Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 46

 

Тема. О. Коломиец. "Дикий Ангел". Болезненные проблемы современности в произведении: единство личного и общественного, ответственность каждого человека за свой труд, поведение, способ жизнь перед будущими поколениями.

Цель: проанализировать произведение О. Коломийца, обсудить главные проблемы произведения, закрепить изученное о драме; воспитывать уважение и почет к родителям и народной морали, чувства справедливости, доброты, человечности.

Тип урока: урок-беседа.

Оборудование: пьеса А. Коломийца, иллюстрации к пьесе "Дикий Ангел", выполненные учащимися.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

Вопросы и задания для учащихся.

1. Расскажите о жизненном пути О. Коломийца.

2. Проанализируйте (обзорно) творческое наследие драматурга.

III.Сообщение темы, цели, задач урока.

IV.Проведение беседы.

Ориентировочные вопросы для беседы.

1. Какие жизненные проблемы возбуждено в произведении? Интересны ли они для вас?

2. Каким был Платон Никитич Ангел в семье?

3. В чем суть его жизненных принципов? Как он борется за бережливость и бережливость?

4. Какие взгляды на воспитание отстаивает Ангел, какую семью отстаивает?

5. Почему взгляды Платона на воспитание вызывающие сомнение в его соседей? Как они относятся к Ангелу?

6. Что в действиях и поступках Ангела вы разделяете, а что - осуждаете?

7. Докажите, что "слишком правильный" Крячко есть персонажем отрицательным.

8. Какое впечатление произвели на вас другие действующие лица? Или согласны ли вы с мнениями Лиды о роли жены в семье?

9. В чем мастерство драматурга? Раскройте значение пьесы. Слово учителя.

Ценность литературного произведения определяется, прежде всего, важностью и актуальностью жизненных проблем, поставленных и решаемых автором. Подзаголовок пьесы - "повесть о семье" - и является основной проблемой драмы. Семейное воспитание, семейные традиции играют определяющую роль в формировании мировоззрения и морально-этических принципов молодого гражданина, поэтому пьеса чрезвычайно актуальной в наше время. Проблему родительского авторитета и ответственности родителей за своих детей, за их труд автор сочетает с проблемой верности родительским традициям. Пожалуй, впервые в литературе в этом произведении остро и принципиально звучит вопрос о экономность и бережливость во всем, что является источником подъем благосостояния каждой отдельной семьи и богатства и могущества всей страны. Это чрезвычайно актуальный вопрос для сегодняшнего дня.

Единство личного и общественного, честная и добросовестная работа каждого члена общества, ответственность перед будущими поколениями за то, что ты сделал в жизни, - это определяющие жизненные принципы главного героя Платона Ангела, который считает их обязательными для всех.

Все проблемы, затронутые в произведении, касаются образа центрального персонажа - Ангела, поэтому раскроем его характер, взгляды, жизненное кредо.

(Учн ірозповідають о семье Ангелов, уклад их жизни, авторитет отца, распределение денег.)

Вопросы и задания для учащихся.

- За что Платон Никитович "уважает" деньги, почему воспитывает в детях бережливость?

- Что значит, по Платону Ангелом, "жить как следует"? (Целесообразно зачитать слова Ангела: "... Мы вместе с государством и планируем, и богатеем... Правда, я немножко впереди. Потому что у нее есть еще немало дармоедов: или не работают совсем, или много болтают и мало делают... А в моей стране этого нет. Как заработал, так и ешь! Как заработал, так и одевайся".)

Слово учителя.

Ангел хорошо знает, что деньги - мерило достатка, а они зарабатываются трудом. Щеголять бедностью, нищетой, по его мнению, стыдно: "И жить надо изрядно, а хорошо, много, - вкоренятися в жизни, чтобы все было, и про запас было. И это не грех. Заработала моя семья на "Запорожца", а государству два "Запорожцы" мы заработали; телевизор - ей два телевизора. Больше мы делаем - лучше государству. Больше труда - крепче государство."

Ангел выступает за строгую экономию, ибо в ней - залог благосостояния. "Хотим жить хорошо. От завода до соломинки, до гвоздя, до кирпичинки - все беречь надо! Скупыми быть! А не розкрадниками и байдужниками!"

Следовательно, стремление к зажиточной жизни в Ангела имеет не только частный характер, оно неотделимо от общенародных и государственных интересов. Его мысли о бережливость и экономность сейчас звучат особенно актуально.

- Какие же, по мнению Платона Никитовича, основные принципы воспитания детей в семье?

Человек воспитывается в труде - такой нерушимый семейный закон Ангела. Среди его детей нет лентяев. Дети не боятся стираемые, их не пугают будущие жизненные трудности. Ангел осуждает современное воспитание, потому что дети мало работают и много отдыхают. К детям, считает он, надо относиться строже, требовательнее. "Пожертвуй перед детьми раз - второй раз они тебя и спрашивать не будут". Крячкового сына, который после окончания десятилетки два года нигде не работает и пьянствует, Ангел называет "вором" и обосновывает это так: "Не работает, а ест - значит вор". Отвечая Крячкові-отцу на вопрос, как же надо было учить сына, чтобы он стал хорошим человеком, Платон Никитович убедительно утверждает: "Трудом! Здоровую руку привяжи, чтобы она не двигалась месяца два, а потом відв'яжи, стакана воды до рта не донесешь ней. А когда твой сын не два месяца, а двадцать лет ничего не делает, то ясно - калекой стал. есть, пить хочет, а делать нет. Калека из калек".

По мнению Ангела, дети должны держать отчет перед родителями, а родители - отвечать за их поведение, моральный облик и труд.

Вопросы для учащихся.

- Как относится Платон Ангел ранних браков?

"Закончишь институт, поработаешь, чтобы в кошельке завелось, а тогда и стремись. Иначе как жить?" - наставляет отец малейшего, студента.

- Как вы оцениваете поступок отца, который изгоняет сына из дома за непослушание?

- Согласны ли с репликой Лиды, будто "С милым рай и в шалаше"?

"В шалаше живут нищета, а нищета перегрызают горло любви, хоть

бы оно было!" - это позиция Платона Ангела.

Впоследствии мы видим, что в Павликовій душе нет обид на отца.

В воспитании своих детей Ангел руководствуется строгими моральными принципами. Но деспотом его назвать нельзя.

(Ученики рассказывают о Федоре и Клаву и приходят к выводу, что Платон Ангел всегда поступает взвешенно и справедливо.)

- В чем общественное значение позиции Ангела?

Действия и поступки главного персонажа направлены не на обеспечение собственного благосостояния, а, главным образом, на совершенствование различных звеньев общественной жизни. Социальная направленность его поступков наиболее отчетливо проявилась в отношении к старым сына Петра, который занимает высокую должность. Узнав, что Петр не выступил против ошибочного решения соорудить многоэтажный дом в месте, где жить будет невозможно, Платон Никитович советует ему признать свою ошибку перед соответствующей инстанцией, поскольку "больше всего вреда приносят земле нашей, людям, государству маленькие временщики. За каждый год, за каждый месяц, за каждый час своей работы - отвечай! Умрешь, и тогда память о тебе ответит за дела твои."

Платон Ангел отвечает за своих детей даже тогда, когда они сами уже стали родителями. "У государства - вас миллионы - за всеми и не уследишь, а у меня вас четверо. Каждый должен видеть и за каждым присматривать! Испокон веков так велено родителям!" Такой государственный подход в Ангела ко всему. Он честно выполняет свои обязанности и перед государством, и перед семьей, чувствует себя ответственным за воспитание молодого поколения, за то, что будет завтра. Надо так жить, чтобы в памяти людской остались твои добрые дела.

(Конечно, в некоторых случаях дети будут не на стороне Платона. Это только оживит обсуждение произведения.)

Антиподом Платона Ангела выступает Крячко.

- Почему Крячко и Ангел не стали единомышленниками во взглядах на жизнь?

- Что не воспринимает Крячко в Ангела?

- Чем опасны такие люди, как Крячко?

В конце концов ученики придут к выводу, что за "непримиримыми" речами Крячко скрывается бездеятельность, потребительство, которые повлияли на формирование характера Крячко-сына.

Старый Крячко радуется, когда в семье Ангела возникают конфликты. Однако то, что с детства заложено семьей в воспитании детей, не может исчезнуть бесследно. В последний картине драмы вся семья Ангелов снова собирается в родном доме. Каждого из детей жизнь убедила, что отцовская наука - единственно правильная.

- Чем запомнились вам другие персонажи?

(Ученики рассказывают о жену Ангела, сыновей - Петра, Федора, Павлика, дочь Татьяну.)

На примере сыновей Ангела можно наблюдать четкую преемственность поколений.

Интересные рассуждения Лиды о месте и роли женщины в семье.

- А какого вы мнения о месте женщины в семье и общественной жизни?

(Закономерно, что во время обсуждения данного вопроса возникнет дискуссия.)

Характеризуя художественное своеобразие пьесы, ученики отмечают умение драматурга обострить сюжет, противопоставить мировоззренческие позиции персонажей, заинтересовать читателя и зрителя динамичными диалогами. Речь действующих лиц яркая, выразительная, соответствует характеру персонажей. (Свои мысли ученики иллюстрируют примерами, цитатами.)

V. Итоги урока.

Слово учителя.

О. Коломиец нарушает в пьесе много актуальных вопросов современности, а в первую очередь - ответственность каждого человека перед собой, обществом, перед будущими поколениями за свои поступки. В произведении звучит мысль о том, что семья - основа формирование честного, добросовестного, сознательного, ответственного человека.

VI. Домашнее задание.

Анализировать проблематику и образы пьесы "Дикий Ангел". Использована литература:

1. Кисилев И. Дикий ангел и другие//Отечество.- 1979.- №3. - С. 136-139.

2. Наєнко М. Олекса Коломиец//Украинское слово: Хрестоматия украинской литературы и литературной критики XX в. - Т.4. - К., 1995.- С. 404-406.

3. Сидоренко В. Урок-беседа о драме а. коломийца "Дикий ангел"// Русский язык и литература в школе,- 1986.- №3.- С.19-25.

4. Шейко-Медведева Н. Странствия души//Коломиец О. Пьесы,- К., 1990,- С.5-20.