Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 51

 

Тема: Лирика Лины Костенко.

Цель: ознакомить старшеклассников с творчеством поэтессы, проанализировать стихотворения, рекомендованные Программой, раскрыть удивительный мир поэзии, высокое художественное совершенство, яркую образность, афористичность поэтических строк; воспитывать учащихся в духе уважения и любви к высокому поэтическому искусства, поощрять их к чтению стихов поэтессы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: сборники Лины Костенко, эпиграф, иллюстративный материал.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

Вопросы и задания для учащихся.

1. Расскажите о жизненный и творческий путь Лины Костенко.

2. С чем связано 16-летнее "молчание" Лины Костенко 1961 - 1977pp.

3. Прочитайте выразительно стихотворение "Жизнь идет и все без корректур."

4. Как вы понимаете последние строки стихотворения?

Человеку бойся душу ошукать,

потому что в этом ошибешься - то уже навеки.

5. Назовите главный образ стихотворения "Жизнь идет и все без корректур".

6. Что волнует поэтессу? Найдите соответствующие строки в поэзии.

Учитель обобщает ответы учащихся.

"Жизнь идет и все без корректур", то есть без поправок, и то, что ты совершил, исправить очень трудно, а иногда и невозможно. Ведущий образ в этой поэзии - время. Он "летит, не умеряет галопа", он "единственный, кто не устает", время - вечный. Поэзия принадлежит к жанру медитации. (Ученики записывают определение в словарик литературных терминов.)

Медитация - лирический жанр раздумья, самоуглубления. Поэтессу волнует будущее человечества: ,

Чтобы эти леса не вымерли, как тур, чтобы эти слова не вичахли, как руды.

Главной художественной особенностью поэзии есть необычно короткие, внезапные, будто стреляющие сравнение: "пройдем, как тени", "прозрение, как лекарство". Последние строки стихотворения - афористические.

III.Сообщение темы и цели урока.

IV.Восприятие и осознание нового материала.

Эпиграфом урока пусть станут слова Лины Костенко:

Поэзия - это всегда неповторимость,

Какой бессмертный прикосновение к душе.

Непостижимая сила поэтического слова. Нежное и вызывающее, страстная и розчулене, оно осторожно касается самых самых засекреченных струн наших сердец, рождая мелодии радости, грусти, любви, надежды. Анализировать стихотворения по следующему плану:

1. Чтение стихов учителем.

2. Беседа с учениками.

3. Комментарий учителя.

"Пастораль XX столетия".

Чтение стихотворения учителем.

Вопросы для беседы.

1. Соответствует ли название стихотворения его содержательные?

2. Что поразило вас в этой поэзии?

3. Над чем заставляет задуматься "Пастораль XX века"?

4. Какие художественные средства помогают достичь экспрессивность в изображении эхо войны.

Комментарий учителя.

Пастораль - небольшое художественное произведение с идиллическим изображением сцен деревенской жизни на лоне природы, где условные пастухи и пастушки пели, играли, любили.

В "Пасторали..." Лины Костенко тоже есть сельские пастушки. Но нет беззаботно-счастливой жизни. Потому что это - пастораль XX века, далекого от идиллии. Юные пастушки Павел, Саша, Степан, играя, разбили возле костра фанату - смертоносный остаток войны, пролежавший долгие годы:

Их рвануло наотмашь. И брызнуло кровью в костер.

И несли их деды, которым не хотелось жить.

Название поэзии горько саркастическая. Пронзительная драматургия стиха усилена контрастом. Вместо идиллии, обещанной названием стиха - смерть детей. Есть в этом резком противопоставлении своя печальная ирония: какие уж там пасторали в этом кровавом XX столетии... Страшный парадокс слепого эхо войны: гибнут дети, а старшим людям стыдно, что они живут. В новелістичній концовке стихотворения неожиданно встречаются смерть и жизнь. Мать одного из погибших пастушков, потрясена потрясением, "разродилась и стала шестой - мать". Это новое рождение возникает в финале стихотворения как бунт самой природы против уничтожения, надругательства и безумия. Экспрессивность художественного изображения достигается короткими рублеными предложениями, которые подчеркивают бездонность и несвоевременность человеческого горя.

Хорошие дети были. Казацкого хорошего кроя.

Когда сносили их, даже солнце упало ниц.

Написан п'ятистопним анапестом, стих звучит с эпическим размахом, каждое слово в нем взвешенное и несет значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

"Пастораль..." - это проклятие войне. Это - призыв строить мир, в котором человеческая жизнь должно стать высшей ценностью.

"Здесь обелисков целая рота."

Чтение стихотворения учителем.

Вопросы для учащихся.

1. Почему лирический герой поэзии приходит на солдатский кладбище?

2. Какие поэтические средства использует автор для описания солдатского мемориала?

3. Сформулируйте главную мысль стихотворения.

Комментарий учителя.

Памятники, обелиски, солдатские могилы являются знаками памяти тем, кто, "не прожив и полжизни", отдал его за победу в страшной войне.

Помня и уважая прошлое, лирический герой поэзии Лины Костенко обращается и к философских размышлений об истинных ценностях жизни.

"Уже началось, наверное, будущее".

Чтение стихотворения учителем.

Вопросы для учащихся.

1. Которые настоящие и вечные человеческие ценности проповедует в этой поэзии Лина Костенко?

2. Зачитайте строки, что является афористичными.

3. До каких философских размышлений побуждает этот стих?

Комментарий учителя.

Поэзия раскрывает сложный философский смысл, который касается проблем исторической памяти и человеческой духовности. Будущее начинается в любой момент. Наша жизнь - это мгновенье между прошлым и будущим. Поэтесса формулирует систему духовных ценностей, которые стоит брать с собой в будущее из непрерывного потока дней, проходят.

И не обесценивайте ценное,

не потеряйтесь в толпе.

Не проміняйте неповторимое

на сто эрзацев в себе!

Среди ценностей, которые поэтесса рекомендует взять с собой в будущее, выделяется "улыбка Джоконды" (признак женственности, доверия и доброты) и взгляд "рафаелівської Мадонны" (любовь к сыну, которого она держит на руках, тревога за его будущее и готовность все понять и все простить). Для поэтессы важными жизненными ценностями являются естественность чувств и близость к природы вообще:

Любите травинку, и животное,

и солнце завтрашнего дня,

вечернюю в золе уголек.

Благородную иноходь коня.

Не все способны понять красоту жизни. Этот стих для особых сердец: философская глубину поэзии мастерски сочетает символы вечного и запросы современного интеллекта, что является наследником человеческих цивилизаций. Много строк произведения - афористические. Такой последняя строфа:

В эпоху спорта и синтетики

людей большое обилие.

Пусть хрупкие пальцы этики

тронут вам сердце и уста.

Любовь для Лины Костенко - чувство светлое. Недаром поэзия, в которой речь идет о влюбленности семнадцатилетней девочки, названная "Светлым сонетом."

"Светлый сонет".

Чтение стихотворения учителем.

Вопросы для беседы.

1. Почему стихотворение называется именно так?

2. Вспомните, что такое сонет? Докажите, что это произведение является сонетом.

3. Поэтесса использовала в стихотворении обрамление. Как вы думаете, с какой целью?

4. Как относится автор к семнадцатилетней героини поэзии?

5. Или упрекает поэтесса "парнишке", что не ответил взаимностью?

6. Раскройте главную мысль стихотворения.

7. Может ли безответная любовь принести человеку счастье?

Комментарий учителя.

Героини поэзии все же повезло, потому что к ней пришло светлое чувство - первая любовь. Даром, что оно безответное. Поэтесса называет девушку "цветущей вишенкой". Романтическая девочка еще не понимает, что ее девичьи чувства, которые проснулись в ней, пусть и без взаимности, - это и есть великое счастье человеческой весны, которая промелькнет вишневым цветом и растает неуловимо;

Это еще не слезы - это цветущая вишенка,

что на рассвете стряхивает росу.

Настоящее любовь придет к героине, когда наступит день ее жизни: с ним придут настоящие тревоги и печали, большие радости и испытания, горькие слезы.

Стих написан с легкой унылой улыбкой.

Поэзия "Расскажу тебе мысль тайную ..." - шедевр интимной лирики.

Чтение стихотворения учителем.

Вопросы для беседы.

1. Какое впечатление осталось у вас от прослушанной поэзии?

2. Раскройте роль поэтического рефрена "на сегодня, на завтра, навек?"

3. Какие чувства вызывает пережитое лирическими героями?

4. Сопоставьте поэзии "Светлый сонет" и "Расскажу тебе мысль тайную": что в них общее, а что - отличное?

Комментарий учителя.

Это - стихотворение-заклинание перед окончательной разлукой, но не перед драмой любви. Пережитое вызывает чувства благодарности и доброты. Встреча двух людей не сотрется в их памяти никогда.

Незабываемость, глубокая любовь к человеку, которые коснулись души лирической героини, присущие строкам этого стихотворения.

Поэзии Лины Костенко о любви ценные и как художественно совершенное чудо словесного искусства, и как произведения, способны облагораживать человеческие чувства.

V.Итог урока. Закрепление изученного.

Слово учителя.

Украинский поэзию сегодня трудно представить без Лины Костенко. В ее удивительном по красоте и силой поэтическом голосе гармонично сочетаются трогательная нежность женщины и твердость духа настоящего борца, философская углубленность в проблемы бытия и страстная эмоциональность трибуна. Вопросы и задания для учащихся.

1. Какие общечеловеческие ценности предстают перед нами из стихов Лины Костенко?

2. Чем поразили вас стихи поэтессы?

VI.Домашнее задание.

Подготовить устный анализ стихотворений Лины Костенко, прочитать роман в стихах "Маруся Чурай".