Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 39

 

Тема. Литературный процесс XX ст. (60-90-е pp.). Углубление и разнообразие художественного воспроизведения мира. Постепенное преодоление стереотипности в сюжетной построении произведений. Достижения поэзии, прозы, драматургии.

Цель: раскрыть старшеклассникам особенности развития украинской литературы второй половины XX ст., рассказать о возникновении во времена "хщовской оттепели" когорты "шестидесятников".

Тип урока: лекция.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Сообщение темы и цели урока.

III. Восприятие и осознание нового материала.

Материал для учителя.

После XX съезда КПСС, на котором произошло развенчание культа личности И. Сталина, активизироваться все сферы социальной, экономической и общественно-культурной жизни народа. Медленно, шаг за шагом, общество сбрасывало оковы авторитарности, скованности, страха, но так и не смогло сделать этого окончательно, что и привело впоследствии к повторение истории уже в виде брежневского "культа".

60-е - это период, когда в литературу пришло новое вольнолюбивое поколение, воспитанное в экстремальных и бескомпромиссных условиях, безгранично преданное Родине, в чем-то наивное, светлое в своей вере. В. Симоненко, И. Драч, Г. Винграновский, Лина Костенко, Д. Павлычко, Б. Олейник, В. Коротич, Бы. Нечерда, В. Коломиец, Г. Лубкивский, В. Голобородько, П. Мовчан, В. Забаштанский, С. Тельнюк ... - и это далеко не полный перечень художников, чье творчество ознаменовало начало новой эпохи в истории нашей литературы.

Кредо шестидесятников - это кредо мятежной человека, которая восстала против гнета. Духовная революция шестидесятников начинается с свободомыслия, независимости мышления. Дух свободы и свобода духа - вот то, что создало шестидесятников. Основой их мировоззрения стал духовный либерализм - культ свободы во всех ее проявлениях: свободы совести, свободы мышления, свободы личности, свободы нации. На место культа личности пришел культ личности - неповторимой, уникальной, свободной.

Ты знаешь, что ты - человек?

Ты знаешь об этом или нет?

Улыбка твоя - единственная,

Мука твоя - единственная,

Глаза твои - одни.

Устами В. Симоненко обращалось к современникам поколение тех, в чьем сознании человек перестала быть винтиком общественного механизма, а стала центром и крупнейшей стоимостью вселенной.

Запишем в словари литературоведческих терминов некоторые определение.

Шестидесятничество - социокультурный (литературно-художественный, общественно-политический, мировоззренческо-философский) движение сопротивления подсоветской Украины, основанный в 60-х pp. XX ст.; второе украинское возрождение XX в., регенерация национальной элиты, истребленной сталинской репрессивной машиной в 30-ых годах; духовная революция против тоталиризма.

Шестидесятники - поколение творческой молодежи начала 60-х pp. XX ст., сформированное в период временной либерализации общественной жизни в СССР в 1956-1964 гг.

Художественные искания молодых поддерживали устными и печатными отзывами П. Тычина, М. Бажан, М. Рыльский, А. Малышко, О. Гончар, П. За гребельний, И. Муратов, В. Мисик. Благодаря такому творческому диалогу литературных "отцов и детей" проходила интенсивное взаимодействие различных эстетических принципов и манер письма, традиций и новаторства, что викрешувало яркие искры поэтического огня, приносило весомые художественные достижения.

Формировалось неповторимое лицо украинской поэзии второй половины XX века, определяющими чертами которой становились внимание к личностному, углубление в историю родного народа, страстное отстаивание самых светлых гуманистических общечеловеческих идеалов и ценностей.

Подобные же процессы происходили и в прозе: взаимодействие традиций и новаторства, эстафета поколений, наглядным воплощением которой может быть творчество двух братьев Табачников - Григория и Григора. Целая плеяда прозаиков дебютировала в 50-х - 60-х: Ю. Мушкетик, И. Чендей, Бы. Харчук, Г. Иванычук, Г. Федорив, В. Шевчук, Есть. Гуцало, В. Дрозд, А. Мороз.

Постепенно долалась сентиментальная растроганность, крепло и наїжачувався саркастическими иглами юмор, переходя в лучших произведениях С. Олейника, О. Ковіньки, Ю. Ивакина, А. Аиста в довольно-таки дошкульну, социально заостренную сатиру.

Немало энергичной творческой молодежи не дожило до нашего времени: Василий Симоненко, Григорий Тютюнник, Виктор Близнец, Василий Стус, Борис Харчук. Это были люди нового политического и эстетического мышления, неконформісти, что сгорели во имя светлых гуманистических идеалов в их не поганьбленій чистоте. А те, что выжили, виплутались из тенет застоя, продолжают нелегкую борьбу за экологию человеческой души.

Уже в 70-80-х годах литература, остро почувствовав угрозу стандартизации, разрыв современника с традициями, искала ценностных ориентаций в народном опыте, в духовных истоках, в национальной истории. Она решительно и настойчиво взялась разрабатывать тему памяти как основа духовности человека, стремилась историей воспитывать социальную активность, национальное самосознание и достоинство. В то же время она объявила бой потребительско-прагматической психологии технократов, духовных браконьеров, циников-сирот; развенчивала философию "беспамятства", речовизму, национального нигилизма, приспособленчества. Есть все основания утверждать, что литература готовила идейные, моральные, философские предпосылки государственного возрождения демократической и суверенной Украины.

Незаурядным явлением нашей прозы стали серии повестей А. Димарова, что сложились в циклы "сельских" (1978), "местечковых" (1983) и "городских" (1986) историй. В них остро разоблачались такие характерные для командно-административной системы феномены, как коллективизм ("Коллектив и Колядко"), фарисейство, социальное и духовное бескультурье, общественный инфантилизм и бытовой деспотизм ("Детям до шестнадцати" и "Бананы"). Заметным явлением в литературе 80-х стал роман Ю. Мушкетика "Рубеж" (1984). В нем автор раскрыл неприемлемые методы руководства и стиль жизни, что является порождением командно-административной системы.

Чернобыльская катастрофа стала национальной трагедией. Не могла она не поразить и наших художников, которые, чувствуя свою ответственность за судьбу человечества, сразу откликнулись на нее своим словом. К этой теме обратились Олесь Гончар, Лина Костенко, Евгений Гуцало, Юрий Щербак, Владимир Яворивский, Светлана Йовенко, Иван Драч.

В течение шести десятилетий литературный процесс в Украине подавался крайне обеднены, искажено. Творчество многих известных в свое время писателей толковалась упрощенно, сами авторы были ошельмовані как "ожесточенные враги народа"; большинство из них расстреляны или замучены в лагерях Гулага, а их произведения насильно изъято из литературного процесса. Много славных писательских имен возвращено читателю. Вот лишь несколько фигур: В. Винниченко, М. Волновой, Г. Косынка, М. Кулиш, В. Подмогильный, Бы. Антоненко-Давидович, П. Капельгородский, Г. Михайличенко, Б. Лепкий, Г. Чупринка, М. Драй-Хмара, М. Ивченко, И. Багряный, Д. Фальковский, П. Филипович, М. Філянський, М. Иогансен, М. Семенко и др. их произведения становятся достоянием новой истории литературы.

Поэзия самого младшего поколения представлена творчеством В. Кордуна, М. Воробьева, В. Рубана, В. Голобородько, В. Герасимюка, И. Рымарука, И. Малковича, Ю. Андруховича, Т. Мельничука. Молодая поэзия 80-х pp. смело идет на экспериментаторство, производит свою оригинальную стилистику. Особое внимание сосредотачивается на психологически-эмоциональном состоянии человека. Если В. Герасимьюк творит свою поэтику на основе духовной и реальной родины, Гуцульщины, его образная система построена на внешней атрибутике того края (ели, потоки, леса), то И. Рымарук - поэт более метафоричен, его поэзия базируется на импрессионизме.

М. Воробьев, В. Голобородько ищут новые оригинальные формы, глубже всматриваются в психологию человека, поэтому их поэзия является авангардной не только по форме (верлибр), но и по способу подачи и новизной в трактовке тех или иных тем.

Ю. Андрухович, отдавая предпочтение традиционным стихотворным формам, с хорошим чувством меры и художественной уместности внедряет в лирику новое лексику, живой язык, а точнее - ментальность современного города.

Лирика Т. Мельничука проникнута безграничной драматизмом мироощущения, что порождается противоречием между вечностью красоты и тимчасовістю человеческого бытия. В поэзии Т. Мельничука сочетаются народно элементы с современной разговорно-бытовой лексикой.

Провозглашение государственности Украины - это выход на благоприятные условия для развития литературы и искусства.

В 80-90-х годах в украинской поэзии состоялся процесс духовно-интеллектуального обновления, связан, прежде всего, с распадом доминирующей эстетической системы - социалистического реализма.

Вопросы для закрепления.

1. Что вы знаете о мировоззренческих основах шестидесятников?

2. Чем характеризовался литературный процесс второй половины XX ст.?

IV. Домашнее задание.

Проработать материал о литературный процесс 60-90-х годов XX ст., выучить наизусть поэзию одного из современных поэтов. Использована литература:

1. Диалектика художественного поиска: Литературный процесс 60-80-х годов,- К., 1989.

2. Зборовская Н. Шестидесятники//Слово и время.- 1999.- №1.

3. История украинской литературы XX века: В 2 кн. - Кн. 2: Вторая половина XX в.- К., 1998.