Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОКИ 36-37

 

Тема. О. Гончар "Собор". Рассказ о трудовых буднях рабочего поселка над Днепром. Соответствие между художественной структурой произведения и замыслу автора правдиво обрисовать душные годы застоя. Собор как символ духовной красоты человека, его личной причастности к исторического бытия народа и человечества. Обеспокоенность автора, вызвана нарушением принципов демократии в обществе. Защита красивого и полезного, моральных ценностей. Образы романа. Эпос, его основные жанры. Роман и его разновидности.

Цель: помочь учащимся понять основные проблемы, художественную и моральную ценность романа "Собор", ознакомить учащихся с историей написания и оценке этого произведения критикой.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: роман А. Гончара "Собор", эпиграф.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

1. Расскажите о жизненный и творческий путь А. Гончара.

2. Какие эпизоды из жизни писателя запомнились вам больше всего?

III.Сообщение темы и цели урока.

IV.Восприятие и осознание нового материала.

Слово учителя.

Эпиграфом урока могут стать слова А. Довженко:

"Бог в человеку. Он есть или нет. Но полное его отсутствие - это большой шаг назад и вниз. В будущем люди придут к нему. ...К божественному в себе. К прекрасного. К бессмертному. И тогда не будет гнетущей серой скуки, звірожорстокого, тупого и скучного, безрадостного будней."

Роман О. Гончара "Собор" - это боль, искренность, беда и надежда великого художника, родственно связанного со своим народом, с его традициями, историей, современным и будущим, то есть судьбой народной, неотделимой от судьбы писателя.

Этот роман имеет и позанаціональне значения, потому что его проблемы - проблемы всемирные, которые ежедневно ставят нам вечные вопросы: Кто мы? Что для нас прошлое, без которого нет будущего?

Судьба романа "Собор" Олеся Гончара необычная и сложная. С историей издания и травля "Собора" ознакомимся подробнее.

(Рассказывает ученик-исследователь.)

В 1968 году в журнале "Отчизна" был напечатан роман "Собор". Читатели встретили его с большим интересом и симпатией, как и каждое произведение Олеся Гончара. В интервью журналу "Украина" (1967 г.) Гончар сообщил об окончании работы над "Собором": "... Я вовсе не хотел своим новым произведением побільшувати так называемых "производственных романов". Прежде всего меня интересовала и интересует современный человек, которому приходится жить и совершать свой труд во времена необычные, на гребне двадцатого века. Что волнует людей старшего поколения, как формируется наша молодежь, ее духовный мир, как относится наша современный человек до больших достижений своего народа, к сокровищам народной культуры, чувства, мысли и надежды вкладывает в свою ежедневную строительную работу, с какими духовными достижениями уходит человек в свой завтрашний день - все это было предметом размышлений в процессе работы над новой книгой."

1968 год был юбилейным для Олеся Гончара: 3-го апреля ему исполнилось 50.

В феврале роман "Собор" появился в издательстве "Днепр" в серии "Романы и повести". Не успела высохнуть типографская краска на первых экземплярах, как тогдашняя официальная критика подняла шумную кампанию против этого произведения. Олесь Гончар на то время был признанным и авторитетным лидером украинской литературы, лауреатом всех возможных литературных премий СССР, однако существовали "табу", которых даже он не должен был прикасаться.

Первые отзывы на роман были положительные: Г. Малиновская, Л. Новиченко, С. Шаховской высоко оценили новое произведение Олеся Гончара, отмечая его весомое интеллектуальное наполнение, поисковый, дискуссионный план, гостропроблемність и полемичность. Направил письмо Гончарова и Григор Тютюнник: "Только что прочитал "Собор". Орлиный, соколиный роман Вы написали, роман-набат! О, как зашипит эта ретроградная грязь, опознав самого себя; либо недовольство Вами выскажут, и конечно же, вишепчуть на ушко начальству обижены, старые и новейшие (уже наплодились) экстремистские жеребчики, что играют в "вождиков", поскольку разрешено и даже "поощряється", как неудобно чувствовать себя "одаренные мальчики", что ищут себе к уютненькому, с денежками, уюта в украинской литературе и улыбаются при слове "гражданин" так, будто все на свете поняли, нашли ему цену. ... их жаль. То, может, хоть вы скажете "Собором": не туда, отроки, вот вам знамя! ... Это написано гениально, Олесю Терентьевичу, поэтому и страшно, ужасно ...".

Григор Тютюнник был прав: после положительных отзывов в прессе на протяжении января - марта 1968 для Олеся Гончара и его произведения наступила черная полоса. В апреле началась планомерная кампания публичного шельмования "Собора". В прессе появились организованные отзывы "анонимных читателей", которые решительно осуждали роман, даже не листая его страницы. Тех, кто положительно оценивал произведение, ждали гонения, увольнения с работы, запугивания. Печальную роль в этой кампании сыграл первый секретарь Днепропетровского обкома партии А. Ватченко (друг Брежнева), который с подачи своих подчиненных узнал себя в образе Володьки Лободы, ведь он тоже "сдал" своего отца в дом для престарелых. Возмущению высокого чиновника не было предела, и Ватченко, заручившись поддержкой "верхов", начал действовать.

В Киеве на Пленуме ЦК КПУ Ватченко прямо обвинил автора романа, что тот "очернил" советскую действительность, направил содержание "Собора" "против людей труда", "по-клеветническом показал духовные черты тружеников, а это означает, что роман идейно вредный."

На поддержку Олеся Гончара в "Литературной газете" Николай Бажан опубликовал статью "В полной силе роста", в которой назвал "Собор" большим успехом прозаика, значительным, глубоким, многоплановым произведением.

Однако механизм расправы с Олесем Гончаром и его романом был запущен, и впоследствии появляются "разгромные" статьи академика Шамоты, Федя и им подобных. Это еще больше привлекло внимание к опальной книги: тысячи читателей присылали Гончарова письма поддержки. Тогда власти прибегли к замалчиванию и произведение было официально запрещены, изъяты из библиотек и книжных магазинов, не допущено запланированного русского перевода для всесоюзного читателя.

Только через 20 долгих лет "Собор" вернулся в литературный оборот. 1987 года его переложили на русском языке, а впоследствии вышли новые издания и на украинском. Так этот "многострадальный" произведение вошло в литературный процесс 60-х - 80-х годов.

Слово учителя.

Перед тем, как начать работу над анализом романа "Собор", вспомним основные признаки эпических произведений и определение литературного жанра "роман ".

Эпос - один из родов художественной литературы, которому свойственна розповідно-описательная (эпическая) форма, широта изображения событий и характеров.

Самым популярным жанровой разновидностью эпоса является роман. Роман - это большой по объему, сложный по строению прозаическое произведение, в котором широко охвачены жизненные события, глубоко раскрывается история формирования характеров многих персонажей.

Жанровые разновидности романа:

- автобиографический ("Волынь" Уласа Самчука);

- детективный ("И один у поле воин" Ю. Дольд-Михайлика);

- научно-фантастический ("Хрустальный край" Д. Бузька);

- приключенческий ("Тигроловы" И. Багряного);

- социально-бытовой ("Сестры Ричинские" И. Вильде);

- роман в стихах ("Маруся Чурай" Лины Костенко);

- фантастический ("Одинокий волк". Дрозда);

- роман-дневник (Александр Довженко);

- философский ("Собор", "Циклон", "Твоя заря" Олеся Гончара).

Анализ романа "Собор " можно провести по таким плану:

1. Жанр, композиция, сюжет, название романа.

2. Идейное содержание (проблематика) произведения.

3. Символический образ собора в произведении.

4. Рабочий поселок Зачіплянка. Традиции, досуг, мировоззрение жителей.

5. Молодое поколение в романе.

6. Образ Володьки Лободы как воплощение приспособленчества, морального шаткости, духовной опустошенности.

7. Индивидуальность стиля Олеся Гончара.

Жанр, композиция, сюжет, название романа.

"Собор" по жанровым признакам исследователи называют проблемно - философским романом. Автор не только анализирует абстрактные морально - этические категории. Его прежде всего волнуют проблемы духовности современников, поиски ими смысла бытия, вопросы исторической памяти и преемственности поколений, источники национального нигилизма, потребительства, преступного равнодушия в отношении национальных святынь и природы.

Роман "Собор" состоит из 26-ти разделов и двух вставных новелл - "Черное очаг" и "Бхілайське очаг". Действие романа происходит в рабочем поселке Зачіплянка. Есть в романе и ретроспекции (возвращение в прошлое) - во времена Великой Отечественной войны, в период гражданской войны, в казацкое прошлое XVIII века.

Сюжет произведения медленный, не имеет интригующих поворотов, автор сосредоточен на раскрытии внутреннего мира своих героев, осмысление ими прошлого, современного и будущего. Визитной карточкой каждого литературного произведения есть его название. Который смысл вложил писатель в название своего романа?

Сквозной образ романа - собор - полуразрушенная памятник казацкой архитектуры XVIII ст. и вместе с тем собор - символ исторической памяти народа, духовности, красоты, гармонии, связи поколений, критерий достоинства человеческой жизни, символ самой Украины, в лесах обещаний счастливого будущего, розтерзаної, опустошенной, опутанной проводами. Итак, название романа воплощает идейно-тематический содержание произведения.

Идейное содержание (проблематика) произведения.

Предлагаем учащимся самостоятельно определить проблемы, которые поднимает автор в романе, использовав для подтверждения строки из произведения.

Комментарий учителя.

В "Соборе" Гончар освещает ряд важных морально-этических и социальных проблем, заставляет задуматься над такими вопросами: "Так в чем же, все-таки, он, "конечный смысл всей мудрости земной"? Как быть настоящим? Как удосконалитись? Как должен повести себя, чтобы почувствовать себя перед лицом вселенной действительно венцом природы? Потомки же придут, спросят когда: ану, которыми вы были? Что построили? Что разрушили? Чем ваш дух трепетал?"

"Самый смысл бытия не в том, чтобы жить в согласии с мудрой природой, наслаждение знать труда и поэзию человеческих взаимоотношений. А чтобы научиться этим дорожить, почувствовать потребность это беречь..."

"Почему песен не поете, а слушаете только готовые из этих коробок? Почему даже смех ваш не похож на тот, которым смеялось казачество?"

"Почему у нас так хамлюг много? Почему у нас люди такие злые? Откуда эта злоба, пренебрежение, неприязнь к другим? Желание оскорбить, унизить человека, своего ближнего - это, конечно, патология, но почему она так распространена?"

"Откуда возникает психология браконьерства? Откуда дух разрушения?"

"Пока будем отравлять Днепр? Пока будем травить воздух?"

Следовательно, устами своих героев, Олесь Гончар выражает глубокую обеспокоенность нарушениями принципов демократии в обществе, тенденцией "оказенити" духовное жизнь человека, что приводило разрушению моральных ценностей, гражданскую пассивность, порождало национальный нигилизм и потребительство.

Символический образ собора в произведении.

Предлагаем ученикам ряд вопросов для раскрытия сюжетной линии храма в романе:

- Каким впервые предстает казацкий собор перед нами? Какие впечатления от этого храма остаются у вас и почему?

- Расскажите историю возникновения зачиплянского собора. Почему казаки решили оставить по себе духовный памятник, а не с оружием в руках выступить против Екатерины II?

- Расскажите о перипетиях вокруг собора во время гражданской войны.

- Почему зачіплянська молодежь встала на защиту храма в годы Второй мировой войны?

- О чем свидетельствует превращение собора в состав комбикормов?

- Докажите утверждение: упадок собор - упадок духовности.

- Почему Володька Лобода не относится к собору как к святыне?

- Что значит беречь соборы своих душ?

Слово учителя.

Следовательно, образ собора стал в романе символом духовности, высших человеческих добродетелей. Отношение людей к собору является измерением внутренней красоты человека, его национальной сознания, достоинства, совести. Вокруг собора объединяются сюжетные узлы произведения. У каждого из персонажей романа свое понимание смысла бытия. У Николая Баглая ночной собор вызывает мысли о человеческое предназначение на земле.

" И после тебя придут, будут жить на этой Зачеплянке люди другого склада, других профессий, кибернетики какие-нибудь, астронавты... Кем ты будешь для них? С каким чувством тебя спом'януть? Говорят, что инстинкт смерти является якобы выдающимся в жизни человека. Вроде все диктует страх перед неизвестностью, перед тайной исчезновения И... так ли это? Не больше должен пугать живущего том, что он может просуществовать бесцельно, пройти дорогу жизни человеком-авоськой, відцвісти свои весны пустоцветом? Так в чем же все-таки он, "конечный смысл всей мудрости земной"? Как быть настоящим? Как удосконалитись? Как должен повести себя, чтобы почувствовать себя перед лицом вселенной действительно венцом природы? В чем же твоя душа увековечит себя, где они, поэмы твои?"

В отношении к собору оказываются различные жизненные кредо персонажей, раскрываются их характеры.

Собор в жизни людей - это история. Его спасали, берегли, в нем молились. В Віруньки с собором связаны воспоминания о счастливой любви, в Єльки - крупнейшая в сердце тоска. Для Володьки Лободы уничтожения собора может стать шагом к поднятию по служебной лестнице. В уста молодого архитектора автор вкладывает такие слова:

"Все мы разрушаем. Разрушаем тем, что в стороне стоим. Разрушаем своим равнодушием! Были такие, что Десятинную в Киеве уничтожили. Михайловский Златоверхий на глазах у всех разрушили. И сейчас сами сеем равнодушных! Плодим жестоких..."

Рабочий поселок Зачіплянка.

Олесь Гончар создал обаятельный и человечный образ рабочего поселка, которое хорошо знал и любил. Там в садах улица Веселая, на которой живут неуемная квартальная Шпачиха, вдова Баглаїха, отсюда разносятся по всему углу соловьиные щебетание, записанные Николаем на магнитофон. Не обойти и дом Ягора Катратого, крита камышовыми снопами.

"Живут на Зачеплянке основном праведные люди, или, как Николай - студент сказал бы, правильные". Не поздравили, но тактично промолчали зачеплянке, когда Владимир Лобода, руководитель районной культуры, сдал своего отца до дома ветеранов. И всем миром встали на защиту собора. Вся жизнь поселка связана с заводским циклом. Когда выливают шлак, небо исполняется красным заревом. Молодеет тогда собор, становится лучше, потому что не видны в ней его раны и рубцы, его обшарпанность и жадность. "И пока пылает, дышит небо по всему Наддніпров'ю, стоит среди заводского поселка весь освещен, парусно-полный и чистая, как тогда, в древности, когда впервые здесь возник, вичарувався с души своих мудрых и сильных мастеров".

Молодое поколение в романе.

Молодежь в романе представлена целым группой юношей и девушек 60-х годов. Влюбленные Николай Баглай и Елька (Елена) Чечил привлекают к себе внимание чистотой своих помыслов и душ, юношеским чувством, глубиной и неординарностью личности.

Предлагаем вопросы к характеристике образа Єльки:

- Расскажите про детские годы Єльки.

- Почему Елька разочаровалась в парне, который писал ей письма с армии?

- Какое впечатление произвел на Єльку лектор, который читал лекцию о любви?

- Как вы считаете, можно ли простить Ельце ее падения?

- Стоило ей соглашаться на помолвку с Лободой?

Обобщая все сказанное про главную героиню, следует подчеркнуть, что,

несмотря на девичью ошибку, она строгая и требовательная к себе, глубоко моральный и честный, способна на решительные поступки.

Вопрос к характеристике образа Николая Баглая.

- Докажите, что Николай - "современный интеллектуал".

- Как Николай относится к собору?

- Возможно счастливую супружескую жизнь Єльки и парня?

- Почему к Николаю и Єльки старый учитель Фома Романович обращается с призывом: "Соборы душ своих берегите, друзья... Соборы душ!"

Слово учителя.

Николай Баглай из тех, кто пытается противостоять прагматизма и цинизма, которые поглощают святыни национального бытия. Не задумываясь, он рискует собственной жизнью, изгоняя из собора пьяную компанию. Все заканчивается счастливо: побеждает совесть и любовь, ибо нет в мире большей силы, чем собор чистой человеческой души.

Зачепиловский выдвиженец Володька Лобода.

Временный выдвиженец Володька Лобода из тех, что для собственной карьеры и отца родного продадут, и собор снесут. Душа Володьчина уже давно стала "кучей кирпича".

Вопрос к характеристике образа Володьки Лободы.

- Как относится В. Лобода к исторической святыни?

- Почему сын отдает отца в дом ветеранов?

- Что свидетельствует об отсутствии у Володьки любви и уважения к всего родного и дорогого?

- Какие цели ставит перед собой Володьку? О чем мечтает?

- Способен Володьку на глубокие чувства?

- Ваше отношение к этому образу.

Слово учителя.

Читая роман Гончара, задумываешься: "Откуда же берутся такие люди, как Володька Лобода, когда и почему они из обычных людей превращаются в карьеристов, бюрократов, "батькопродавців"?" Ответ очевиден: это - плоды ужасной тоталитарной системы. Видимо, не один бюрократ узнал себя в этом образе, что стал отрицательным символом эпохи.

Индивидуальность стиля Олеся Гончара.

В романе оказались такие черты индивидуального стиля писателя, как романтическая возвышенность, поэтический лиризм в сочетании с поэтическим реализмом, чувствительность к внутренних струй жизни общества, историзм внутренней жизни современника, внимание всего доброго и красивого в нем, создание образов по принципу идеализации, публицистичность, мастерское владение языком, художественная меткость высказывания. И. Драч, исследуя язык произведений А. Гончара, отмечает, что "... читаешь его - и тебя заполонює необычная стихия, такая органическая, такая цельная, такая душистая..."

V.Итог урока.

Слово учителя.

Всем своим глубоким философским смыслом "Собор" обращенный к нам. Заветы и поступки предшественников напоминают нам о долге перед историей и современностью, перед прошлым и будущим - уважать и оберегать национальные святыни. Олесь Гончар своим романом-набатом призывает нас беречь "соборы своих душ", ибо без них мы не сохраним нашего молодого государства, не предстанем в мире как независимый народ. Итак, это произведение для нас, чтобы мы знали, как спасать старые соборы и строить свои.

VI.Домашнє задачи.

Анализировать сюжетную линию собора, характеризовать идейное содержание и образы-персонажи, выучить наизусть отрывок о красоте казацкого храма.

Использована литература:

1. Вервес Г. Роман-предостережение "Собор"//Слово и время,- 1990.- №4.

2. Коваль В.К. "Собор" и вокруг собора,- К., 1989.

3. Литературоведческий словарь-справочник. - К., 1997.

4. Погребной А. Олесь Гончар: Очерк творчества.- К., 1987.

5. Слово о Олеся Гончара: Очерки, письма, эссе, исследования.- К., 1988.

6. Солод Ю. Защитник соборов//Украинская литература - XX: взгляд на рубеже тысячелетий. - К., 1999. - С. 276-289.