Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОКИ 29-30

 

Тема. В. Самчук "Мария". Первый в украинской литературе художественное произведение о насильственной коллективизации, беспощадное истребление настоящих тружеников земли, страшный голодомор 1933 года. Трагедия одной крестьянской семьи как часть трагедии всей украинской нации. Три части романа - хронология отражения основных этапов страдницького жизни главной героини - Марии. Разрушительное влияние русского солдатства на молодого человека, значение атмосферы трудовой жизни для ее нравственного возрождения, духовного обновления (Корней). Описания деформации национального характера под воздействием большевистской идеологии (Максим). Место и значение романа "Мария" в творческом наследии писателя и литературном процессе. Углубление понятия о роман-хронику.

Цель: ознакомить старшеклассников с выдающимся произведением В. Самчука; раскрыть проблематику романа; проанализировать образы-персонажи, подать образ Марии как символический образ Украины; воспитывать у учащихся лучшие черты, присущие украинскому национальному характеру.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: роман В. Самчука "Мария", эпиграф.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

Вопросы и задания для учащихся.

1. Расскажите о детские и юношеские годы В. Самчука.

2. Предложите рассказ о дальнейшей жизни Уласа Самчука.

3. Как вы относитесь к тому, что в годы войны он работал при немцах?

III.Сообщение темы и цели урока.

IV. Восприятие и осознание изученного. Работа с текстом романа.

Материал для учителя.

Эпиграфом урока пусть станут слова Т. Шевченко из поэмы "Неофиты":

И расскажу я людям горе,

Как тая иметь реки, моря

Слезы кровавой лила

Так, как и ты.

Произведение В. Самчука "Мария" писался в страшные для Украины годы - 1932-1933, когда свирепствовал голод, искусственно устроен с целью уничтожения крестьянства, тех Матвеев-хозяев, которые кормили народ, были первыми носителями украинской ментальности, свободолюбивого духа. Голод унес миллионы жизней невинных жертв произвола и бесчинства. Свежими следами этих страшных событий пошел и автор. Он посвящает произведение "Матерям, погибших голодной смертью на Украине в годах 1932-1933". Уже в 1934 году "Марию" было отпечатано отдельной книжкой в Львове. Перед читателем предстала жестокая правда о положении украинского крестьянства после революции 1917 года.

С этой причины "Марию" в СССР было запрещено. Роман В. Самчука отмечается рядом особенностей.

1. Произведение имеет подзаголовок: "Хроника одной жизни". Общий стиль изложения вполне соответствует жанру хроники - о Мариино жизни рассказывается в четкой временной последовательности.

2. Композиция произведения - со своеобразным кольцевым обрамлением: уже в первых строках речь идет о завершении земного бытия Марии: "Когда не считать последних трех, то Мария встретила и провела двадцать шесть тысяч двести пятьдесят восемь дней. Столько раз сходило для нее солнце, столько раз переживала наслаждение бытия, столько раз видела или чувствовала небо, запах солнечного тепла и земли." Такой торжественно-приподнятое, в какой-то степени итоговый зачин настраивает на восприятие всей жизни Марии через призму высшего смысла.

3. Вся история жизни главной героини разделена на три периода, которые вкладываются в разделы - "Книга о рождении Марии", "Книга дней Марии", "Книга о хлебе". Каждый из них является также рассказом о определенный этап в жизни украинского крестьянства.

4. События в произведении разворачиваются в течение целой человеческой жизни. В романе три сюжетные линии: линия Марии, линия Игната Кухарчука, линия Корнея Перепутьки.

5. Автор сумел в своем произведении затронуть многих жизненно важных проблем:

- родителей и детей;

- любви и семейного счастья;

- добра и зла;

- достатка и труда на земле;

- духовности и веры в Бога;

- голодомора и репрессий;

- национального сознания и достоинства.

6. Впервые в украинской литературе. Самчук изображает сильный тип женщины, которая противостоит всем жизненным невзгодам, уверенно идет к поставленной цели.

В произведении можно выделить несколько основных мотивов, которые выделяются в структуре текста и тесно связаны между собой, поэтому объединяют и скрепляют его.

1. Мотив труда. Труд - неотъемлемая часть существования крестьянина. Она показана в романе не только как основа активного действия, жизни вообще. Труд является мощной движущей силой не только материального бытия, но и духовного наполнение человека. Благодаря ей человек крепко стоит на ногах, уверена в завтрашним дне, имеет уважение, авторитет. Это можно проследить на примерах образов Марии, Корнея, Максима Зарубы.

2. Мотив любви. Пылкая любовь Марии к Корнея преодолело все на своем пути: долгую семилетнюю разлуку, обременительный браке с Игнатом, душевную пустоту, которая угнетала, забирала силы. Даже дети, рожденные с Игнатом, не смогли заполнить ее. Все дети умерли - их рождения не освящено любовью.

С любовью в Мариино сердце пришли всепрощение, нежность ко всему миру, энергия и сила. Вспомним, с каким рвением взялась за хозяйствования, когда вернулась к Корнея. Какой свободной почувствовала себя, когда решила брачные узы, будто вернулась к себе истинной. Много значила любовь и для Игната, пусть и не разделена. Она сделала его терпеливым (только раз толкнула на ложный путь, когда поджег Марииной дом), мудрее от других, любовь подняла его над этим несовершенным миром. Во время тяжелого испытания - голодомора - он пытался внушить односельчанам надежду на будущее.

1. Мотив страдания. Этот мотив больше всего связан с образом Игната. Вся его жизнь прошла в одиночестве, в даремному ожидании праздника души. Этого праздника он так и не дождался. Страдание очистило душу Игната, оживило ее, сделало более чувствительной к горю других. Корней начал испытывать душевные муки тогда, когда стал хозяином. Ему заболело, когда забрали коня, хули честное имя крестьянина. Корней страдает, когда не в состоянии накормить дочку, жену, внучку.

Наивысшим проявлением страдания есть сцена убийства сына-отступника. И в Мариином жизни больше страдания, чем радости. Ее мучения начались еще в раннем детстве, когда осталась сиротой. А сколько вимучилась, ожидая в девичестве на благосклонность Корнея. Настоящим потрясением была неожиданная смерть первенца. Известие о гибель Демка впечатлила не так - жизнь немного закалило. Выдерживала нечеловеческие муки, когда оказалась по вине Максима без родного дома или когда несла узелок с едой для младшего, Лаврина, в тюрьму.

2. Мотив образа Божией Матери.

Пресвятая Дева Мария - особая личность во всемирной истории человечества и в сознании многих поколений. Закономерно, что свою героиню Улас Самчук назвал Марией. Имя это в древнееврейском языке означает "подъем". В такой способ им подчеркивается типичность образа Марии, одновременно он является олицетворением материнства, основы жизни на земле, олицетворением самой Украины. Матерь Божья - заветный островок в духовной жизни человека. К Марии, Святой Матери, советует обратиться героини священник во время похорон первенца, обратиться за поддержкой в таком тяжелом горе. Как самую дорогую реликвию забирает Мария икону Божьей Матери с собой, когда идет от Игната. Впоследствии не раз будет стоять перед дорогим образом, будет молиться и в час печали, и в солнечный день.

Сочинение заканчивается трагически - от голода умирает Мария. Смерть пришла весной, "когда с поля дышит ветер и несет запахи влажной земли. На улице цветут сады, юг дышит первым в цвету ветром...". Умирает Мария - зачинателька рода своего, "...покинутая, одинокая. Заходя, солнце не забыло Марии, заглянул к ней и долго цілувало ее сухое желтое лицо. Открыла глаза и в последний раз улыбнулась. И чем больше западало солнце, тем шире открывались глаза. Медленно наступила ночь... Ночь вечности".

Эта смерть в пору цветущих садов и полного, тяжелого месяца воспринимается как нечто противоестественное, насильственное, как следствие коллективизации и голодомора, а потому звучит как предостережение, предупреждение о возможности уничтожения Украины, символическим воплощением которой является и сама Мария.

3. Мотив зла. Воплощением зла и разрушения является большевистская идеология. В быт трудолюбивого и зажиточного в своем большинстве украинского крестьянства врывается советская власть со своими антинародными порядками, диктатурой бездельников и воров. В. Самчук анализирует истоки этих отношений: стремление крестьян к собственности - и лозунг "грабь награбленное" в действии. К власти пришли не хозяева, а дармоеды. Видим это на примере образа Максима, который деградирует как человек, отказываясь от своей семьи в газете, выгоняя родителей с родной избы. Наибольшим проявлением зла в романе является спровоцирован антинародной властью голод.

Вопросы для учащихся с целью проверить, как они поняли сочинение.

1. Назовите главные проблемы и сюжетные линии романа.

2. Роман "Мария" - это конкретная история конкретного жизнь или нечто большее?

3. Можно утверждать, что герои романа - носители украинского национального характера?

4. Какие ценности исповедуют герои романа? О чем мечтают? Чего стремятся? В чем видят смысл жизни?

5. Каким был жизненный путь главной героини романа? Объясните содержание названий разделов.

6. Какие принципы народной морали воспитывает с детства в сироты Марии сельское окружение?

7. Что типично, а что индивидуальное проявляется в характере Марии?

8. Почему, назвав роман именем главной героини. Самчук посвящает его "Матерям, погибших голодной смертью на Украине в годах 1932-1933"?

9. Можно утверждать, что образ Марии в романе возвышается до символа Украины XX века?

10. Как восприняли крестьяне революцию? Почему большевикам удалось победить в Украине?

11. Прокомментируйте картины коллективного хозяйствования большевиков. Почему крестьяне не испытывают радости труда на колхозном поле?

12. Докажите или опровергните мнение, что причиной голодомора в Украине была колониальная политика Москвы.

13. Род Марии погибает. Можно ли на основе этого утверждать, что роман Уласа Самчука - трагический?

14. Прочитайте слова Игната на с. 155 (Самчук У. Мария. - К., 1991) романа. В чем их глубокая правда?

V.Итоги урока.

Слово учителя.

Улас Самчук предсказывает в своем произведении не гибель Украины, наоборот - такой страшный, но правдивый конец жизни Марии должен активизировать сознание читателя. Писатель стремился вызвать сопротивление этому развитию событий, желание изменить судьбу трудолюбивого народа, брошенного в пучину жестокой голодной смерти на плодородной благословенной земле.

Трагический оптимизм романа "Мария" становится для украинской души, для любого читателя своеобразным духовным источником, который направляет человека, очищает ее от беспамятства, уныния, неполноценности и других комплексов, заложенных веками безгосударственности и тоталитарным режимом. По мнению С. Пинчука, В. Самчук воплотил в своем творчестве трагическую судьбу украинского народа в XX веке.

VI.Домашнее задание.

Подготовить характеристику образов Гната, Корнея, Марии. Составить план к характеристике образа Марии. Записать несколько ярких картин-описаний природы. Обосновать их роль в произведении.

Использована литература:

1. Жив'юк А. Дерманські обереги Уласа Самчука//Слово и время,- 1993.- №8.- С.81-82.

2. Пинчук С. Улас Самчук и его роман о голодоморе 33-го.//Сам - чукУ. Мария,- К., 1991.- С.172-188.

3. Слоневская О. Аве, Мария!: Рассмотрение романа В. Самчука "Мария"// Дивослово,- 1995,- №7,- С.40-43.

4. Солод Ю. Украинская литература - XX: взгляд на пределы тысячелетий. К., 1999.-С. 336-344.