Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОКИ 4-5

 

Тема. Николай Волновой. "Я (Романтика)". Попытка писателя понять противоречивую психологию повстанца. Углубление понятия о новеллу.

Цель: анализируя новеллу, раскрыть глубинные противоречия между гуманистическими идеалами и жестокой реальностью; совершенствовать связную речи; формировать идеалы добра и справедливости.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: текст новеллы М. Хвылевого "Я (Романтика)", портрет М. Волнового.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

Вопросы для учащихся.

1. В каких условиях формировался характер и мировоззрение М. Волнового?

2. С чего начиналась его литературная деятельность? Как были восприняты первые поэтические и прозаические произведения писателя?

3. Что вы знаете о литературной дискуссии 1925-1928 годов и участие в ней М. Волнового?

4. Какие лозунги М. Волнового, высказанные в памфлетах, вы запомнили?

5. В чем основная причина трагического конца жизни писателя?

III.Сообщение темы и цели урока.

IV.Восприятие и осознание новой материала.

Эпиграфом урока могут быть слова:

"Я - чекист, но я и человек"

(М. Волновой).

Вступительное слово учителя.

Жестокость и насилие ничем, даже самой высокой, самой благородной целью, оправдать не можно. Жестокость, как и пролитая кровь, убивает все человеческое в человеке, делает ее зверем, бездуховной существом. В новелле "Я (Романтика)", что, по словам О. Белецкого, "силой своей не имеет себе аналогов в новейшей прозе", М. Волновой словно раздумывает: как могло так случиться, "что и святая цель, ради которой проливалась кровь, творилось насилие, начинает тускнеть, набухать кровью невинных; почему мать вынуждена прижиматься к потухшего сердца своего блудного сына, который запутался на трагических дорогах революции, иссяк морально, отчаялся и в отчаянии поднимает руку на свою мать-Украину, которая породила его, которая прощает ему этот смертный грех?"

Новелла "Я (Романтика)" напечатана в 1924 году с посвящением "Цвітові яблони", то есть М. Коцюбинском. И не случайно. Ведь исследователи творчества М. Волнового отмечали, что искания Волнового начались там, где оборвались искания Коцюбинского.

Словарная работа.

Новелла (от ит. novella - новость) - чрезвычайно краткий повествовательный произведение о какую-то необычную жизненную событие с неожиданным финалом. По сравнению с рассказом новелла в основном вырастает из достоверной жизненной события, строится на одном мгновении, в которой выражается парадоксальность явления, бытия. Эта парадоксальность в новелле М. Хвылевого "Я (Романтика)" выражается в сочетании в одном мгновении светлого и безобразного (образ матери и черной работы трибунала коммуны), жизнь и смерти, реальности и будущего.

М. Хвылевой был романтиком и бунтарем против всего, что не укладывалось в его понимание идеального образа революции, которая действует по гуманными и справедливыми законами. Революция вспоминался ему в образе Женщины, в образе Матери с библейским именем Мария, которая родила сына, который построит эту удивительную "загірну коммуну". Встанет она в образе Женщины как символ революции, как символ Украины, измученной, страждущей, закутої в вечные оковы неволи, как символ новой эпохи.

(Ученик зачитывает лирический зачин новеллы от слов "С далекого тумана, из озер загірної коммуны шелестит шелест: то идет Мария ... "к "Мать говорит, что она поливала сегодня мяту, и мята умирает в тоске".)

Этот тревожный лирический зачин помогает ощутить всю полноту трагедии, осознать, что человек встает перед выбором - гуманность или фанатизм, человечность или слепая преданность абстрактной идеи. Произведение "Я (Романтика)" часто называют новеллой-предвидением. В ее основе - события, которые происходили в Украине во время революции и гражданской войны. Чекистские трибуналы, массовые расстрелы, слезы и отчаяние обреченных на смерть - все это Волновой видел на собственные глаза. Впечатление от увиденного и пережитого вызвали у него горькие размышления о революции и революционеров и побудили к написанию новеллы. В центре внимания писателя - человек, берущий на себя ответственность перестроить мир путем убийства других и теряет собственную сущность, свое "я".

Автор поднимает в своем произведении одну из важнейших проблем, отраженная в словах, сказанных и про лирического героя, и самого Волнового: "Я - чекист, но я и человек". Попробуем подумать, как совместить общечеловеческие ценности с классовыми, революционными? Какой степени самоотречения должна достигать преданность идеи? Оправдывает ли цель средства? Ответ на эти вопросы пытался найти и М. Волновой.

Вопросы и задания для учащихся.

1. Кто такой "я", какую должность он занимает?

2. Дайте характеристику членам "черного трибунала". Обратите внимание на художественные средства, с помощью которых писатель достигает передачи накал событий, что происходят на наших глазах.

3. Где заседает "черный трибунал коммуны"? Как начинает свой бесчеловечный суд?

4. Почему, когда собирается "трибунал", из каждого закоулка смотрит настоящая и поистине ужасная смерть?

5. В каких образах воплотилась раздвоенная личность "я"? (Доктор Тагабат - "звериный инстинкт", жестокость, цинизм; дегенерат - "сторож" души "я", его возможное будущее; Андрюша - отражение хилой воли, животного страха главного героя; мать - света часть души "я", его совесть, человечность.)

6. Перечитайте начало и финал произведения, обратите внимание, откуда появляется Мария, "воплощенный прообраз" матери героя. Символом чего является для героя произведения? (Она - символ прекрасной загірної судьбы. Герой, убивая свою мать, убивает саму идею, ради которой жил.)

7. Может ли стать действительностью далека "загорная коммуна"? (Построить гармоничное общество, где будут счастливы все люди, т.е. "загірну коммуну", на жестокости и смерти других людей нельзя.)

8. Как относится автор к цвету? Каким цветам отдает предпочтение?

9. Какие неологизмы встречаются в новелле?

V.Підсумок.

Слово учителя.

Размышляя вместе с автором над нарушенными им проблемами, приходим к однозначному выводу, к основной мысли, что пронизывает все произведение: тот, кто ради идеи, пусть даже лучшей, лишает жизни других, неизбежно испытывает морального деградации и опустошению. Никому нельзя безнаказанно убивать, выстрел в другую человека - это каждый раз выстрел в самого себя, в самое святое, что есть в душе каждого, - в доброту, любовь, человечность, то есть во все то, что делает человека человеком, а не двуногой биологическим существом с низким лбом и примитивными инстинктами.

На отличие от главного героя новеллы "Я (Романтика)" Г. Волновом хватило мужества отвести револьвер от сердца матери-Украины и, разорвав замкнутый круг насилия, поставить точку в своей революционной биографии. Он сделал трагический выбор ценой собственной жизни.

VI.Домашнее задание.

Составить план характеристики образа председателя трибунала; выписать три цитаты к характеристики образа его матери; подготовиться к характеристике главного героя произведения.