УРОК 34
Тема. Андрей Малышко. Жизненный и творческий путь писателя.
Цель: познакомить одиннадцатиклассников с биографией и творческими
достижениями поэта, раскрыть неповторимую образность поэзии А. Малышко.
Тип
урока: комбинированный.
Оборудование: портрет А. Малышко, выставка произведений, эпиграф.
Ход урока
I.Организационная часть.
II.Актуалізація и коррекция опорных знаний.
Вопросы для учащихся.
1.
В чем, по вашему мнению, секрет особой популярности романа
"Тигроловы" И. Багряного на Западе?
2.
"
смелые всегда имеют счастье"? (Заслушать несколько размышлений учащихся).
III.Сообщение темы и цели
урока.
IV.Восприятие и осознание
нового материала.
Материал для учителя.
Эпиграфом
урока могут быть такие слова:
...Мужественным любой
обороны ее (правду)
Наказывай себя и сердце рви на
доли,
Сбивай колени в кровь,
Упав, восстань,
И вновь иди, и вновь ищи
ее
(А.
Малышко).
Поэтический
голос А. Малышко - это голос народа, голос жизни. Он является одним из настоящих
наследников Великого Кобзаря. Влияние народного творчества был настолько весомым,
что десятки Манишкових произведений положены на музыку и стали народными.
Андрей
Самойлович Малышко родился 14 ноября 1912 года в Обухове на Киевщине в
семье сапожника. Поэт упоминает в своей "Автобиографии": "Семья наша
была большая - одиннадцать детей, и отец с матерью, и старенькая бабушка.
Земли же отец имел около двух десятин - всех не прокормишь. Хочешь не хочешь, а в
засушливые годы еще весной он шел со своими соседями на заработки в далекую
Таврию, в бориславские и каховские степи". Большое влияние на развитие его
художественного дарования имели родители и дядя Никита - "чернокнижник",
который открыл парню мир большой литературы, читая ему Шевченко, Толстого,
Пушкина.
После
окончания семилетки А. Малышко в 1927 году уезжает в Киев и поступает в медицинское
училище. Но литература манит юношу все сильнее. В 1929 году он переходит в
Институт социального воспитания, где заканчивает литературный факультет. Учительствует на
Житомирщине, служит в армии, работает в газетах, редактирует журнал "Молодой
большевик". С 1930 года в периодике появляются стихи А. Малышко. В
коллективном сборнике "Дружба" (1935) помещен его небольшую поэтическую
добірочку. В 1936 году вышел первый сборник "Родина", а впоследствии -
"Лирика", "Из книги жизни" (1938), "Рождение
сыновей" (1939), "Жаворонки", "Письма красноармейца Афанасия
Байды", "Березань" (1940). Ранние стихи Андрея Малышко полны
веры в торжество большевистских идей, счастья колхозников, уважения к ветеранам
войны и труда, молодого оптимизма.
Однако
реальная действительность сталинских 30-х, с ее показарменним городом и поруйнованим
селом, не укладывалась в этическую систему, которую искренне исповедовал Малышко. Между
близкой поэту идеей жизни и самой жизнью проглядывала моральная пропасть, а
художник должен был делать вид, будто ее нет. Отсюда - ощутимая декларативность
стихотворения. Этими недостатками была обозначена едва ли не вся советская поэзия того времени. Однако
невозможно перечеркнуть целого ряда прекрасных довоенных стихов Малышко
("Сыпала снегом завия", "Пал камыш зеленой стеной",
"Бусел", "Ручей", "Дождик за окнами плачет").
В годы
Второй мировой войны поэт работает корреспондентом фронтовых газет (в том числе
"За Советскую Украину"), вместе с Сосюрой, Довженко выезжает на
фронты, выступает перед бойцами. В этот особый период, потребовавший от
нашего народа крайнего напряжения всех физических и духовных сил, мобилизуется
и стих Малышко. Телами сыновей и дочерей народа заполнилась пропасть между идеей и
жизнью, ибо только свободолюбивые идеалы народной этики, звали к самопожертвованию и
героизма, могли защитить и мир, и сама жизнь. В годы войны Малишкове слово
стало моральной силой для народа, а оспівуваний поэтом героический и человеколюбивый
дух выражал не отдельный эпизод реальности, а ее истинную суть.
Произведения
Малышко военного времени воспринимаются как исповедь поэта-воина, жившего одной жизнью
с украинским народом. Это - своеобразный лирический дневник. А открыл его цикл
стихов "Украина моя!" - самый драматичный по своему содержанию и эмоциональному
наполнением произведение.
Высоко
оценил и художественно проанализировал его Дмитрий Павлычко: "...Нигде не Малышко
достиг такой многоплановости в показе жизни украинского народа, такой эпической
масштабности и вместе с тем самопроизвольной литературной ювелірності, нигде не был
таким усложненным и изменчиво разным, как в этом произведении.
Украина моя, дальше, грозами
свіжопропахлі,
Полевая моя мрійнице.
Капля в солнце с весла.
Я отдам свою кровь, свою
силу и нежность до капли,
Чтобы из огня ты встала,
тополем в небо выросла!
("Украина моя")
Цикл
"Украина моя!" стал одним из самых выдающихся явлений украинской поэзии
периода войны.
В 1949
году выходит в свет "Весенняя книга" А. Малышка, что приносит
возвышенные жизнеутверждающие настроения, характерные для первых послевоенных лет. В 1946
году поэт с группой деятелей украинской культуры посетил США и Канаду. Впечатление
от этой поездки отразились в новой книге стихов "За синим морем"
(1950), за которую в 1951 году Малишкові было присуждено Сталинскую премию.
Противопоставляя "капиталистическое ад" и отечественное счастливое будней,
книга эта в период "холодной" войны имела особое политико-воспитательное
звучания, что, впрочем, не помешало поэту выявить и своеобразие образного
мышления, и самобытность стиля.
Следующие
книги Малышко - "Что записано мной" и "Сердце матери моей" -
увидели свет во второй половине 50-х годов, после XX съезда партии, когда
началось развенчание культа личности Сталина. Поэзия А. Малышка медленно
лишается декларативности, псевдопатетики. Природная склонность к лирическому
самовоздействия, что так убедительно открылась в стихах Малышко военной поры,
чувствуется в лучших произведениях этого периода, посвященных памяти матери, родной
природе, любви: ("От явора тянется длинная тень ...", "Трудные
ветры не выпили росы", "осенних Лугов теплые голоса ...",
"Ты забрала все в начале", "Я люблю твои глаза в мечты
...", "Я забыл, что плачут с поцелуя").
В 60-х
годах талант Андрея Малышко расцвел особенно. В течение десятилетия им было
создано восемь поэтических книг - "Полдень века" (1960), "Вещий
голос", "Письма на рассвете" (1961), "Прозрачность"
(1962), "Дорога под яворами" (1964), "Рута" (1966),
"Синяя летопись" (1968), "Август души моей" (1970).
Следует
признать, что А. Малышко был первым из поэтов, кто до боли остро проникся
морально-философскими, социальными, экономическими проблемами НТР и, как художник,
проникнутое заботой о жизни на земле, выразил цивилизационного наступления
на материальный и духовный мир значительно больше предупреждающих суждений, чем
увлечений.
Сборник
"Далекие орбиты" (1962) был отмечен Шевченковской премией на
честь 50-летия поэта. В сборнике "Дорога под яворами" (1964) автор
возвращается к теме войны. Раны, нанесенные войной, так никогда и не зажили в
души поэта. В лучшие минуты жизни его душа осявалась нежными, лирическими
воспоминаниями, благодарными чувствами к природе, людей. Эта сборка была отмечена Государственной
премией 1969 года.
В течение
творческой жизни А. Малышко создал 17 поэм, среди которых "Прометей",
"Это было на рассвете", "Кармалюк", "Дума про казака
Даниила". В его наследии - художественные переводы, публицистика, литературно-критические
статьи, оперные либретто.
Умер А.
Малышко 17 февраля 1972 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище.
"А.
Малышко - один из самых ярких наших национальных поэтов. Человек пламенного
темперамента, творческого безумия... Он оставил нам золотые россыпи своих
стихов, неувядающую красоту своих песен", - писал О. Гончар.
50-е
годы XX века - плодотворный этап в творчестве Андрея Малышко. Лирические поэзии
воспроизводят мелодичность украинского языка. В это время написано поэзии, стали
известными песнями: "Мы пойдем, где травы наклонные", "Учительница",
"Песня про рушник", "Сте5кина", "Утренники
соловьиные". Музыку на тексты Малышко писали Платон и Георгий Майбороды,
Левко Ревуцкий, Александр Билаш.
(Звучат песни А. Малышко с магнитофонной кассеты.)
Слово учителя.
"Песня
о полотенце" - одна из любимых в народе. Написанная в 1959 году к фильму
"Лета молодые". Кадры фильма забылись, а песня живет до сих пор, ее
поют и за пределами Украины.
Посвящена
она незабвенному образу матери, которая провожают сына из родного дома
"в дорогу дальнюю". Вдохновлял поэта на создание этой поэзии образ
родной матери, простой крестьянки, что, бывало, склонившись за прядкой, в зимний
вечер споет тихо и докажет малого плачу. Песен она Знала много и
пела их с большим чувством.
Монолог
сына проникнутый любовью к ней, благодарностью за ее заботу и ласку. Вышитый рушник,
что, по традиции, мать дарила на дорогу, символизирует ее благословения. В
ответ сын находит простые и в то же время искренние слова благодарности.
Пусть на нем цветет
росяниста дорожка,
И зеленые луга, и соловьиные
рощи,
И твоя верная
материнская ласковая улыбка,
И расстроенные глаза хорошие
твои.
С
издревле вышитый рушник - одна из святынь нации. С полотенцем украинцы
связывают множество торжественных событий. Это - украшение современной крестьянской избы. И в
городских квартирах образы, портреты Шевченко и супруги украшаются
полотенцами. В старину сватовство считалось удачным, если девушка подавала
полотенца. 1 сейчас во время свадебной церемонии молодые становятся на рушник. А.
Малышко углубил понимание этого образа. На этом рушнике поэт видит все:
"... и росянисту дорожку, и зеленые луга, и соловьиные рощи", на нем
оживает "и детство, и разлука, и материнская любовь". На нем - все
жизнь, судьба человеческая. Ведь дает его сыну иметь на счастье, на судьбу, и так же
принимает его сын: "Я возьму тот рушник, простелю, наче долю".
Выдворяла
взрослого ребенка в большой мир, мать дарила "на счастье, на судьбу"
вышитый рушник.
Образ
матери в поэзии Малышко ассоциируется с Украиной.
Свете
воспоминания оставил А. Малышко о школьных учителей.
(Чтение стихотворения "Учительница". Слушание песни.)
Слово учителя.
Поэзия
"Учительница" впервые появилась в сборнике с лирико-символической названием
"Полдень века". Ею встречал А. Малышко свое пятидесятилетие.
Вероятно,
где-то в весенний канун своего жизненного полудня пришел поэт к родному краю,
к школе, к незабвенной учительницы.
Солнышко встает, и в росе
трава,
Возле школы у нас
зацветают цветы,
Учительница моя, зоре
мировая,
Где тебя спрашивать, где тебя
встретить?
Обращаемся к ученикам с вопросом:
1. Почему автор говорит: "где тебя
питать?" Неужели он ничего не знает про свою учительницу? (Видимо, так сложилось, что поэт давненько сюда не
наведывался, не знал, как живется-здоровится его учительнице.)
Слово учителя.
Картины
детства предстают в поэзии, словно живые, они неотделимы от образа учительницы:
На столе лежат зошитки
малые,
И работы время прогоняет
усталость.
И летят-летят в небе
журавли,
И звенит звонок
мальчику малому.
На смену
детству пришла зажигательная юность, новые пути-дороги. От кровавых взрывов
войны вспыхнули колосистые поля и синее небо. С осиротелыми сестры разделила
учительница невыразимо тяжкое материнское горе:
Двух сыновей твоих взяли
фронты,
Потому что на родной край упала
черная ливень.
В партизанскую ночь
поседела ты,
Как в тяжелое мороз непожата
нива...
Солнышко
поднялось выше, на школьном дворе и с появились первые ученики, оживленно зашумели, а
незаметный за деревьями ранний гость все смотрел на дорогу, тревожно ожидал,
в надежде на вожделенную встречу. И вот появилась учительница, но... другая. Молодая,
статная, не склоненная летами, но чем-то так похожа на его первую наставницу. И
напряженные чувства поэта взорвались из сердца:
Вновь щебечет молодежь и цветет
трава.
Узнаю тебя в фигуре
несхилій,
Учительница моя, зоре
мировая,
Раднице моя на Украине
милой!
Так
говорят об очень дорогих сердцу людей. В словах бывшего ученика пульсирует горячая
нежность с обескураживающим грустью. Они входят и в наши сердца, волнуют доверчивой
чистотой лирических откровений поэта, который пронес глубокие и светлые чувства
благодарности учительнице, незгаслій заре детства.
Строение
стихотворение "Учительница" песенно-розповідна. Стих написан хореєм. Это предоставляет
ему легкости и певучести. Трогательной образностью обогащают стихотворение эпитеты,
метафоры, сравнения, инверсии, повторы. Особой жаждой чувств согреты
лирические обращения, которыми начинается и завершается песня: "Учительница моя,
звезда мировая...".
Когда в
украинской поэзии появился Малишків лирический герой, в него влюбляется
молодежь, он беспокойный и нероздвоєний в душе. Ведь одной из главных
примет Манишкового характера была ненасытная жажда к жизни. В душе поэта она
превратилась в жажду творчества, стремление постичь тайны мира, дать им
поэтическое толкование. В стихах Малышко соединились и мудрость, и красота. Объектом
поэзии становится все, чего только касается острый, наблюдательный взгляд художника.
Поэт хорошо владеет неисчерпаемым богатством украинского языка, тонами и оттенками
слова, мелодике фразы. Умение увидеть и почувствовать земную красоту, передать ее
метким, точным словом и обеспечивает Малишковій творчества волшебную, привлекающую
силу.
Буду учиться языка золотой
У травы-веснушки, в горы
крутой,
В веселого ручейка,
встанет рекой,
В паростка-побега зеленого,
вырастет смеричкой.
Большинство
стихов А. Малышко не имеют названий, а известные по первой строке. Это еще раз
подчеркивает эмоциональность, лиризм как основную черту поэтического письма.
Познакомившись ближе со стихотворением "Тяжелые ветры не выпили росы",
увидим, что в поэзии важна не столько тезис, как настроение, который словно
переливается из строфы в строфу.
(Чтение стихотворения "Тяжелые ветры не выпили росы "
лучшим чтецом класса.)
Слово учителя.
Вы
заметили, что в поэзии звучит ностальгия по простым сельским бытом, который
представляется автору поэтическим, чистым, наполненным всечеловеческого содержания.
Этот стих
тоже очень песенный, с хорошим звукописью, неожиданными и искренними тропами:
"тяжелые ветры", "черлені травы", "русый клен",
"дни, словно загорелые дети".
В сборнике
"Письма на рассвете" (1961 г.) есть поэзия "Письмо к гречке".
Написанная белым стихом, она воскрешает в памяти посвящение "Кононівським
полям" М. Коцюбинского.
(Чтение стихотворения "Письмо к гречке " лучшим чтецом
класса.)
Слово учителя.
Лирический
герой признается адресату, что ему
Часто снятся твои ковры,
Белоснежные и медвянисті,
Где тонкие шершавые
пчелы
Колышутся на ветрах...
Поэт будто
признается в любви гречневом полю, которое представляется поэту страной стихов.
Эпитеты, сравнения, метафоры в этой поэзии полны такого величия и любви,
которые скромная гречка, пожалуй, и не надеялась никогда.
Звучат в
поэзии и тревожные воспоминания о голодных годах, когда гречка "кормила кашей,
вместо хлеба и молока". И гречка, и ее медовый цвет, ее теплые янтарные
зернышки становятся символом жизни.
Человек
пламенного темперамента, творческого неистовства, художник оставил нам золотые россыпи
своих стихов, неувядающую красоту своих песен, в которых - настоящие сокровища чувств,
буйство красоты, тепло любви. Они принесли поэту бессмертную славу.
И
кажется не случайным, что последним произведением поэта, написанным в больнице за
неделю до смерти, была знаменитая "Тропа", в которой художник
размышляет над человеческой жизнью, вспоминая родную тропинку, которая имеет начало, и не
имеет конца.
Звучит песня "Тропинка ".
V.Итог урока.
Закрепление изученного.
Слово учителя.
"Объектом
поэзии становится все, к чему только прикасается зоркий, наблюдательный взгляд художника.
Небо и трава, человек и птица - все под его пером приобретало поэтичности,
просилось в песню, все вызвало свежие ассоциации, размышления. Для Малышко не
существовало "непоетичних" тем, и в этом, пожалуй, больше всего и выявляет
истинность художественного дарования", - писал Олесь Гончар.
М.
Рыльский о песенное творчество поэта сказал: "Спасибо ему! Он греет нам
сердце своим горячим сердцем, и песня его живет в народе, как народ живет в его
души".
Объясните,
как вы понимаете эти слова?
VI.Домашнее задание.
Подготовьте
рассказ о творчестве А. Малышко, выучите наизусть "Песню о
полотенце".
Использована литература:
1.
Лещинская Л. Песенное творчество Андрея Малышко: Литературно-
музыкальная композиция //Украинская литература в общеобразовательных школах,- 2000,-
№5,- С.60-62.
2.
Малишкові дороги. Воспоминания об Андрее Малышко,- К., 1975.
3.
Сердюк П. Песня про учительницу//Литературная Украина.- 1997.-
№40.- С. 4.