УРОКИ
32-33
Тема.
И. Багровый. Роман "Тигролови". Ужасные картины БАМЛАГу.
Образ
Григория Многогрешного.
Цель: раскрыть жанровые особенности романа, его строение, художественные
приемы отображения действительности; развивать у учащихся умение определять идейный
содержание и художественную специфику произведений; воспитывать старшеклассников волевыми людьми,
яркими личностями.
Тип
урока: комбинированный.
Оборудование: роман И.
Багряного "Тигроловы", политическая карта Советского Союза, эпиграф.
Ход урока
I.Организационная часть.
II.Проверка усвоенных знаний.
Вопросы и задания для учащихся.
1.
Рассказать о жизни и творчестве И. Багряного.
2.
Какие события из жизни писателя вас больше всего впечатлили и почему?
3.
Что общего в судьбах Уласа Самчука и Ивана Багряного?
III.Сообщение темы, цели
урока.
IV.Восприятие и осознание
нового материала.
Материал для учителя.
Эпиграфом
урока пусть станут слова И. Багряного: "Смелые всегда имеют счастье."
Эти слова
рефреном звучат на протяжении всего повествования о нелегком пути Григория
Многогрешного, героя романа И. Багряного "Тигроловы". Это произведение было
известный и известный за рубежом. "Тигроловы" издавались на немецком языке,
перекладались английском, голландском, французском и всегда имели успех в
читателя. Немцы покупали книгу детям ко дню рождения или первого причастия. Она
значилась в каталоге лучших изданий, рекомендованных для молодежи. В Украине же о
роман не знали почти полвека - он увидел свет лишь в 1991 году. Вопрос
и задания для учащихся.
1.
Почему, по вашему мнению, произведение был запрещен в Советском
Союзе?
2.
Что больше всего поразило, взволновало ваше воображение, яркое
зафиксировалось в памяти?
3.
О чем, на ваш взгляд, роман И. Багряного?
Роман
"Тигроловы" - единственное прозаическое произведение Ивана Багряного, созданный в
Украине. Писатель написал его за 14 суток, подал на литературный конкурс в
Львове и получил вместе с Тодосием Осьмачкою ("Старший боярин") первую
премию. "Тигроловы" - роман многоплановый. В произведении выделяются
несколько тематических пластов:
а) историческая
конкретика сталинской эпохи;
б) отражение
влияния сталинского террора на судьбу отдельного человека - молодого украинского
интеллигента, инженера-авиатора Григория Многогрешного;
в) человечный
мир свободы;
г) романтическое
любовь Григория и Натальи.
Сочинение
состоит из 12 разделов и ряда подразделений, похожих на новеллы. Названия каждого
раздела - интригующие. "Тигроловы" имеют все приметы приключенческого
роману:
а) персонажи
четко разграничены на положительные и отрицательные;
б) захватывающий
сюжет (интригующая завязка - сбежал найнебезпечні - ший узник - главный герой;
развитие действия насыщен опасными для Григория ситуациями, каждая из которых ведет
до главного кульминационного момента - встречи Многогрешного и Медвина в
таежном безлюдді; счастливая развязка - влюбленная пара переходит границу);
в) любовь
с девушкой, похожей на таежную амазонку;
г) счастливый
конец.
Произведение И.
Багряного выделяется среди других романов этого жанра. По мнению Ю. Шереха,
новаторство Багряного в том, что он "утверждает жанр украинского
приключенческого романа, украинского всем своим духом, всем направлениям, всеми
идеями, чувствами, характерами. Этим он говорит новое слово в украинском
литературном процессе."
Роман И.
Багряного ввел в украинской литературе мир дальневосточной тайги, ее флору и
фауну. Ревут мощные ізюбри, "упираются рогами друг в друга, вплоть шелчок
идет", грациозно скрадаються обладатели первобытного леса полосатые "кошки" -
тигры, мигает бистрим глазом коварная рысь, закаливаются в печи оленьи панты -
Сирков трофей.
В некоторых
местах текст звучит как стихи в прозе: ритмомелодика, строение предложений
интонационные паузы, яркие тропы придают произведению неотвратимого чару.
Можно
говорить и о автобиографичность романа. Сбежавший из Гулага, автор
"Тигроловів" почти два года жил с тайгой одной жизнью, глубоко
познал и полюбил этот далекий и суровый край, его жителей - людей и животных.
Страницы этого произведения передают его личные знания и впечатления.
Обращаемся к ученикам с вопросом:
- В чем
секрет необычайного успеха "Тигроловів" на Западе?
Ответы
учеников будут разнообразными. Дополнить можно следующими утверждениями:
а) молодежь
всегда восхищается сильной личностью;
б) жизнь
полна трудностей и опасностей, а главный герой Григорий смело и уверенно идет
к поставленной цели;
в) человек
не должна ни на шаг отступать от своего выбора и общечеловеческих моральных
норм.
Предлагаем ученикам составить план к характеристике образа
Григория Многогрешного, который воплощает в себе багрянівський идеал украинского
интеллигента 30-х годов, потомка славного казачьего рода.
Ориентировочный план
1.
Григорий - бунтарь с юных лет.
2.
Непримиримость к большевистского фарисейства.
3.
Патриотизм главного героя.
4.
"Лучше умереть на бегу, чем жить гниючи."
5.
Целеустремленность и воля к жизни.
6.
Бесстрашие потомка славного казачьего рода.
7.
Внутренняя порядочность и культура поведения главного героя.
8.
Григорий Многогрешный - настоящий рыцарь.
9.
Мое отношение к главного героя.
Ученики анализируют образ Григория Многогрешного, используя
цитаты, зачитывая красноречивые эпизоды из романа.
Общий вывод из характеристики образа Григория
Многогрешного предлагаем записать в тетради.
Перед нами
тип молодого сознательного украинца - человека, который чувствует органическое единство с
нацией, ее культурой и историей, но душой и поступками противится тому, что есть
аморальным, что претендует на владычество над его личной судьбой.
Образ
Григория Многогрешного скрепляет душу и учит читателя великой и мужественной любви.
V.Итоги урока.
Закрепление изученного.
Слово учителя.
Роман
"Тигроловы" утверждает мысль о том, что добро и правда победят
даже в том мире, где носителей высоких моральных принципов лишают права на
существования. Физическая смерть для них не является поражением, потому что они становятся победителями
духовно.
Роман
"Тигроловы" и его главный герой воспитывают настоящих, сильных духом
представителей украинской нации. Если будет у нас больше таких Григориев
Многогрешных, то духовный потенциал украинского народа - уничтожить.
Вопросы и задания для учащихся.
1.
Для чего в произведении показаны охота на ізюбрів и на тигров?
2.
Почему пассажиры комфортабельного поезда сочувствуют и помогают
пассажирам "эшелона смерти"?
3.
Украинцы Зеленого Клина сохраняли свою ментальность в условиях
Сибири. Докажите это.
VI.Домашнее задание.
Написать
сочинение-размышление "всегда смелые имеют счастье?"
Использована литература:
1.
Багряный И. Публицистика,- К., 1996.
2.
Гаврильченко А., Коваленко А. Штрихи к литературному
портрета Ивана Багряного//Багряный И. Сад Гефсиманский.- К., 1992.
3.
Ковальчук О. Мы являемся. Были. И будем мы!: Изучение романа Ивана
Багряного "Тигроловы"//Дивослово.- 1999.- №7.- С.36-41.
4.
Костюк Г. Иван Багряный: Страницы воспоминаний// Русский язык
и литература в школе.- 1993,- №10.- С. 4-12.