Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОКИ 32-33

 

Тема. И. Багровый. Роман "Тигролови". Ужасные картины БАМЛАГу.

Образ Григория Многогрешного.

Цель: раскрыть жанровые особенности романа, его строение, художественные приемы отображения действительности; развивать у учащихся умение определять идейный содержание и художественную специфику произведений; воспитывать старшеклассников волевыми людьми, яркими личностями.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: роман И. Багряного "Тигроловы", политическая карта Советского Союза, эпиграф.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

Вопросы и задания для учащихся.

1. Рассказать о жизни и творчестве И. Багряного.

2. Какие события из жизни писателя вас больше всего впечатлили и почему?

3. Что общего в судьбах Уласа Самчука и Ивана Багряного?

III.Сообщение темы, цели урока.

IV.Восприятие и осознание нового материала.

Материал для учителя.

Эпиграфом урока пусть станут слова И. Багряного: "Смелые всегда имеют счастье."

Эти слова рефреном звучат на протяжении всего повествования о нелегком пути Григория Многогрешного, героя романа И. Багряного "Тигроловы". Это произведение было известный и известный за рубежом. "Тигроловы" издавались на немецком языке, перекладались английском, голландском, французском и всегда имели успех в читателя. Немцы покупали книгу детям ко дню рождения или первого причастия. Она значилась в каталоге лучших изданий, рекомендованных для молодежи. В Украине же о роман не знали почти полвека - он увидел свет лишь в 1991 году. Вопрос и задания для учащихся.

1. Почему, по вашему мнению, произведение был запрещен в Советском Союзе?

2. Что больше всего поразило, взволновало ваше воображение, яркое зафиксировалось в памяти?

3. О чем, на ваш взгляд, роман И. Багряного?

Роман "Тигроловы" - единственное прозаическое произведение Ивана Багряного, созданный в Украине. Писатель написал его за 14 суток, подал на литературный конкурс в Львове и получил вместе с Тодосием Осьмачкою ("Старший боярин") первую премию. "Тигроловы" - роман многоплановый. В произведении выделяются несколько тематических пластов:

а) историческая конкретика сталинской эпохи;

б) отражение влияния сталинского террора на судьбу отдельного человека - молодого украинского интеллигента, инженера-авиатора Григория Многогрешного;

в) человечный мир свободы;

г) романтическое любовь Григория и Натальи.

Сочинение состоит из 12 разделов и ряда подразделений, похожих на новеллы. Названия каждого раздела - интригующие. "Тигроловы" имеют все приметы приключенческого роману:

а) персонажи четко разграничены на положительные и отрицательные;

б) захватывающий сюжет (интригующая завязка - сбежал найнебезпечні - ший узник - главный герой; развитие действия насыщен опасными для Григория ситуациями, каждая из которых ведет до главного кульминационного момента - встречи Многогрешного и Медвина в таежном безлюдді; счастливая развязка - влюбленная пара переходит границу);

в) любовь с девушкой, похожей на таежную амазонку;

г) счастливый конец.

Произведение И. Багряного выделяется среди других романов этого жанра. По мнению Ю. Шереха, новаторство Багряного в том, что он "утверждает жанр украинского приключенческого романа, украинского всем своим духом, всем направлениям, всеми идеями, чувствами, характерами. Этим он говорит новое слово в украинском литературном процессе."

Роман И. Багряного ввел в украинской литературе мир дальневосточной тайги, ее флору и фауну. Ревут мощные ізюбри, "упираются рогами друг в друга, вплоть шелчок идет", грациозно скрадаються обладатели первобытного леса полосатые "кошки" - тигры, мигает бистрим глазом коварная рысь, закаливаются в печи оленьи панты - Сирков трофей.

В некоторых местах текст звучит как стихи в прозе: ритмомелодика, строение предложений интонационные паузы, яркие тропы придают произведению неотвратимого чару.

Можно говорить и о автобиографичность романа. Сбежавший из Гулага, автор "Тигроловів" почти два года жил с тайгой одной жизнью, глубоко познал и полюбил этот далекий и суровый край, его жителей - людей и животных. Страницы этого произведения передают его личные знания и впечатления.

Обращаемся к ученикам с вопросом:

- В чем секрет необычайного успеха "Тигроловів" на Западе?

Ответы учеников будут разнообразными. Дополнить можно следующими утверждениями:

а) молодежь всегда восхищается сильной личностью;

б) жизнь полна трудностей и опасностей, а главный герой Григорий смело и уверенно идет к поставленной цели;

в) человек не должна ни на шаг отступать от своего выбора и общечеловеческих моральных норм.

Предлагаем ученикам составить план к характеристике образа Григория Многогрешного, который воплощает в себе багрянівський идеал украинского интеллигента 30-х годов, потомка славного казачьего рода.

Ориентировочный план

1. Григорий - бунтарь с юных лет.

2. Непримиримость к большевистского фарисейства.

3. Патриотизм главного героя.

4. "Лучше умереть на бегу, чем жить гниючи."

5. Целеустремленность и воля к жизни.

6. Бесстрашие потомка славного казачьего рода.

7. Внутренняя порядочность и культура поведения главного героя.

8. Григорий Многогрешный - настоящий рыцарь.

9. Мое отношение к главного героя.

Ученики анализируют образ Григория Многогрешного, используя цитаты, зачитывая красноречивые эпизоды из романа.

Общий вывод из характеристики образа Григория Многогрешного предлагаем записать в тетради.

Перед нами тип молодого сознательного украинца - человека, который чувствует органическое единство с нацией, ее культурой и историей, но душой и поступками противится тому, что есть аморальным, что претендует на владычество над его личной судьбой.

Образ Григория Многогрешного скрепляет душу и учит читателя великой и мужественной любви.

V.Итоги урока. Закрепление изученного.

Слово учителя.

Роман "Тигроловы" утверждает мысль о том, что добро и правда победят даже в том мире, где носителей высоких моральных принципов лишают права на существования. Физическая смерть для них не является поражением, потому что они становятся победителями духовно.

Роман "Тигроловы" и его главный герой воспитывают настоящих, сильных духом представителей украинской нации. Если будет у нас больше таких Григориев Многогрешных, то духовный потенциал украинского народа - уничтожить.

Вопросы и задания для учащихся.

1. Для чего в произведении показаны охота на ізюбрів и на тигров?

2. Почему пассажиры комфортабельного поезда сочувствуют и помогают пассажирам "эшелона смерти"?

3. Украинцы Зеленого Клина сохраняли свою ментальность в условиях Сибири. Докажите это.

VI.Домашнее задание.

Написать сочинение-размышление "всегда смелые имеют счастье?"

Использована литература:

1. Багряный И. Публицистика,- К., 1996.

2. Гаврильченко А., Коваленко А. Штрихи к литературному портрета Ивана Багряного//Багряный И. Сад Гефсиманский.- К., 1992.

3. Ковальчук О. Мы являемся. Были. И будем мы!: Изучение романа Ивана Багряного "Тигроловы"//Дивослово.- 1999.- №7.- С.36-41.

4. Костюк Г. Иван Багряный: Страницы воспоминаний// Русский язык и литература в школе.- 1993,- №10.- С. 4-12.