соответствующего осмысления. Оставшись непокоренной, она не сохранила только собственную честь и достоинство, но и честь и достоинство родной литературы.

VI.Домашнє задачи.

Подготовить рассказ о жизненном и творческом пути поэтессы. Прочитать поэзии "Пастораль XX век", "Здесь обелисков целая рота", "Светлый сонет", "Уже началось, пожалуй, будущее", "Расскажу тебе мнение тайную...", "Жизнь идет и все без корректур".