Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 41

 

Тема. Поэтическое творчество В. Симоненко. Сборник "Тишина и гром", "Земное притяжение", поэзии "Лебеди материнства", "Где сейчас вы, палачи моего народа?", "Курносый барометр", "Кривда", "Она пришла", "Есть в любви и будни, и праздники...", "Ты знаешь, что ты человек?"

Цель: ознакомить одиннадцатиклассников с отдельными стихотворениями В. Симоненко, раскрыть высокую национальное сознание автора, устойчивую гражданскую позицию лирического героя; закрепить изученное о художественные средства в стихотворном произведении; воспитывать способность понимать высокие чувства.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: издание произведений В. Симоненко, портрет писателя, публикации о творчестве, эпиграф.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

Вопросы для учащихся.

1. Рассказать о жизненном пути поэта. Чем поразила вас его судьба?

2. Докажите, что В. Симоненко - "витязь молодой украинской поэзии".

III.Сообщение темы, цели, задач урока.

IV.Восприятие и осознание изученного.

Материал для учителя.

Эпиграфом урока пусть станут слова В. Симоненко из сборника "Тишина и гром":

Здравствуй, солнце, и здравствуй, ветер!

Здравствуй свіжосте нив!

Я воскрес, чтобы с вами жить

Под неистовством весенних слив.

Такие строки могли родиться только под пером поэта, который прозрел свою принадлежность к силам добра, правды, справедливости, понял, что и он, говоря словами Леси Украинки, имеет в сердце "то, что не умирает". Он умел ловить сетью слова человеческие души. Прозрачная простота его стихов притягивает и завораживает. От времена Шевченко наша словесность не знала другого такого поэта, которого бы так любил и уважал народ. Его "Лебеди материнства" пели и вышивали на полотенцах, его книги совсем честные люди воровали из библиотек, его поэзии переписывали от руки и берегли, как семейные реликвии. В чем же секрет этой невероятной популярности? На сегодняшнем уроке выясним это.

Первая сборник поэта "Тишина и гром" увидела свет в 1962 году в Держвидавництві Украины (теперь "Днепр"). В ней зазвучал и отголосок недавней войны ("Жернова", "Земля кричит", "Шинкуют кровью войны...", "Варвары"), и трепет любви ("Она пришла", "Есть в любви и будни, и праздники", "И чудно, и странно как-то..."). Первый сборник В. Симоненко, как и книжечки его литературных собратьев, проложила чистую и свежую борозду на ниве того возрождения нашей духовности, веры в добро и справедливость, которое началось в конце 50-х годов и, перейдя через благоприятные и неблагоприятные "климатические условия", через движение и застой, дает сегодня весомые плоды.

"Тишина и гром" засвидетельствовала появление поэта широкого художественного диапазона, незаурядного художественного дарования, а главное - честной и прямой жизненной позиции; строгого и нежного, мудрого и наивного, который знал жизнь из "первоисточников" и имел все данные, чтобы вырасти в художника первой величины, истинного выразителя дум, чаяний и стремлений народа. Таким он и вошел в историю литературы, несмотря на то, что первая сборка была, к сожалению, и последним прижизненным книгой поэта.

Притяжение земли он чувствовал всем существом еще с первых поэтических шагов. Анна Федоровна, мать поэта, вспоминает один из первых стихов сына, написанных где-то в восьмом классе: идет парень по полю и слышит, будто рожь ему нашептывает, что пора уже его косить, - колосья обважніло, поспело, стремится отдать людям зерно для новых урожаев.

Он чувствовал также приближение и своего времени, знал, что немного еще осталось отведенных судьбой земных лет. Поэтому и название сборника "Земное притяжение", к выхода которой в свет поэт не дожил (держал в руках только ее верстку), - глубоко символическая. "Мир какой - кружево сказочное!" - этим жизнеутверждающим вспышкой открывается сборник "Земное притяжение". Из его поэзии струился незагасне свет любви к людям, к земле, к миру.

Люди - прекрасные.

Земля - как сказка.

Лучшего солнца нигде нет.

Погряз я по сердце

В землю вязко.

Она меня крепко держит.

И хочется

Быть сильным,

И хочется так любит,

Чтобы даже камни безразлично

Захотело ожить

И жить!

Воскресайте, каминные души,

Растворяйте сердца и лоб,

Чтобы не сказали

О вас грядущие:

- Их на земле не было...

Жажда жизни, деятельной любви к земле, в которую погряз ... в сердце", побуждает героя выходить на бой с "каменными душами", зажигать их своим горением.

Эта прощальная сборка была полна и мощной общечеловеческой гуманистической напряжения. Во времена, когда наше общество струшувало с себя гипноз "ґвинтикової" сознания, будто манифестом неповторимой человеческой индивидуальности, ее ценности и достоинства, прозвучало стихотворение "Ты знаешь, что ты - человек..."

Сегодня все для тебя -

Озера, рощи, степи.

И жить спешить надо,

Любить спешить надо -

Смотри не проспи!

Потому что ты на земле - человек,

И хочешь того или нет -

Улыбка твоя - единственная,

Мука твоя - единственная,

Глаза твои - одни.

По форме своих произведений Василь Симоненко - продолжатель лучших традиций народолюбивых украинской поэзии. Мощнейшее влияние имел на него великий Кобзарь. "Что-то у меня было от деда Тараса и от прадеда - Сковороды", - писал Симоненко.

Многоцветные тематические горизонты поэзии В. Симоненко: рядом с сатирой соседствует интимная лирика, патриотический, гражданский пафос переходит в грозное, гневное обличение, романтическим порывом не мешают реалистичные рисунки крестьянской жизни. Олесь Гончар отмечал: "Художественная палитра его богатейшая. Симоненко смело пробует себя в разных жанрах. Наряду с произведениями гражданской и интимной лирики из-под пера его выходят и язвительные сатирические эпитафии, и произведения такого любимого народом жанра, как басня; он пишет стихотворные шутки и сказки для детей, согретые теплым юмором, улыбкой, народным остротой."

В поэтическом наследии Симоненко немало стихов адресовано Родине ("Украине", "Засматриваюсь в твои зрачки", "Земля родная"). Национальное самосознание, диалог с народом, поставленным в нищие, варварские условия бытия, обращение к источникам казацкого прошлого - то, собственно, и есть то определяющее основание почти всей его гражданской лирики. Искренность интонаций, задушевная сыновняя разговор звучит в поэзии "Засматриваюсь в твои зрачки" (чтение стихотворения учителем). Традиции Т. Шевченко (нежное и целомудренная обращение к матери, благоговейная любовь и уважение: "Украина! Ты моя молитва") отозвались в ней и трогают читателя.

Вопросы для беседы:

- Что вы можете сказать об особенностях формы произведения?

- Почему лирический герой заглядывает в мамины глаза?

- Чем обогащают они его?

- Что спряталось за внешней красотой маминых глаз? Зачитайте строки.

Крешуть в них красные молнии

Революций, бунтов и восстаний.

- Какой предстает Украина XX в. перед взором сына?

Украина! Ты для меня чудо!

И пусть плывет за годом год,

Буду, мама гордая и красивая,

С тебя удивляться век.

Эта поэзия состоит из восьми строф, но до недавнего времени печатались лишь четыре. Третья строфа, в которой говорится об искренней интимную беседу сына с матерью, о счастье быть наедине с Родиной, независимым и суверенным, вернулась в произведения недавно.

Рады тебя жемчуг в душе сею,

Рады тебя мыслю и творю -

Пусть молчат Америки и России,

Когда я с тобой говорю!

- В поэзии встречается немало риторических знаков, обращений. С какой целью они употреблены?

Одійдіте, лукавые недруги!

Друзья, подождите на пути!

Я имею святое сыновнее право

С матерью побуть на одиночестве.

Следующая строфа как будто написана сегодня:

Украина! Ты - моя молитва,

Ты мое отчаяние возрастная.

Громыхает над миром лютая битва

За твою жизнь, твои права.

Большая любовь поэта к Украине предстает перед читателем новой, сильной, величественной. Она вознесенная на пьедестал большого уважения наряду с крупнейшими странами мира. И быть ее сыном для поэта - это гордость и счастье: ничто не может остановить лирического героя на пути борьбы за ее свободу и независимость.

Своеобразным завещанием поэта есть знаменитое стихотворение "Лебеди материнства". Финальный двустишие отчеканен на Симоненковій могиле в Черкассах:

Можно все на свете выбирать, сын,

Выбрать можно не только Родину.

Дмитрий Павлычко отметил: "Василий Симоненко писал афористично. Он словно готовил свои мысли для бронзовых или гранитных букв."

(Чтение стихотворения.)

Вторая часть этого произведения (начиная со слов "Вырастешь ты, сын..."), положена на музыку А. Пашкевичем, стала песней, которая звучит как гимн сыновней любви, человечности, патриотизма.

"Лебеди материнства" по жанру - колыбельная. Мечтательные, нежные двухстрочные строфы будто возрождают мелодию украинской колыбельные, украинской сказки. Розовые Симоненко лебеди выплывают из тумана его бедного, но согретого теплом материнской любви детства, из сказок деда и бабушки, по пению мамочки, с промовлянь над колыбелью и купелью, с тех тайных оберегов, которым оберегали ребенка.

Вопросы для беседы.

- К кому обращается поэт в произведении?

- Что он хочет передать своему сыну?

- От чьего имени написано стихотворение?

- Со скольких условных частей состоит сочинение? Проанализируйте их.

Комментарий учителя.

Композиционно произведение состоит как бы из трех частей, однако это деление очень условное, потому что стихотворение есть важной, неделимым единством. В первой части изображается волшебная сказка счастливого детства. Добрая, нежная мать стремится все сделать для спокойствия и добра своего сына, защитить его от зла, опасности, болезней.

Вторая часть - это фантазии матери о будущей судьбе ее сына в тревожном мире, его юность, хмельной время любви, встречи, одна из которых должна стать любовью.

Вырастешь ты, сын, отправишься в дорогу.

Вырастут с тобой усыпленные тревоги.

В хмельные ночи нимфы чорноброві

Ждатимуть твоей нежности и любви.

Будут тебя кликать в сады зеленые

Ребят чорночубих чудо-невесты.

Третья часть - это размышления матери о сыны возмужания. Розовые лебеди, что охраняют младенец, должны вместе с ней воспитать из него мужчину, человека, гражданина. И тогда он неизбежно станет перед выбором. Мать желает, чтобы сын был свободным в своем выборе, чтобы и друзей, и невесту, и брата по духу он выбрал не по чьей-то указке или принуждению, а по собственной воле.

Мать и Родина - всегда с человеком. Особенно волнует эта поэзия в наше время, когда открыты дороги в любой уголок мира и маняще зовут близкие и далекие путешествия. Отправляясь в далекие миры, познавая людей, помнить слова В. Симоненко:

Можно все на свете выбирать, сын,

Выбрать можно не только Родину.

В основе главной мысли произведения - общечеловеческие ценности: материнство, "белокурая хата" родителей, любовь к ребенку, обычаи и традиции родного края, его вечера и утренники, дерева, сказки.

Историческая судьба Украины, свободолюбие, казацкая ненависть к гнету и подлости откликнулись в произведении "Где сейчас вы, палачи моего народа?" (Чтение стихотворения.) Поэзия построена на противопоставлении дорогих для авторского сердца образов, взятых из фольклора (на ясные зори и тихие воды), исторической масштабности (под солнцем вечности древніє и молодеет), с одной стороны, а с другой - ненавистных олицетворений зла, воплощенного в понятиях синонимического ряда: "палачи", их "черная злоба", "оборотни и приблуды, орды завоевателей-заброд", "байстрюки палачей озверевших", "уроды". Объединяют эти противоположные системы святые, всеохватывающие для Симоненко слова "мой народ".

Где сейчас вы, палачи моего народа?

Где величие ваша, ваша сила где?

На ясные зори и тихие воды

Уже черная ваша злоба не упадет.

В образах палачей узнаются сталинисты, которые стремятся к реваншу.

Вопросы для беседы.

- Как вы понимаете такие афористические строки?

Народ мой есть! Народ мой всегда будет!

Никто не перечеркнет мой народ!

Пощезнуть все оборотни и приблуды.

И орды завоевателей-заброд!

Поэзия пронизана напряжением высоковольтной страсти. В произведении звучит ярое отстаивание национальной чести, утверждение вечности народа, что является проявлением той патриотической любви-ненависти (любви к родной земле и ненависти к ее врагов), которая присуща была Т. Шевченко, И. Франко, Лесе Украинке, Есть. Маланюку. Источники вулканического взрыва протеста против гнета и "черной злобы" - в чрезвычайной чувствительности к любому злодеяния, любой надругательства над достоинством - одинаково: нации или личности. А чувствительность эта укорененная еще в первых обидах детства.

У меня была только мать,

И был еще седой дед, -

Никому не сказал "тату"

И верил, что так и следует.

Был уверен, что отец лишний,

Крикливый, словно сосед,

Когда заставал на вишни,

На меня кричал, аж блід.

Это Симоненкове признание "С детства" до боли напоминает коллизии поэтической новеллы "Кривда" (Чтение стихотворения.) И действительно, новелла со всеми ее признаками - краткая повествование о необычной, переломную в жизни героя событие с неожиданным финалом. Неизвестно, была в нелегком поетовому детстве такая ситуация, и сердцем слышим, как відболів он драмой своего маленького двойника - лирическое начало здесь царит над эпическим; действие внутренне-психологическая основательнее от зовнішно-событийной. Ведь главная драма разворачивается даже не между злым соседом и обманутым ребенком, а в "лепестковой души" мальца. Какой разительный контраст творят два художественные определения: "лепестковая душа" - "остроты в ржавчине". Немногочисленные, но удивительно точные образные детали "бьют в десятку": ну как можно не полюбить этого маленького сорванца, который "Любит босым По прогоготіти утренней колючей роси" или "По городу галопом промчаться На возмущенной, гневной козе". Трогательно звучит метафора: "... В груди уголек стука"... И уголек - то сердце, такое же горячее и беззащитное... Однако, когда широко распахнутые детские глаза обжигает подлость, - уголек взрывается огнем протеста.

Вопросы для учащихся.

- Как вы считаете: эта детская месть является проявлением хулиганства?

- Какова главная мысль стихотворения?

Комментарий учителя.

Главная мнение поэзии звучит в последней строфе - это традиционно для В. Симоненко.

То же нет тем другой казни,

Кто свои остроты в ржавчине

Загоняет бездумно в раны,

В болезненные раны чужие.

Тревога за будущее сына, чье рождение продиктовало Симоненко незабываемые строки "Лебедей материнства", громкой струной отозвалось в поэме "Курносый барометр", где проблема отцов и детей приобретает здесь нетрадиционного толкование и рассматривается в аспектах, продиктованных реалиями XX века.

Чтение поэмы. Определение проблем.

1. Проблема отношений мира и человека, общества и человека, государства и человека всегда решалась в пользу мира, общества, государства. Это категорически не устраивает поколение родителей, которых представляет лирический герой Симоненко.

2. Чувство вины и ответственности родителей за несовершенство и антигуманность того мира, в который должны войти сыновья.

Следовательно, тревога лирического героя направлена не в сферу духа своих потомков, а в том окружающей среды, которая их будет окружать, в те отношения между народами, которые сложатся на планете, когда сын вырастет. Эта тревога является планетарной. Такой масштаб мышления - сочетание интимного, личностного и планетарного, вселенского - характерный для Симоненко.

Перед нами - особый жанр: поэма-цикл. Ее части достаточно самостоятельные, но тесно между собой связаны не столько общим сюжетом и персонажами, сколько единственным чувством и художественной идеей. Это чувство - тревожная родительская любовь к маленького "курносого барометра" - сыночка.

Почему же все таки автор выбрал такую своеобразную метафорическое название? Барометр - прибор для измерение атмосферного давления, - читаем в словаре. Он чутко, даже заблаговременно реагирует на изменения погоды.

- Какую же погоду "измеряют" "барометры курносые Человеческого покоя и завтрашнего дня"? Они измеряют погоду будущего человечества. "Курносым безсмертячком" йменував своего внучка Симоненков дед.

"Сыновьями славен род" - в этом увидел смысл своей жизни и сам поэт, когда стал отцом. Чувство ответственности, даже вины перед потомками - "барометрами грядущего" - побуждает автора к отрадной и тревожной "... вечерней молитвы" (И раздел), внушает ему кошмарные сны - "Угрозы Ночи" (II раздел).

Вопросы для беседы.

- Можно сказать, что в поэзии речь идет о призраке еще одной мировой войны, на пороге которой мир стоял в 60-х?

- Кого В. Симоненко называет пітекантропами?

- Проанализируйте художественные средства в стихе, где "маленький призрак" обращается к людям.

Поступает "Утро" (III раздел). В его лучах тают ночные призраки, но не исчезает родительская тревога: она достигает планетарного масштабу-и перерождается в ясно осознанный долг сделать будущее своих детей счастливым.

- Ли актуален этот произведение сегодня?

(Свои соображения ученики записывают дома.)

Д. Павлычко писал: "Его болели все обиды". Действительно так. И кроме обид пришлось испытать и счастья самого светлого чувства - в его жизнь пришла Она. Кто она? Это - тайна. Пришла любовь. Усеперемагаюча любовь-мечта, чистая и высокая, как пение жаворонка.

(Учащиеся самостоятельно анализируют лучшие образцы интимной лирики дома.)

V.Итог урока. Осмысление изученного.

Предлагаем учащимся задуматься над строками В. Гончара: "Из глубины народной жизни вышла поэзия В. Симоненко. С мужества народа, с горя его и его победоносной борьбы виспівалась она. Отсюда тот дух несокрушимый, которым она проникнута, отсюда и разгоряченный страсть, которая изобилует в ней. Ветер времени не остудил Симоненковйх стихов, огнем души теплятся они и сегодня, как и тогда, когда впервые так жагучо и неповторимо вибурхнулись в мир".

VI.Домашнее задачи.

Записать свои соображения по поводу актуальности поэмы "Курносый барометр" в наш время. Самостоятельно обработать интимную лирику В. Симоненко. Выучить наизусть один из стихов. Использована литература:

1. Гончар О. Витязь молодой украинской поэзии//Гончар А. Чем живем: На путях к украинского Возрождения.- К., 1991.- С. 190-194.

2. Дзюба И. Больше себя самого//Наука и культура: Украина.- К., 1989.- Вып. 23,- С. 310-323.

3. Жизнь, как вспышка молнии: Воспоминания друзей и коллег о Василия Симоненко,- Черкассы, 1991.

4. Ткаченко А. Василий Симоненко: Очерк жизни и творчества,- К., 1990.