Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 3

 

Тема. Жизненный и творческий путь Николая Волнового.

Цель: ознакомить старшеклассников с жизненным путем и творчеством писателя, одного из инициаторов литературной дискуссии 1925-1928 годов, основоположника настоящей украинской прозы.

Тип урока: лекция.

Оборудование: портрет М. Волнового, выставка произведений М. Волнового и книг о него.

Ход урока

И. Организационная часть.

II. Сообщение темы и цели урока.

Эпиграфом урока могут стать слова И. Драча:

"... Он свято верил в возможность редкого брака, в возможность невероятного единения. Он верил, что свободное, независимое, суверенное государство Украина, которую он боролся всей сутью, всей жизнью, может быть пошлюблена с красным, настоящим, действительно ленинским коммунизмом."

III. Восприятие и осознание нового материала.

Материал для учителя.

Николай Хвылевый (настоящая фамилия Фитилев) - одна из самых трагических фигур в истории украинской литературы. Как художник, стремился найти новое слово и новую идею общественного развития Украины, он пытался совместить иллюзию коммунистической перестройки мира с национальным возрождением духовности родного народа и потому оказался в самом центре литературных и политических дискуссий своего времени. Более пятидесяти лет его имя называлось среди самых отъявленных врагов народа. Заідеологізована наука в угоду официальным вождям и тоталитарным вождям лила на него грязь только потому, что он "безумно любил Украину", стремился вывести наше государство на большой исторический путь, разрушить рабскую психологию, разбудить украинскую интеллигенцию от дремоты и поставить ее впереди нации, чтобы не брела она окольными путями, слепо ступая по сомнительным и недостойным поводырями. Бешеный шквал сталинских репрессий заставил его наложить на себя руки, что воспринималось как протест против произвола властей и органично дополняло кровавый список их жертв.

М. Волновой - писатель-новатор, художник самобытный и своеобразный. О. Белецкий после выхода в свет первых произведений М. Волнового назвал его "основоположником настоящей украинской прозы". М. Зеров, известный поэт и критик, писал: "... Из всех возможностей стилей прозы - везде и всегда один Волновой, к того - Волновой, воспринят как канон, как литературная норма ...". В. Сосюра вспоминал: "Волновой благодаря своей очаровательной индивидуальности и огромному знанию русской и украинской литератур ... собрал вокруг себя целую плеяду молодых прозаиков... Его соратниками были, чуть позже, Панч, Вражлывый, Копыленко, Яновский, ..., Пидмогильный... И на всех их была печать его гениальности". Популярный во времена Волнового критик В. Коряк, с которым М. Волновой впоследствии навсегда разошелся во взглядах, писал: "Истинно: Волновой. Сам волнуется и нас всех волнует, пьянит и волнует, раздражает, обессиливает и пленяет. Аскет и фанатик, жестокий к себе и к другим, болезненно ранимый и гордый, неприкосновенный и суровый, а порой - нежный и застенчивый, химерник и чародей, влюбленный в слово и форму, мечтатель".

Судьба его необычная и трагическая. Родился Николай Хвылевой (Фитилев) 13 декабря 1893 года в с. Тростянец Ахтырского уезда на Сумщине. Родители были учителями, имели пятеро детей, но на двенадцатом году брачной жизни развелись, и будущему писателю еще с малолетства пришлось ухаживать за младшими, помогать матери выводить в люди меньших братьев и сестер. В письме к М. Зерова Волновой вспоминал свое детство: " Отец никогда не говорил по-украински; зато бабушка не только говорила, но и в глухие слобожанские вечера рассказывала мне много сказок о домовых, леших... От бабушки - украинский язык, от отца - народнический "душок". Благодаря отцу, я рано прочитал русских классиков, хорошо ознакомился с Диккенсом, Гюго, Флобером, Гофманом...". Окончив начальную школу, продолжил обучение в гимназии. После четырех лет обучения был исключен из гимназии за вольнодумство. Впоследствии сдал экзамены экстерном и получил аттестат. С этим багажом знаний и пошел в люди. Работал в помещичьих экономиях, на заводах, цегельнях, шахтах Донбасса. Под время Первой мировой войны прошел землями Польши, Буковины, Румынии. После демобилизации из царской армии М. Волновой - активный участник революционного движения на Украинской стороне

Народной Республики, а в 1919 году уже в составе Красной армии воюет с деникинцами. Став членом партии большевиков, горячо поверил в ее декларации и наполнил ими свои первые поэтические попытки. В большую литературу вошел как поэт "рабочей ране". Вместе с В. Сосюрой и М. Йогансеном начал новую "эру творческой пролетарской поэзии". За первыми стихами в периодической прессе появляются печатью и отдельные произведения М. Волнового поэма "В электрический век" (1921), сборник стихов "Молодость" (1921), "Предрассветные симфонии" (1922). Своими поэмами и стихами снискал славу одного из "самых талантливых пролетарских поэтов" (М. Могилянский). После выхода в свет первой книги прозаических произведений "Синие этюды" (1923) и второй книги "Осень" (1923) был назван "основоположником украинской прозы XX вв." Волновой начал романтическое течение в литературе, стал новатором украинской прозы. Читатели и писатели встретили произведения Хвылевого с восторгом, никого не могла оставить равнодушным искренняя, романтическая вера в торжество революционных идеалов, беспощадное отрицание мещанства, пассивности и усталости в настроении и мировосприятии недавних героических борцов революции. Впоследствии этот оптимистичный струя станет предметом острой критики.

В 1925 году М. Волновой вместе с М. Яловим и О. Предрассветным закладывают основы новой литературную организацию ВАПЛИТЕ. Они отстаивали идею свободного развития разнообразных стилевых течений без какой-либо дискриминации; малейшие попытки упрощение в искусстве провозглашались неприемлемыми и вредными. Центральной фигурой стал Николай Хвылевой и в "Литературной дискуссии 1925-1928 лет, отстаивая необходимость самобытной украинской литературы, ее ориентирование на европейский и мировой художественный уровень. Бросив в ходе дискуссии лозунг "Прочь от Москвы!" (в смысле - прочь от ориентации на русскую литературную традицию), свои взгляды на пути развития Украины и ее литературы Волновой изложил в сборниках памфлетов "Камо грядеши" (1925), "Мысли против течения" (1926), в статьях "Апологеты писаризму", "Украина или Малороссия". Волновой вызвал на себя огонь критики не только литературных, но и идеологических оппонентов, усиленный в значительной степени письмом Сталина к Кагановичу, в котором было указание бороться "с крайностями Волнового в рядах коммунистов". Нападки летели со всех сторон. М. Хвылевой, М. Яловой, А. Предрассветный пишут искупительного письмо, чтобы спасти ВАПЛИТЕ. Но уже ничто не могло помочь. Машина террора и репрессий была запущена, и остановить ее не было возможности. М. Волнового обвиняют в стремлении оторвать украинскую культуру от русской, противопоставить два народа друг другу. Начались репрессии, первым из его друзей был арестован М. Яловой. 1933 год стал роковым для художника. Украинские села почувствовали голод. Писатель воочию увидел голодающих крестьян на Полтавщине. М. Волновой сделал свой выбор. 13 мая 1933 г. (13 - его любимое число, 13-ого он родился 13-ого - влюбился) писатель собрал у себя друзей. На минуту вышел в свой кабинет. Раздался выстрел. Его предсмертные послания стали достоянием общественности лишь в 90-х, а тогда, в 1933, они попали в архивы КГБ.

Записок было две. Первая - любимицы-падчерицы Любе: "Золотой мой Любисток, прости меня, моя голубушка сизокрила, за все. Свой неоконченный роман, между прочим, вчера я уничтожил не потому, что не хотел, чтобы он был напечатан, а потому, что надо было себя убедить: уничтожил - значит нашел в себе силу воли сделать то, что я сегодня делаю. Прощай, мой золотой Любисток. Твой отец".

Вторая - друзьям. "Арест Ялового - это расстрел целой генерации... За что? За то, что были искренними коммунистами? Ничего не понимаю. За генерацию Ялового отвечаю прежде всего я, Николай Хвылевой. "Итак". Как говорит Семенко ... ясно.

Сегодня прекрасный солнечный день. Как я люблю жизнь - вы и не представляете. Сегодня 13. Помните, как я был влюблен в это число?"

Записка заканчивается словами: "Да здравствует коммунизм! Да здравствует социалистическое строительство! Да здравствует коммунистическая партия".

В некрологе, подписанном официальными лицами, говорилось, что ушел из жизни "один из выдающихся советских писателей, который внес значительные сокровища в советскую литературу". А за несколько недель на страницах газет и журналов уже кромсали это честное имя, шельмовали, позорили. И так на протяжении десятилетий, вплоть до начале 90-х годов.

IV. Задания для закрепления представленного материала.

1. Прочитать отрывки из памфлетов и статей М. Волнового ("Камо грядеши", "Мысли против течения", "Апологеты писаризму").

2. Задать учащимся проблемные вопросы:

- Как вы оцениваете поступок М. Волнового?

- Что стремился доказать художник таким жизненным финалом? (Волновой - убежден коммунист - больно воспринимал недоверие, обвинения в антипартийности. Последним неоспоримым доказательством его верности идеалам революции могла быть только смерть. Своим поступком он хотел заставить общественность задуматься, открыть людям глаза на страшную правду жизни в Украине. Его самоубийство продемонстрировало невозможность решения дилеммы - быть честным коммунистом и быть сознательным украинцем одновременно.)

Словарная работа.

Памфлет - небольшой по объему литературное произведение публицистического жанра на злободневную тему, предназначен для прямого воздействия на общественное мнение. Его признаки: афористичность, ораторский стиль, экспрессивность, ирония, сарказм.

V. Домашнее задание.

Проработать биографию М. Волнового. Составить хронологическую таблицу жизненного и творческого пути, прочитать новеллу "Я (Романтика)".

Использована литература:

1. Зеров М. Произведения: В 2-х т. - Т.2. - К., 1990. - С. 518.

2. Сосюра В. Третья рота. - К., 1987. - С. 5.

3. Новые имена в программе по украинской литературе. - К., 1993. - С. 153.

4. Волновой М. Произведения: В 2-х т. - Т. 2. - С. 840.