Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 35

 

Тема. Олесь Гончар. Обзор жизненного и творческого пути.

Цель: познакомить с биографией писателя; рассказать о формировании личности и мировоззренческих убеждений в условиях тогдашней действительности, трудового окружение, тяжелых испытаний военного лихолетья; раскрыть значение творчества художника для украинской литературы, воспитывать любовь к художественному слову.

Тип урока: лекция.

Оборудование: портрет А. Гончара, выставка произведений писателя, эпиграф.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Сообщение темы и цели урока.

II.Восприятие и осознание нового материала.

Слово учителя.

Эпиграфом урока пусть станут слова А. Гончара:

"Лучшие мастера из всех мастеров это те, которые всегда приносят радость и себе, и другим."

Он мечтал стать таким мастером. Не потому ли в его произведениях столько света. Его творчество - воплощение духовной красоты нашего народа. Материал для учителя.

Родился Александр (Олесь Гончар 3 апреля 1918 года в слободе Суха (теперь Кобеляцкого г-ну) Полтавской области в семье рабочих Терентия Сидоровича и Татьяны Гавриловны Гончаров. Олесь знал свою маму только по фотографиям. В 1921 году она умерла, и Олесь переехал к бабушке и дедушки (родителей матери). Сестра осталась при мачехе. Олеся воспитывала бабушка. Это была веселая, ласковая женщина, которая любила пошутить и вечно хлопотала по хозяйству - забот было много: накормить, одеть, обуть, вывести внука в люди. Благодаря своей бабушке Ефросинии Євстахіївні О. Гончар вынес самые теплые воспоминания о детстве: "Бабушка была неграмотной, но без нее, наверное, я не стал бы писателем. В ее ласковой, людинолюбній натуре, в ее образе как бы воплощалось для меня все лучшее, что есть у нашего народа: трудолюбие, честность, правдивость, безграничная доброта, одаренность. Эта вечная труженица, эта темная, неграмотная, но исключительно чуткий к чужому горю женщина своей искренней человечностью стоит для меня рядом с теми, чьи творения нас захватывают и кого мы называем по их деятельностью гуманистами... Ее влияние на мое развитие был огромный, и затем, в самые трудные минуты жизни, я вспоминал ее."

Безудержная жажда к чтению, к познанию нового привела Олеся Гончара к выбору будущей профессии. После окончания семилетней школы в селе Бреусовка Козельщинского района он работает в редакции районной газеты "Развернутым фронтом" в городке Козельщина. В течение 1933-1937 годов учился в Харьковском техникуме журналистики им. М. Островского. С 1937 года Олесь Гончар печатается в прессе с литературоведческими статьями. Уже в студенческие годы ему прочили большое литературное будущее.

В 1938 году Олесь Гончар становится студентом филологического факультета Харьковского университета, увлекается научной работой, исследует язык произведений М. Коцюбинского, готовит научную работу по поэме "Моисей" Ивана Франко, собирает материалы о Григории Сковороде.

Дмитрий Белоус вспоминает: "Он (Олесь) уже печатался в газетах и журналах, переписывался с Петром Панчем. За свои публикации получал гонорар. И когда мы не дотягивали до стипендии, он безотказно выручал нас ссудой. На курсе Гончара любили, никто не называл его по фамилии, а просто - Олесь. Силовое поле такого таланта, как Гончар, не могло не влиять на молодых литераторов, которые окружали его."

О. Гончар в это время упорно работает в библиотеках, печатается в журналах, дебютирует с новеллами "Иван Мостовой", "Черешни цветут", "Орленок" и повести "Стокозовое поле". Ранние произведения Гончара были положительно оценены Андреем Малышко, Юрием Яновским, Петром Панчем.

Война стала вторым университетом для Олеся Гончара. Он в составе студенческого батальона добровольцем ушел на фронт, хотя мог воспользоваться броней, которая давала бы ему возможность закончить обучение. Первое боевое "крещение" солдат А. Гончар получил в боях за Киев. Возле Белой Церкви на реке Рось в июле 1941 года его впервые были ранены. Подлечившись в полевом госпитале, снова отправился на фронт, где во второй раз получил ранение, значительно сложнее первого. Лечился в Красноярске. Драматические события войны найдут отражение в романах "Человек и оружие" (1960) и "Циклон" (1970). После выздоровления вернулся на фронт сержантом гвардейского подразделения минометной роты. Дорогами войны Олесь Гончар прошел до Праги. Неоднократно ему предлагали перейти на работу в дивизионную газету, но он остался с теми, с кем делил все, что выпадало солдату. "Если останусь живым, расскажу о вас", - говорил О. Гончар.

После окончания войны и демобилизации из армии в декабре 1945 Олесь Гончар поселился в Днепропетровске (Ломівці), у старшей сестры. В 1946 году закончил обучение в университете, защитил дипломную работу "Новеллы Василия Стефаника" и остался ассистентом на кафедре украинской литературы. В то же время в журнале "Украина" было опубликовано романтическое повествование "Модры Камень" о нерозквітле любви советского солдата-разведчика и чешской девушки Терезы.

Петр Панч, главный редактор "Украины", с которым Олесь Гончар переписывался еще перед войной, искренне поздравил молодого автора: "Хороший рассказ. Светлое, искреннее, убедительное...". На пленуме союза писателей Павел Тычина высоко оценил творчество Олеся Гончара, выделив, в частности, его новеллу "Модры Камень", которая "много чем родственная с такими произведениями наших славных предшественников, как "Макар Чудра" М. Горького, "Дебют" Г. Коцюбинского, "Песнь песней" Шолом - Алейхема.

Однако на общеуниверситетских собраниях Гончара остро критикуют за тематическую недальновидность и фальшь рассказы, его даже могли исключить из университета. Вот тогда настоящие друзья поддержали молодого писателя. Среди них была Валентина, студентка филологического факультета, которая стала женой и верной помощницей на всю жизнь, матерью двух детей - сына и дочери.

Вступив в аспирантуру Института литературы АН УССР, Олесь Гончар переезжает в Киев. Так начинается его профессиональная писательская деятельность. На протяжении 1946-1948 лет были напечатаны романы "Альпы", "Голубой Дунай" (Государственная премия СССР, 1948), "Злата Прага" (Государственная премия СССР, 1949), которые составили трилогию "Знаменосцы", впервые опубликованную в журнале "Отчизна". До Олеся Гончара пришли настоящие слава и признание. На это время ему было ОКОЛО лет! Остап Вишня писал в дневнике: "Олесь Гончар. Настоящий талант. Или удержится? Думаю, что удержится и даст для литературы много хорошего. Он - бесспорно, для литературы. Не спекулянт! И никогда им не будет! Не дай только бог, чтобы голова закрутилась. Думаю, что не закрутится! Не доживу я, наверное, до полного расцвета его своеобразного таланта. А хотелось бы! Очень! Пусть живет!"

Читатели искренне полюбили роман "Знаменосцы". Несмотря на упреки критики 90-х лет, мол, произведение перегружен идеей освободительной миссии Советского Союза и руководящей и направляющей роли коммунистической партии в победе над фашизмом, трилогия "Знаменосцы" несет читателям идею гуманизма, раскрывает "красоту верности" (в любви, дружбе). Среди действующих лиц "Знаменосцев" - люди разных национальностей, но с какой любовью, юмором, мастерством изображены фигуры Фомы Хаецкого, братьев Блаженків. Олесь Гончар показал героизм украинского народа в годы войны. До глубины души поражало и ранило писателя, когда он читал в произведениях белорусских писателей про украинцев-полицаев, предателей. Когда Олесь Гончар в 90-х годах находился в Канаде, его спрашивали, не будет ли он переписывать роман "Знаменосцы", на что писатель ответил: "...Это дорога для меня книга, она о моей молодости, о друзьях-фронтовиках. Это книга-реабилитация украинцам, которым все время упрекают, что они продались немцам. Своим произведением я стремился снять клеймо предателей из наших людей. Я отделяю своих фронтовых побратимов от тех изменников и предателей, послевоенных и нынешних, которые загнали Украину в коммунистическое иго и безумно хохочут над нашими святыми чувствами. Итак, книгу свою я никогда не перепишу, как нельзя переписать нашу историю".

Творческий доработок Гончара следующих, в частности 50-х годов, исследователи трактуют неоднозначно. Произведения "Земля гудит" (1947), "Таврия" (1952), "Перекоп" сегодня воспринимаются как такие, что отмеченные влиянием тоталитарной системы, как дань литературной традиции "социалистического реализма".

В 1959 году Гончар возглавил правление Союза писателей Украины и 12 лет был неизменным председателем, работал главным редактором журнала "Отечество", избирался секретарем Союза писателей СССР, депутатом Верховного Совета СССР и УССР. Власть пыталась высокими должностями и наградами "приручить" его. Благодаря авторитету и общественному положению Олесь Гончар смог много сделать для украинской культуры, для сохранения украинского языка.

За годы его председательства никого не было исключено из Союза писателей, он сумел отстоять Лину Костенко, Григора Тютюнника, Василия Земляка, добился издания романа "Водоворот" Григория Тютюнника и присуждении Шевченковской премии.

60-е годы стали для Олеся Гончара годами творческого подъема. В это время написаны романы "Человек и оружие" (1960, Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко 1962), "Тронка" (1963, Ленинская премия 1964), "Собор" (1968).

Роман "Собор" было изъято из литературного процесса на 20 лет, поскольку автор затронул в нем актуальные проблемы: "откуда психология браконьерства, откуда дух разрушения, пока будем отравлять Днепр", откуда "безотцовщина", откуда неумение любить и уважать свой народ, своих потомков, тот дух вольности и патриотизма, скоро исчезнут и лакизи казенники, хитрецы и трусії, ведь из всего худшего, что может быть в человеке, это заячья душа, душа раба?

"Собор" - это роман размышлений и вопросов, искать ответы на которые писатель призывает читателя, общество, народ.

В 70-тых годах выходят в свет романы "Циклон" (1970), "Берег любви" (1976), повесть "Бригантина" (1973). Настоящим творческим взлетом Гончара стал роман "Твоя заря" (1980), за который писателю была присуждена Государственная премия СССР (1982).

В середине 80-х годов О. Гончар публикует рассказ "Гений в обмотках", "Народный артист", "Ночь мужества". Как литературовед, критик, публицист Олесь Гончар реализовал себя в книгах "О нашем писательстве" (1972), "Писательские размышления" (1980), "Чем живем. На путях до украинского Возрождения" (1981).

В октябре 1990 г. О. Гончар в знак солидарности с голодающими студентами (среди них была и его внучка Леся) написал заявление о выходе из КПСС.

В 1992 году О. Гончар стал почетным доктором Альбертского университета в Канаде, а Международный биографический центр в Кембридже (Англия) признал Олеся Гончара "Всемирным интеллектуалом 1992-1993 годов".

Для многих украинцев имя Олеся Гончара тесно связано с нашим национальным возрождением: он открывал Учредительную конференцию Общества украинского языка им. Т. Г. Шевченко, Учредительный съезд Народного Движения Украины, выступал в защиту украинского языка, экологии, за возвращение национальной памяти.

Жизнь писателя оборвалась 14 июля 1995 года. Среди последних записей на его письменном столе были такие: "Духовность - то как озоновая поднебесная лепесток, что так бережно окутывает планету и не дает разрушить жизнь. Заботиться о духовную наполненность души, о ее духовном здоровье и заботиться о среде, в котором живем, - это, пожалуй, главное. Душа и природа в согласии своей обеспечат надежность жизни."

V.Закрепление.

Вопросы для учащихся.

1. Выскажите свое мнение о месте и роли О. Гончара в литературе.

2. Почему имя Олеся Гончара, начиная от 60-х годов, связывают с украинским национальным возрождением?

VI.Домашнее задание.

Подготовить рассказ о жизни и творчестве писателя, прочитать роман "Собор".