Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 49

 

Тема. Ю. Мушкетик "Суд". Трагическое положение нашего народа в условиях волюнтаристского, командно-бюрократического управления государством.

Цель: ознакомить старшеклассников с трагическими страницами истории, змальованими в рассказе "Суд"; воспитывать порядочность, честность, побуждать творить своими поступками лишь добро. Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Ю. Мушкетика, рассказ "Суд", эпиграф.

Ход урока

І.Організаційна часть.

ІІ.Перевірка усвоенных знаний.

1. Рассказать о жизненный и творческий путь Ю. Мушкетика.

2. Ю. Мушкетик - председатель СПУ. Что вы знаете о деятельности этой писательской организации?

ІІІ.Повідомлення темы и цели урока.

Эпиграфом урока пусть будут слова Ю. Мушкетика:

"Все на мире в кругу человеческих идей и мыслей, все на свете можем мы познать через человека, и только через нее, - через опыт свой и других".

IV.Восприятие и осознание нового материала.

Слово учителя.

Больше полвека прошло после событий, описанных в рассказе Ю. Мушкетика "Суд", однако интерес к ним не исчезает. Трагические страницы истории нашего государства ставят перед литераторами новые вопросы. Строго оценивая пройденный путь, не принимая лжи, описывая события, вызывающие боль, тревогу, возмущение, протест, Ю. Мушкетик предложил читателям честное и талантливое повествование "Суд".

(Накануне изучения этого произведения учащимся дается задание: просмотреть домашние архивы, поговорить с родителями, дедушками, бабушками о том, как события коллективизации, разорение села, уничтожение хозяев отразились на судьбе твоей семь 7, близких, родных.)

Работу над произведением начнем со знакомства с рассказами учащихся о влиянии коллективизации на судьбу их родных, знакомых.

Слово учителя.

Обращение к художественных произведений, изображающих определенные страницы жизни родной страны, заставляет задуматься над личной судьбой человека и влиянием истории на ее жизнь. На уроках литературы в 11 классе мы не раз касались трагических и печальных страниц истории Украины; сегодня же мы откроем для себя еще одно произведение этой тематики.

Предлагаем вопросы и задания для обсуждения произведения.

1. Найдите и запишите те художественные картины, описания, помогают писателю воссоздать время, а нам его представить.

2. Почему автор начал рассказ с суда над Анной, которую обвиняют в безделье?

3. Что узнаем об Анне? За что ее судят?

4. Почему прежнее веселое подворье Розсох постарело и покрылось лободой и густым грустью?

5. Какое мнение, на ваш взгляд, подтверждает автор, рассказывая нам последние минуты жизни Анны?

6. Почему рассказ называется "Суд"?

Комментарий учителя.

Короткая, но такая трагическая рассказ о жизни Анны Розcохи - еще одно свидетельство периода сталинского тоталитаризма, насилия, когда понятие социальной справедливости было искажено и вульгаризоване.

Начинается повествование рассказом о суде над Анной, которая "...победила горячую волну боли и еще более горячую обиду, она еще и сейчас не могла поверить, что ее, Анну Розсоху, нанесен до суда, да еще и за что - за безделье! А она в работе с детства. Не любила безделья, любила всякую работу, и переделала ее гибіль - домашней и колхозной."

Перечитывая строки рассказа, задумываемся над судьбой этой женщины, которая, забывая, что на "...згорьованій, трудній земле стоит", "любила все чепурне, хорошее, красивое. Казалось бы, откуда взяться той красоте всегда зніченій нуждами души! Так жило что-то там такое, что підмальовувало мир, заселяло его всем добрым и чистым".

(Учащиеся рассказывают о жизни Анны с Емелей, о голоде.)

Жизнь Анны вобрало в себя все печальные события истории Украины 30-50-х годов: голодомор, войну, послевоенные беды, недоверие.

"Прежнее веселое подворье Розсох состарилось и основалось лободой и густым грустью. Грустно роняли к земле ветви ивы, тополя светились против месяца погребальными свечами, похоронно цвели вишни". Этот пейзаж соответствует миру души главной героини. Еще раз улыбнулась судьба Анне - вернулся с войны сын Грицько, хотя и тяжело ранен. Помог матери по хозяйству, Гриша уехал учиться в институт, пообещав забрать к себе. Эти слова жили в ней последней надеждой и утешением. Однако страшные слухи распространились по селу: сын Анны - иностранный шпион. Подчеркиваем, что этот эпизод произведения переносит нас во времена сталинского деспотизма, когда царили беззаконие, злоупотребление властью, все общее недоверие, подозрительность.

Жизнь растоптало и покалечили судьбу женщины. И вот эту неутомимую труженицу судят, признавая виновной, что не выполняет норму. Такое испытание уже не под силу измученной женщине. Ее не стало. Как не стало потом и роскошной усадьбы, уничтоженной чужим безголов'ям.

Нельзя не вспомнить эпизод, в котором описываются последнее, что увидела Анна: "Рукавица и Шило держали в руках наполненные до половины стакана и смеялись. Они смеялись!"

Неслучайно рассказ называется "Суд". Суд памяти, суд совести над поступками, над жизненной позицией человека звучит в произведении. Анна прожила свой короткий век жизнью, богатым на добро для других людей, щедрым на труд и песню. Задумаемся на минуту: сколько могла бы еще сделать эта добрая неутомимая труженица, когда бы ничтожные, подлые люди не убили ее физически и душевно, да еще и безнаказанно.

Речь рассказ - простая и точная. Писатель требовательно работает над ее образностью, умеет мастерски воссоздать дух, атмосферу времени, передать речевой колорит. Иногда одно предложение воспринимается как целая панорама - такое количество картин оно охватывает: "каким горем, какими бедами проросло это место, а все же было оно родиной, дідизною, и он хотел, чтобы дети знали о ней и прихилялися до нее своими юными душами".

Богатство лексической палитры писателя характеризует его как большого знатока украинской языка. Он подбирает такие слова и обороты, которые точно описывают характеры персонажей, отражают условия их жизни.

V. Итог урока. Домашнее задание.

Слово учителя.

Следовательно, в рассказе говорится о временах, которые давно уже стали историей Но особенность авторского мироощущения, его гражданская зболеність отзывается в нашей сознания сегодняшним болью. Хоть какой сложный и противоречивый мир, хоть какие обстоятельства диктует нам жизнь, есть вещи, которые надо знать и осознавать всегда. Ю. Мушкетик отстаивает душевную чистоту, доброту и честность. Именно этими качествами измеряется человеческое совести героев, их способность к гражданскому самовыражения. Каждый его герой отвечает на больной и вечный вопрос: зачем ты живешь, человек? Вопрос о смысле и смысл человеческой жизни.

Завершая разговор о творчестве Юрия Мушкетика, предлагаем учащимся написать дома о своих впечатление от рассказа "Суд".

1. К каким размышлениям побуждает рассказы?

2. Какие чувства возникли у меня под влиянием содержания рассказа?

3. Какие картины и образы предстали в моем воображении?