Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 45

 

Тема. Жизненный и творческий путь Алексея Коломийца.

Цель: ознакомить одиннадцатиклассников с биографией писателя и его ролью в развитии украинской драматургии.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет А. Коломийца, выставка произведений писателя.

Ход урока

I.Оганізаційна часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

Вопросы и задания для учащихся.

1. Проанализируйте стихи Д. Павлычко о языке.

2. Который из патриотических стихотворений поэта понравился вам больше всего и почему?

3. Что вы можете сказать об лирического героя интимной лирики Д. Павлычко? Прочитайте наизусть поэзию "Когда мы шли вдвоем с тобой".

III.Сообщение темы и цели урока.

IV. Восприятия и осознание нового материала.

Материал для учителя.

Впервые имя А. Коломийца появилось на театральных афишах в начале 60-х годов, когда с успехом обошли сотни сцен остроумные, веселые и мудрые "Фараоны" (1961). А сегодня театральное искусство трудно представить без "Планета Сперанта", "Голубых оленей", "Серебряной паутины", "Дикого Ангела". Писатель своими произведениями заложил прочный фундамент украинской драматургии, обогатил сценический мир героями, которые несут людям искреннее сердце, чистую совесть, жизненную правду. Все эти ценности исповедовал сам драматург и щедро одаривал ими своих персонажей.

Родился Алексей Федотович Коломиец 17 марта 1919 года в селе Харьковцы Лохвицкого района на Полтавщине. Он был шестым, маленьким ребенком в семье крестьянина-бедняка, в которой рано не стало отца. После окончания семилетки Коломиец в 1935-1938 годах учился на рабфаке при Харьковском институте советской торговли, а затем - на историческом факультете Харьковского университета. Со студенческой скамьи ушел он на фронт. В 1950-1953 годах работал ответственным редактором газеты "Молодежь Украины".^ Тогда же О. Коломиец начинает печатать первые очерки и рассказы, которые впоследствии составили сборник новелл "Белая криница".

Как драматург А. Коломиец поздно вошел в литературу. Комедию "Фараоны" написал в сорок два года. И эта первая попытка принесла ему признание и успех. В 1978 году в Киевском театре им. И. Франко состоялась п'ятисота ее премьера.

Чем привлекла внимание театров эта пьеса? Ведь мотивы сюжета восходят еще Арістофанової "Лисистраты", прием сна - тоже не новый в литературе, тема - жизнь колхозного села - давно освоена в искусстве. Вместе с тем в комедии Коломийца были свежесть и новизна, что сразу выводили ее за пределы обыденных "сельских" пьес.

Художественная независимость и смелость В. Коломийца заключались в том, что он, использовав в своих "Фараонах" давно известны сюжетные мотивы, сумел написать комедию о тогдашнем колхозное село, в котором не было противопоставления "хороших" героев "плохим". В этой веселой, исполненной остроумия и юмора пьесе крылся глубокий смысл, затрагивались актуальные социально-этические проблемы. Автор попробовал поменять местами мужчин и женщин. И тогда со всей неприглядностью выступила на поверхность "непонятная" система, по которой строится сельская жизнь, та патриархальность быта, которая вступает в противоречия с современным идейно-культурным уровнем колхозника и теми научно-техническими достижениями, которыми он пользуется в ведении хозяйства. Только оказавшись на месте своей жены, Таран почувствовал тот груз, который падает на плечи женщин - основной производственной силы - и в поле, и дома, ту несправедливость в распределении обязанностей и нагрузок, которая воспринимается им как нечто вполне закономерное.

В каждой следующей пьесе автор не похож на себя предыдущего, каждый раз он другой - в тематике, образах, конфликтах, морально-этической проблематике.

Герои Коломийца - обычные люди, рядовые, внешне вроде бы и не герои, но духовно заманчивые, душевно щедрые и богатые. В своих пьесах драматург поднимает "вечные проблемы" добра и зла, любви и ненависти, преданности и верности.

Крупнейшей чистоты и пастельності красок, тонкой проникновенной задушевности достиг Коломиец в пьесе "Голубые олени", удостоенному Государственной премии Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко (1977). Пьеса "Голубые олени" - это поэтический рассказ о настоящей любви, пронесене через всю жизнь, о цельности человеческой личности. Любовь - это только одна из форм проявления внутреннего духовного естества человека. Случайная встреча юной девушки Леночки из глухого полесского села и молодого солдата Кравцова, который, отступая со своей частью, остался здесь на одну ночь, пробудила в их сердцах глубокое взаимное чувство. Несвоевременность и неуместность любви, этого жизнеутверждающего начала, тогда, когда на каждом шагу подстерегала смерть, видимо, и обусловила нежность и силу этого чувства, что сумело выдержать все испытания, символом которого стали фантастические голубые олени - произведение Оленчиної воображения - как воплощение прекрасной мечты. Именно поэтому героиня не просто хранит и лелеет в душе свое чувство, оно становится активной, творческой силой, формирует ее личность и делает из маленькой девочки сильную и мужественную человека. Аленка любит - и ищет потерянного в водовороте войны Кравцова. После войны учится, работает - и ищет, любит.

Душевная выносливость и бескомпромиссность героини, ее любовь, те символические голубые олени - поэтический образ чистоты и верности идеалу - в контексте пьесы выступают мерилом высокой человечности.

Тема верности в любви звучит в Коломийца как тема человеческой стойкости и верности высоким идеалам в повседневной жизни.

Общественным значимостью и актуальностью обозначена и другая пьеса драматурга - "Дикий Ангел", в которой утверждаются высокие моральные принципы общества. В 1980 году пьеса отмечена Государственной премией СССР.

"Повесть о семье" - так выдающееся самую главную проблему пьесы Алексей Коломиец. Действительно, речь идет о семье, в которой каждый познает моральные основы человеческой личности. "Диким Ангелом" назвал драматург главного героя пьесы. Старый рабочий Платон Ангел по некоторым меркам - человек "дикая". Весь свой век он работает, не покладая рук, даже на пенсии подрабатывает, как может. Своих взрослых уже детей держит под строгим родительским контролем, ведя детальный учет их заработков. Все семейные доходы собирает и распоряжается ими самостоятельно и очень экономно. В разговоре с журналистом Ангел, отвечая на вопрос о высшую цель своей жизни, говорит: "жить как следует". Платон Никитович не отделяет себя от государства, а считает ее частью.

"Мы вместе с государством и планируем, и богатеем... Правда, я немножко впереди. Потому что в нее есть еще немало дармоедов: или не работают совсем, или много болтают и мало делают. А в моей стране этого нет. Как заработал, так и ешь! Как заработал, так и одевайся", - объясняет он журналисту.

Ангел выступает за строгую экономию, ибо в ней - залог роста нашего благосостояния, богатства страны. Каждый человек должен болеть за народное добро, не оставаться равнодушной к бесхозяйственности. Такой себе семейный "монарх" поворачивается к нам другим боком, где за внешней скупостью и домашней "тиранией" проглядывает высокая требовательность к себе, своих детей, и к другим. Автор в определенно полемической форме нарушает одну из самых болезненных проблем: воспитание сознательных, заботливых и дальновидных в хозяйственных вопросах граждан (в первую очередь - подрастающего поколения) в труде и через труд. Устами своих героев писатель подводит читателей к мысли, что наше государство будет богатым, а люди будут жить в благополучии только тогда, когда каждый - от рабочего до государственного служащего - относиться к своим обязанностям ответственно, своим трудом обогащая государство.

V.Итог урока.

Слово учителя.

Творчество О. Коломийца - интересное явление в нашей литературе. Н. Медведева, исследовательница творчества драматурга, подчеркивала, что О. Коломиец вошел в украинскую драматургию с конкретным эстетическим идеалом личности и общества, склоняясь к театра интеллектуального, поэтического, что развивает поиски Леси Украинки, И. Кочерги, М. Кулиша. Его неутомимые и плодотворные эксперименты в области формы открыли перед украинской драмой новые возможности познания действительности. О. Коломиец интересуется миром человеческой индивидуальности, потаємністю ее духовного естества, исповедуя, по В. Симоненко, истину: "Чистейшая душа верная, самая сложная человек простой".

Умер Алексей Коломиец 23 октября 1994 года на 75 году жизни. По его завещанию, похоронен в родном селе Харьковцы, что на Полтавщине.

VI.Домашнє задачи.

Подготовить рассказ о жизненном и творческом пути драматурга составленной хронологической таблицей. Прочитать пьесу "Дикий Ангел".

Использована литература:

1. Барабан Л. На щедрой ниве: О украинского драматурга А. Круг - мійця//Днепр.- 1970. - N910.

2. Зарудный М. Любовью засеянное поле//Коломиец О. П'пьесы: В 2-х томах.-Т.1. - К., 1988,-С. 5-8.

3. Кисилев И. Дикий ангел и другие//Отечество.- 1979.- №3. - С. 136-139.

4. Сидоренко В. Урок-беседа о драме А. Коломийца "Дикий ангел"// Русский язык и литература в школе.- 1986,- №3,- С. 19-25.