УРОК 31
Тема.
И. Багровый. Жизненный и творческий путь писателя. Публицистика И. Багряного. Письмо "Почему я не хочу возвращаться в СССР".
Цель: рассказать учащимся о
трагическую судьбу писателя-эмигранта; дать представление о большой популярности
произведений за рубежом; воспитывать старшеклассников сильными личностями на
примере жизни писателя и его литературных героев.
Тип
урока: комбинированный.
Оборудование: портрет И. Багряного, лист И. Багряного "Почему я не хочу
возвращаться в СССР", критический материал, эпиграф.
Ход урока
I.Организационная часть.
II.Проверка усвоенных знаний.
Вопросы и задания для учащихся.
1.
Какие проблемы поднимает Улас Самчук в произведении "Мария"?
2.
Сравните образы Гната Кухарчука и Корнея.
3.
Какие черты украинского женщин воплотил Улас Самчук в образе
Марии?
III.Сообщение темы, цели
урока.
IV.Восприятие и осознание
нового материала.
Материал для учителя.
Эпиграфом
урока пусть станут слова И. Багряного: "Сердце каждого поэта и романтика
должен идти на Голгофу." Имя Ивана Багряного долгое время было неизвестно для
украинского читателя. За рубежом его романы издавались на многих языках, там
они пользовались популярностью, "пробивая стены чужих литератур",
как отмечал Г. Костюк. На родной земле его люто ненавидела большевистская
власть: имя художника занесено в черные списки предателей народа, а произведения
надолго изъяты из литературного обихода. Только в 1991 году И. Багряного
реабилитирован - с тех пор начала переиздаваться его творческое наследие.
Родился
Иван Павлович Лозов'яга (такое его настоящее имя) 2 октября 1906 года в селе
Куземин на Полтавщине (ныне Сумская область) в семье каменщика. С шести лет
учился в церковно-приходской школе города Ахтырка. Обучение проводилось
на русском языке, но дома парня воспитывали в национальном духе. "Стихи
я начал писать (и то по - украински) еще в российской церковноприходской
школе. Начал их писать с протеста против учителя и учительницы, которые меня злостно
называли "мазепинцем"... Это было упорное соревнование. И вот под влиянием
басен Глебова и "Катерины" Шевченко, которые я получил нелегально (это
было при царе), я начал писать воинственные стихи во втором классе
церковноприходской школы восьмилетним мальчишкой ...
Три года
позже четыре, в высшей начальной школе, я уже был редактором школьного
журнала "Надежда", что выходил на украинском языке, потому что уже тогда школа была
на украинском." (Гаврильченко О., Коваленко А. Штрихи к литературному
портрета Ивана Багряного.//Багряний I. Сад
Гефсиманский.- К, 1992.- с.6~7.)
С 1920
года учился в ремесленной профтехшколі, откуда перевелся в Краснопольской
художественно-керамической школы.
В 14
малый Иван стал свидетелем и участником ужасной трагедии, что произошла на
пасеке его 92-летнего деда, у которого была только одна рука, а внешне он
напоминал внуку святых Зосима и Савватия. "Однажды под вечер пришли
какие-то вооруженные люди, говорившие на чужом языке, и на моих глазах и на глазах других
внуков под наш истошный визг убили его, а с ним одного сына (а моего
дяди). Они долго кололи их штыками и что-то допрашивали, стреляли в лежачие
окровавленные тела из пистолей и реготались. Они все гадко ругались, и под старой
липой посреди пасеки, круг иконы святых Зосима и Савватия, все было забрызгано
кровью. Кровь всю жизнь будет стоять у меня в глазах. Так начиналась
"варфоломеевская ночь" в том селе. Таких ночей было много в Украине,
и я, маленький, слышал, как люди говорили о них с ужасом, но не видел. А нечего
увидел. В ту ночь было вимордувано в селе всех стареньких хозяев и
священника, и организовал ту ночь (как множество таких ночей) большевизм в лице
представителей чека и большевистского "істреботряду". Я не знал, что то
было прелюдией ко всей моей советской жизни и символом судьбы, приготовленной большевизмом
для целого народа моего." (Багряный И. Публицистика,- К., 1996.-
С.23.)
Общественное
жизни в годы учебы в художественно-керамической школе не проходило мимо него. Стал
комсомольцем, был даже секретарем заводского отделения сахарного комбината. В
в 1924 году поступил в Ахтырской филиала организации крестьянских писателей
"Плуг". Немного учительствовал, зарабатывая на жизнь. Тем временем писал
стихи, стремился новых впечатлений, хотя окружающая жизнь и так давало немало для
размышлений: раскулачивание, коллективизация, идеологическое давление на интеллигенцию.
Побывал в Крыму, на Кубани, в Каменце-Подольском, где редактировал местную
газету.
В 1926
году поступил в Киевский художественный институт. Окончил его без получения
диплома за "политическую неблагонадежность". Чем же провинился в
молодости перед властью? Во-первых, "сомнительная идеологическая позиция
читалось между строк его стихов, опубликованных в журналах
"Глобус", "Жизнь и революция", "Красный путь",
"Плужанин". Во-вторых, входил в попутницької организации МАРС, к
которой принадлежали Г. Косынка, Есть. Плужник, В. Подмогильный, Т. Осьмачка. Дружил
с М. Волновым, М. Кулешом, Остапом Вишней.
В 1927
году вышел поэтический сборник "До границ заказаной". Общественная позиция
молодого поэта насторожила НКВД. Следующие книги "В поте лица" и
"Комета" попадают только в портфеле представителей этой структуры
власти. В 1929 году в Ахтырке по собственной инициативе и на собственные средства издал
"дерзкую" поэму "Аве Мария", сам разослал по магазинам.
Пока цензура приняла решение запретить книгу, почти весь ее тираж - 1200
экземпляров - разошелся.
Следующий,
1930-го года появляется в свет один из первых в украинской литературе XX века.
исторический роман в стихах "Скелька". В его основе - услышанная еще в
детстве легенда о том, как в XVIII в. крестьяне села Скелька (что на
Полтавщине), протестуя против засилья московских монахов, сожгли мужской
монастырь. Свободолюбивый, утверджувальний пафос произведения скоро привлек внимание
официальной критики. "Скельку" было конфисковано, другие произведения Багряного
изъяты из библиотек и книжных магазинов, а самого автора арестован 16 апреля 1932
года за контрреволюционную и националистическую деятельность. Репрессивная система тогда
еще только набирала темп. Багровый стойко держался на следствии, поэтому и приговор
был снисходителен: три года "свободного" поселение на Дальнем Востоке.
Тоска по родному краю охватила. Багряного, и он сел в поезд, направлявшийся на
запад. По дороге его снова заарештувують за попытку побега из ссылки. Он
оказывается в Байкало-Амурском лагере, где проводит три года. Вернувшись в
Украину, женится. У него рождается сын Борис и дочь Наталья. Но 16
июня 1938 года его арестовывают снова. На этот раз "дело"
тянулась до 1940 года. Тогда у него и начались туберкулезом. За отсутствием материалов
для повторного осуждения его освободили под надзор. И. Багровый поселяется в
Ахтырке, работает декоратором в местном театре, живет тихо и скромно. Там его
застает война.
Берется
за редактирование газеты "Голос Охтырщины". Вскоре попадает в
народного ополчения, работает в ОУН: рисует открытки, плакаты, сочиняет песни,
выступает перед воинами УПА.
В 1944
году вынужден уехать за границу, оставив жену с детьми дома. В это время
появляется его роман "Тигроловы", который во Львове на литературном
конкурсе поделил первое место с повестью Тодося Вот мачка "Старший
боярин".
Новый
Ульм (Германия) становится местом его постоянного пребывания в эмиграции. Благодаря
Ивану Багряному этот город стал центром украинского культурного возрождения и
демократично-освободительного движения. Осенью 1945 года И. Багровый вместе с Ю. Шорохом,
Игорем Костецким, Виктором Петровым и другими писателями-эмигрантами
организует литературно-художественное объединение - Мистецький Український Рух
(МУР). И. Багровый стремится сплотить все лучшие силы для борьбы за
независимость Украины.
В 1946
году, когда по требованию Сталина началась принудительная репатриация бывших советских
граждан в СССР, сопровождаемая насилием, расстрелами, глумлением,
пытками, обязательной высылкой в концлагеря, И. Багровый пишет письмо-статью
"Почему я не хочу возвращаться в СССР", который спас жизнь многим
людям, которые находились в поселениях для перемещенных лиц. Мир понял, почему
эмигранты, не совершив никакого преступления в родном краю, не могут туда
вернуться.
Познакомим учащихся с некоторыми частями письма-статьи.
"Я
один из тех сотен тысяч людей-украинцев, которые не хотят домой, под большевизм,
удивляя мир. Я есть украинец, рабочий с происхождения... урожденный на Полтавщине,
сейчас живу без постоянного жилья, в вечной нужде, никаючи, как бездомный пес, по
Европе...
Нас
берут с применением оружия, но мы поступаем бешеный сопротивление, мы предпочитаем умереть
здесь, на чужбине, но не возвращаться на ту "родину".
Я не
только не является преступником против своей Родины, а наоборот, я вытерпел за нее
треть своей жизни советских тюрьмах и концлагерях еще до войны. Она мне
снится каждую ночь и все же я не хочу сейчас возвращаться к ней."
Автор
рассказал про сталинский геноцид против Украины, о истинный смысл
"коллективизации", "уничтожение кулака как класса", о голодоморе
1933 года, уничтожение украинской интеллигенции 1932-1939 гг. -
"расстрелянное Возрождение", про кровавую карательную машину ГПУ-НКВД.
"Я
не хочу возвращаться в СССР потому, что там человек не достойна и того, что насекомое.
Уничтожая людей за ничто: по мелочи, за сказанное слово, за анекдот, за жалобу на
плохая жизнь, да еще и делая это с одвертим цинизмом, большевики выставляют
такую формулу:
В СССР
людей хватит и нєчово церемонітса.
Нам мир
может не поверить! Хорошо! Пусть нам устроят суд. Пусть нас судят, но в
Европе, перед лицом целого мира. Пусть нас обвиняют, в чем хотят, но
пусть судят представители цивилизованного мира. Все те сотни тысяч нас,
беглецов от большевизма, сядут на скамью подсудимых. Но на такой суд Сталин не
пойдет! Мы суда не боимся, но он его боится - "сонцюподібний",
"отец народов" боится такого суда, потому что это был бы суд над ним и над
целым большевизмом, то был бы небывалый и увлекательный скандал в истории.
Сталин это
знает и спешит выхватить нас быстрее, а иногда и применяя методы
похищения и физического уничтожения отдельных лиц в развалинах гитлеровского рейха.
Вор есть
вор, и такие его методы."
В 1948
году И. Багровый вместе с Г. Костюком, С. Підгайним и другими организует
украинскую революционно-демократическую партию (УРДП), инициирует создание объединения
украинской демократической молодежи (ОДУМ), создает и редактирует газету
"Украинские вести". Со временем И. Багряного избирают Председателем Украинской
Национального Совета. Это была высшая честь, которой мог удостоиться член украинской
сообщества в свободном мире.
Такая
тогдашняя напряженная общественная деятельность И. Багряного сопровождалась
моральным давлением националистически настроенных соотечественников, откровенным
травлей большевистской агентуры, которая не давала ему покоя и здесь.
Самым жестоким ударом для Ивана Багряного был организован по радио
обвинительное выступление сына Бориса, который жил в Украине.
Значительную
часть своего эмиграционного жизни Иван Багряный был прикован к кровати. В душе
его боролись писатель и политик. В литературном творчестве сконцентрирована
наибольшая сила Багряного. Об этом говорят его произведения: роман "Сад
Гефсиманский" (1950), в котором раскрыто "дьявольскую карательную
машину" НКВД, повесть "Огненное кольцо" (1953) о трагедии
украинской молодежи под Бродами.
Умер
Иван Багряный 25 августа 1963 года. Похоронен на кладбище в Новом Ульме. Рядом
с барельефом И. Багряного высечены слова из его поэмы "Меченосцы",
которые можно считать жизненным кредо писателя:
Мы являемся.
Были. И будем Мы И Отчизна наша с нами.
В 1992
году И. Багряному (посмертно) была присуждена Государственная премия Украины им. Т.
Шевченко.
Спасительным
островком для измученной души Ивана Багряного была его новая семья. С женой
Галиной познакомился в 40-х pp. У них родились сын Нестор и дочь Роксолана.
Вдова писателя живет сейчас в Германии. Сын Нестор работает в Мюнхене, дочь
Роксолана - в Гейдельберге, где в местном университете специализируется на
славістиці.
V.Итоги урока.
Закрепление изученного.
Слово учителя.
Не имел
спокойствия, душевного строя для творчества ни здесь, в советской Украине, ни там, в
канители украинской эмиграции среди таких же изгнанников, как и сам. Потому что имел
чувствительную, романтично окрилену душу художника, раненую душу и тело виморене, имел
множество замыслов, питал большие надежды на творческое уединение и душевный
покой - но не суждено.
Вопросы для учащихся.
1.
Что стало причиной заключения И. Багряного?
2.
Почему И. Багряный не хотел возвращаться в СССР?
VI.Домашнее задание.
Подготовить
рассказ о жизненном и творческом пути писателя. Прочитать роман
"Тигроловы".