Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 26

 

Тема. "Украина в огне" - произведение о трагедии украинского народа. Политические обвинения автору.

Цель: проработать вершинное произведение А. Довженко; воспитывать любовь к родного края, национальное достоинство и сознание; развивать творческое воображение и способность оптимистично воспринимать окружающий мир.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет А. Довженко, киноповесть "Украина в огне", эпиграф.

Ход урока

I.Организационная часть.

II. Проверка усвоенных знаний.

Вопросы к ученикам.

1. Проанализируйте на основе "Дневника" Довженкове отношение к культуре в Украине и ее составляющих: языка, истории, памятников архитектуры, изобразительного искусства.

2. Раскройте тему "Война и Украина" на основе "Дневника" А. Довженко.

3. Расскажите за "Дневником" о репрессии и истребление украинской нации.

4. Какое впечатление сложилось у вас о О. Довженко после прочтения его "Дневника"?

III.Сообщение темы, цели, задач урока.

Эпиграфом урока пусть будут слова О. Довженко, взяты из "Дневника":

"В этом рассказе (речь идет об "Украине в огне") я как-то еще тогда, то есть полностью органично, вступился за народ свой, что несет тяжелые потери на войне. Кому же, как не мне, было сказать слово в защиту, когда такая большая угроза нависла над несчастной моей землей?" (28. XI. 1943).

IV. Восприятие и осознание нового материала.

Материал для учителя.

Киноповесть "Украина в огне" прошла не менее страдальческий путь, чем ее автор. Уже готова к выходу в свет в 1943 году, она была порезана в московской типографии. Не допускали ее до читателя долгие годы и после смерти О. Довженко, лишь изредка появлялись в прессе отрывки из этого произведения. Впервые увидела киноповесть мир 1990 года, а полная публикация появилась лишь в 1995 году.

Творена по горячим следам исторических событий, она поражает своим эпическим размахом, неподдельной искренностью и неподкупной правдой.

Киноповесть "Украина в огне" автор начал во времена отступления Красной армии. Довженкознавці считают, что замысел написать сценарий о брошенную врагом Украину в Довженко появился тогда, когда он узнал о сдаче немцам Киева. О. Підсуха пишет: "...По-шевченківськи заболело его сердце, когда за такой короткое время вся Украина, Белоруссия, значительная часть западных областей России оказались под фашистским сапогом. Непременимв было постичь, трудно поверить. Для Довженко, у которого любая невинная жертва вызвала протест, потеря же в начале войны колоссальной территории с населением более 70 миллионов стала настоящей трагедией. Ему это заболело так, что он "крикнул", и этот "крик" вылился в киноповесть "Украина в огне", которую и сегодня нельзя читать спокойно."

"Украина в огне" чрезвычайно сложная по строению. Сюжетные линии в ней не непрерывными: они объединены темой войны, а ядро содержания касается прежде всего семьи Лаврина Запорожца. О. Довженко объяснял структурные особенности своего произведения так: "Здесь все следы битвы сценариста с писателем. Один призвал до строгого профессионального рисунка сценария, второй, потрясенный страданиями народа, все время порывался к расширению темы, размышлений, лирических отступлений, - к авторской участия в громадці больших событий".

Вопросы и задания для учащихся.

1. Что больше всего поразило вас в киноповести "Украина в огне"?

2. Почему это произведение не понравился Сталину и его "камарильи"? Зачитайте самые красноречивые места из произведения.

3. Что так возмутило и разозлило "большого" полководца? Подтвердите сказанное отрывками из произведения.

4. Зачитайте из "Дневника" те места, где описано расправу в Кремле над О. Довженко.

5. Как О. Довженко воспринял запрет "Украины в огне"?

("Запрещение "Украины в огне" сильно пригнобила меня. Хожу расстроенный и места себе не нахожу. И все-таки думаю: пусть она запрещается, бог с ними, она все равно написана. Речь произнесена. Я знаю хорошо, насколько пошатнется хорошо ко мне отношение сверху. Может, я еще и поплачуся как-то за это. Но я верю, что, не смотря ни на что, не смотря на гражданскую смерть, "Украина в огне" прочитана, и будет на Украине через это именно где-то как-то недозагублено не одну сотню людей. Я верю в это, и ничто не собьет меня с этой веры. Я написал рассказ честно, так, как оно есть и как я вижу жизнь и страдания моего народа. В этом рассказе я как-то еще тогда, то есть полностью органично, вступился за народ свой, что несет тяжелые потери на войне. Кому же, как не мне, было сказать слово в защиту, когда такая большая угроза нависла над несчастной моей землей. Украину знает лишь тот, кто был на ней, на ее пожарах сегодня, а не по газетам или салютах вычисляет ее победы, вонзая бумажные флажки в мертвую географическую карту. Грустно мне".) (Записи в дневнике от 28. 11. 1943г.)

Вопросы для беседы.

1. С какими напутственными словами обращается мать своих детишек в начале повести? Или подобный это начало к украинской народной думы с ее пластичностью отражения мира природы и всех душевных движений?

2. Найдите и зачитайте отрывки, в которых показано, что вражда между украинцами, их неумение жить дружно, спасать друг друга как представителя единой нации, были умело использованы большевиками до войны, а немцами во время войны.

3. Что нового вы заметили в изображении образов врагов: Эрнста и Отто фон Краузів?

4. Расскажите, как В. Довженко решает проблему женщины на войне. Зачитайте соответствующие отрывки.

5. Кто из героев киноповести вызывает восхищение? осуждение?

6. Где кроется причина несчастий, что выпали на долю украинского народа?

Комментарий учителя.

Сосредоточив основное внимание на судьбе семьи Запорожцев, а. довженко сумел в ярко художественный форме воспроизвести трагизм "невдатної истории" всего украинского народа. Автор рисует апокалиптические картины начала войны, беспорядочное отступление войск и его причины, тупоголовых карьеристов и шкурников, фашистскую оккупацию, вывоз молодежи в немецкое рабство, партизанскую борьбу против оккупантов и, наконец, панорамную батальную картину победы в ходе войны и освобождение Тополівки.

В повести много неприкрытой символики. Это и фамилии главных героев - Запорожцы, и название села Тополевка, и пять сыновей, как пять пальцев руки (вспомните, что в Мусия Половца из романа "Всадники" Ю. Яновского тоже пятеро сыновей).

Заключительный аккорд киноповести - в разоренной врагом родной Тополівці вновь собрались Запорожцы, несмотря на все трагические обстоятельства, - проникнуто светлой мыслью, что казацкому роду нет переводу.

V.Итоги урока. Закрепление изученного.

Александр Довженко в "Украине в огне" первым в советской литературе подверг сомнению непогрешимость сталинского "гения", припомнив ему довоенные пророчества, что так позорно проявились в первые же часы войны. Художник, по супе, стал состязаться с сильнейшим мира сего: ни одного доброго слова о Сталине за всю повесть! Гражданское мужество А. Довженко была за пределами возможного.

Вопросы для закрепления.

1. Расскажите об истории написания и публикации киноповести А. Довженко "Украина в огне".

2. В чем оказалась гражданская мужество В. Довженко в годы войны?

3. Докажите, что семья Запорожцев киноповести "Украина в огне" олицетворяет историческую судьбу украинского народа.

Заключительное слово учителя.

Не вернулся к нам Довженко живым, не вернулся и мертвым, хоть и оставил завещание похоронить его на Украине. Вернулся только своим бессмертным творчеством, фильмами, непоставленими кіноповістями, пьесами, рассказами, дневником. Вернулся как художник-мыслитель, гражданин, пламенный патриот шевченковского закалки.

VI. Домашнее задание.

Подготовиться к анализу киноповести "Украина в огне", выписать самые яркие цитаты для характеристики образов Лаврина Запорожца, Никиты Заброды, Олесь Запорожец, Христе Хутірної. Подготовиться к контрольному сочинению.

Использована литература:

1. Гончар О. Когда думаешь о Довженко: Воспоминание // Культура и жизни. - 1994. - 10 сентября.

2. Ефремов С. История украинского писательства. - К., 1995.

3. Куценко М. Страницы жизни и творчества А.П. Довженко.- К.: Днепр, 1975.- 344 с.

4. Підсуха О. Предвестник: О кинорежиссера и писателя А. Довженко// Киев,- 1989. - №9. - С. 102-107.

5. Плачинда С. Довженко, которого мы не знали: О неизвестных фактах из биографии большого художника // Дивослово. - 1994. - №8. - С.8-11.

6. Семенчук 1. Жизнеописание Александра Довженко,- К., 1991.