Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОКИ 24-25

 

Тема. "Дневник" А. Довженко - документ эпохи, свидетельство о уродливую природу тоталитаризма, трагическую судьбу нашего народа, Украины и ее выдающихся сыновей.

Цель: ознакомить учащихся со содержанием Довженковского "Дневника"; воспитывать любовь к Украине, формировать на основе прочитанного и проработанного национальное достоинство и сознание.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет А. Довженко, "Дневник" автора, эпиграф.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Проверка усвоенных знаний.

Вопросы для учащихся.

1. Зачитать сочинения-миниатюры "Что означает видеть звезды в будничных лужах на жизненных путях?"

2. Какой подтекст вложен в такие слова:

а) "Я сын своего времени и весь принадлежу своим современникам";

б) "Современное всегда на пути из прошлого в будущее. Почему же я должен презирать все прошлое?";

в) "Благословенна будь, моя нетронутая девица Десно, что, вспоминая тебя много лет, я всегда добрішав, чувствовал себя неисчерпаемо богатым и щедрым. Так много дала ты мне подарков на всю жизнь"?

III.Сообщение темы, цели, задач урока.

Эпиграфом урока пусть будут слова. Сверстюка: "Дневники предоставляются к созданию мозаичных картин: у них есть жемчуг и бриллианты".

IV.Восприятие и осознание нового материала.

Материал для учителя.

Писательские дневники - это особенно интересный жанр литературы. Они, обычно, вводят нас в творческую лабораторию художника, проясняют отдельные эпизоды его биографии, рождения и процесс реализации замыслов.

"Дневник" Александра Довженко - не исключение в этом ряду. Но он имеет и свои отличия. В страшную эпоху тоталитарного режима, когда запрещалось честное и правдивое слово, говорить о свои мысли и переживания было опасно. И О. Довженко доверил своим 4-ом записным книжкам (И - 1941-1942 pp.; II - 1942-1943 гг.; III - 1943-1944 гг.; IV- 1944-1956 гг.) самые сокровенные и самые сокровенные думы, надеясь, конечно, что когда-нибудь они станут достоянием общественности.

Со страницы "Дневника" перед нами предстает сам автор, гражданин-патриот, который в совершенстве знает историю своего народа, придирчиво всматривается в настоящее и пытается заглянуть в будущее.

Как настоящего эрудита, художника с аналитическим государственным мышлением, А. Довженко волнуют самые разнообразные проблемы бытия украинского народа, истории Украины, которую он вслед за Т. Шевченко называл Большим Вдовой, и судьбы "удовиних детей, их образования и воспитания, национального сознания и достоинства, сохранение историко-культурных памятников, родного языка, развития экономики и защиты природы.

В "Дневнике", как в фокусе, уместились и трагедии первых лет войны, и мнения по поводу тех или иных событий, явлений, людей, и протест против командно-бюрократических методов руководства, и пороки нашего довоенного воспитания, и беспримерный героизм воинов, и тревога за судьбу пленных бойцов, как и за миллионы юношей и девушек, что не по своей воле оказались на временно оккупированной территории.

Глубоко и далеко видел Александр Довженко. Обогнал свое время на несколько десятилетий. Если и сегодня, к примеру, кое-кто объясняет поражения наших войск в 1941-1942 гг. фактором внезапности, то Довженко еще 1942 года записал в свой блокнот: "Не было в нас культуры жизни - нет культуры войны. Поэтому страдаем много и по-дурацки. Ничто не проходит даром, сатрапство и глупость особенно".

В течение лет, что их прожил Довженко после войны, не оставляли его боль и горечь, причиненные "венценосным" обидчиком. До самой смерти бунтовала его душа против тогдашних методов управления культурой: "Так нельзя. Так грех руководить художниками." "Стиль есть следствие определенного творческого периода, свободного и обусловленного, а не спланированного. Нельзя планировать стиль в искусстве, как это беспомощно пытается делать наша наивная община в вопросах искусства".

Единственным советчиком и утешителем в те невеселые дни был для художника чистый лист бумаги, над которым он преклонялся, сверяя ему свои чувства и помыслы. Это - "Дневник". Творческая работа, постоянное общение с рабочим людом, бесконечные разговоры наедине с собой помогли его больному сердцу выдержать сталинскую опалу.

Значительная часть дневниковых записей имеет государственное значение. Или это касается увековечения памяти героев войны, вопросы землепользования, управления культурой, воспитание молодого поколения. Большим художникам свойственно государственное мышление, масштабное, как и способность воспринимать и осмысливать свое время сразу, в конкретный момент жизни, а не с далекого расстояния, когда оно становится историей.

Обращаемся к учащимся с вопросами.

1. Какое впечатление произвел на вас "Дневник"?

2. Зачитайте страницы, которые больше всего запомнились или поразили вас.

Просматривая "Дневник", мы убеждаемся, как много знал О. Довженко с того, что для нас стало известным лишь после обретения Украиной независимости. Зачитаймо дневниковые записи о том, как Украина воссоединилась в 1939 году и что с того получилось (2. VII. 1942 г.), кто уничтожил во время войны святыни древнего Киева (4. V. 1942 p., 2. И. 1944 p.), о миллионных жертвах голодомора и войн с чужаками и собственным народом (6. XI. 1945 г.), о судьбе народного учителя, с которого "сделали непрерывного попихача любого председателя колхоза, любого дяди" (28. VI. 1942 г.).

Вопросы и задания для учащихся.

- Какие еще тематические пласты можно выделить в "Дневнике"? Зачитайте самые яркие записи.

Ответы могут быть такими:

а) девушка, женщина, мать во Второй мировой войне;

б) национальная сознание и достоинство украинцев;

в) страдания украинского народа в годы войны;

г) репрессии и истребление интеллигенции;

г) личные воспоминания о друзьях, семье, работе;

д) творческие зарисовки.

Глубоко переживая собственное горе и трагедию родного народа, А. Довженко не обходит в своих размышлениях и общечеловеческим проблемам. Особенно его волнует будущее мировой цивилизации в связи с появлением и первым применением атомного оружия. После бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки он, в частности, записывает в своем "Дневнике":

"Приобретя крылья, человек уподібнилась не ангелу, а дьяволу. Сегодня дьявол приторкнувся своим нечистым перстом к тому, с чего Бог создал вселенную, до атома. Первое, что человек сделал с божественным атомом, - бомбу...

Что есть атомная бомба? - спрашивают сегодня тысячи людей. Сколько несчастий принесет она? Сколько бед причинит?

Которые страшные возможности индивидуального террора может нести в себе отсей недобрый изобретение?"

Как видим, Довженко опасения не были безосновательными. Он будто предвидел будущие катаклизмы: и аварию на Чернобыльской АЭС, и террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года.

Оперируя конкретными фактами, художник глубоко анализирует их, делает обобщения и выводы.

Когда читаем "Дневник" О. Довженко, должны помнить, что человеку, который так придирчиво всматривается в себя, было не 60 и не 70, чтобы суммировать жизни, а лишь 45 лет. Это возраст зрелости, полноты сил и творческих планов.

V. Итоги урока. Закрепление изученного.

Слово учителя.

"Дневник" О. Довженко раскрыл перед нами безмерность страданий художника в период одного из тяжелейших испытаний для Украины. Слово писателя о "землю-пленницу", "невдашну нашу историю" отражает осознание реального положения вещей, - этим можно было делиться только с дневником. И, наконец, в записях видим концептуальную оценку Второй мировой войны: "На украинских полях и селах в огне и пламени решается судьба человечества, решается огромная проблема мировой гегемонии, решается судьба человечества на нашей скорби. Такая несчастливая земля наша. Такая наша судьба несчастливая". Это запись от 5 апреля 1942 года. А через 10 дней - продолжение темы: "Мир мой скудный! Покажи мне, где на тебе пролилось столько крови, как у нас на Украине! Нет другой Украины. Нет!" Этот комплекс художника, способность масштабно обобщать и страдать, болеть за судьбу Украины и ее детей можно сравнить по силе болевого рефлекса разве что с Т. Шевченком. им обоим было дано ощутить и воссоздать высшую степень человеческой боли как собственного.

Довженко не суждено быть в творчестве целостной, внутренне свободным человеком. Сама эпоха не позволяла этого. Поэтому оставался дневник, где он мог размышлять, страдать, плакать, молиться. Вопросы и задания для учащихся.

1. Раскройте трагизм творческой судьбы А. Довженко.

2. Какие черты характера художника прослеживаются в его "Дневнике"?

3. Что думает писатель о воспитании украинцев?

4. Ознакомившись с "Дневником", скажите, верит О. Довженко в счастливое будущее своего народа?

5. Какие показания об большевистские преступления против Украины подает

6. Довженко в дневниковых записях?

VI. Домашнее задание.

Подготовиться до анализа "Дневника". Выписать 5 цитат о расправе Сталина и его сторонников над кинохудожником за "Украину в огне". Прочитать повесть "Украина в огне".